В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Действия приставов могут быть обжалованы прокурору?».
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей
Вследствие загруженности службы судебных приставов в процессе их деятельности неизбежны ошибки, как технического характера, так и в применении норм законодательства об исполнительном производстве.
В целях их устранения, а также для своевременной и полной реализации требований исполнительных документов заинтересованным лицам предоставлено право обжалования действий судебных приставов-исполнителей вышестоящему должностному лицу, а также по месту совершения обжалуемых действий в арбитражный суд либо суд общей юрисдикции, в зависимости от того, каким судебным органом выдан исполнительный документ.
При этом действия главного судебного пристава Российской Федерации, а также постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены только в суде.
По смыслу закона правом обжалования в данном случае обладают любые заинтересованные лица, чьи права нарушены незаконными действиями (либо бездействием) судебных приставов-исполнителей.
Порядок ведомственного обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен ст.ст. 121-127 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Жалоба подается в письменной форме непосредственно лицу, действия которого обжалуются, либо вышестоящему должностному лицу.
Срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней с момента ее поступления. По результатам лицо, рассматривающее жалобу, вправе отменить оспариваемое постановление нижестоящего судебного пристава-исполнителя, а также признать его действия неправомерными и определить порядок устранения выявленных нарушений.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к соответствующему должностному лицу.
Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю не позднее трех дней со дня его принятия.
Порядок судебного обжалования действий (бездействия) приставов-исполнителей определен ст. ст. 121, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. 329 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В арбитражных судах по месту совершения оспариваемых действий рассматриваются дела, связанные с исполнением исполнительных документов, выданных арбитражными судами, а также если нарушены права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия для ее осуществления.
В остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.
Если исполнительное производство (в рамках которого производились обжалуемые действия (бездействие) либо было вынесено обжалованное затем постановление или иной документ) входит в состав сводного исполнительного производства, в котором в числе исполнительных листов хотя бы один – из суда общей юрисдикции, то заявление будет рассматривать именно последний.
Срок подачи заявления – 10 дней с момента осуществления обжалуемых действий либо с момента, когда заявитель узнал об их осуществлении. Указанное заявление государственной пошлиной не облагается.
Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными лицо, чьи права и законные интересы нарушены, вправе в судебном порядке потребовать компенсации морального и материального вреда, причиненного такими действиями.
Кроме того, рассмотрение обращений о неправомерных действиях судебных приставов-исполнителей в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» также входит в компетенцию органов прокуратуры.
Сроки и порядок рассмотрения таких обращений определяются общими правилами, установленными законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами
Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов.
Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.
Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными , т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Прокурор вправе (полномочия прокурора):
-
- проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов;
- поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов;
- вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя);
- затребовать в прокуратуру (либо знакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы;
- направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоящему должностному лицу;
- предостерегать должностных лиц ФССП о недопустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»);
- внести представление об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих;
- поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия;
- возбудить уголовное дело (в случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений).
В ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» указано, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц). Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.
В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.
Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство , претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше статьей КоАП РФ.
Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление о возбуждени исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и ряд других регламентированных законом актов.
В силу ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ», наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт , прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоящему должностному лицу. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного постановления прошел незначительный период времени и последствия принятия решения судебным приставом-исполнителем не приняли необратимый характер.
Предостережение о недопустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований законов в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление об устранении допущенных нарушений , причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.
Действия приставов могут быть обжалованы прокурору
685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а
Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)
686050, Магаданская область, Тенькинский район, п. Усть-Омчуг
ул. Горняцкая, д. 51
Приемная: (41344) 2-21-29 (факс)
685000, г. Магадан
ул. Якутская, д. 65
Приемная: (4132) 65-49-99 (тел/факс)
686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка
ул. Юбилейная, д. 19а
Приемная: (41342) 9-21-00 (факс)
686310, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман
ул. Набережная, 3
Приемная: (41345) 2-26-62 (факс)
686232, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное
ул. Квартал 60 лет СССР, д. 1
Приемная: (41343) 2-31-34 (факс)
685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а
Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)
686160, Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан
ул. Советская, д. 2
Приемная: (41347) 9-48-59 (факс)
686410, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан
ул. Транспортная, д.2
Приемная: (41346) 9-19-54 (факс)
686430, Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск
ул. Чубарова, д. 10
Приемная: (41348) 2-23-56 (факс)
Календарь новостей
« Апрель 2019 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Контактная информация
Мы находимся по адресу:
685000, г. Магадан,
просп. Карла Маркса, д. 17
Телефоны для связи:
7 (4132) 62-47-98
7 (4132) 62-48-98 (факс)
Электронная почта:
Взаимодействие со СМИ и общественностью:
Информация о взаимодействии со СМИ для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры Магаданской области. Информация о взаимодействии со СМИ для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры Магаданской области.
Прокурор разъясняет. Возможности обжалования действий судебных приставов-исполнителей.
Обжалование решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей возможно как вышестоящим должностным лицам ФССП (федеральная служба судебных приставов), так и в арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Порядок досудебного разбирательства не является обязательной стадией.
Жалоба подается по месту нахождения должностного лица – судебного пристава-исполнителя: в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Суд может отказать в принятии жалобы, поданной с нарушением подведомственности.
Гражданский-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя не только взыскателем и должником по исполнительному производству, но и любым другим лицом, чьи права и свободы были нарушены действием или решением судебного пристава.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия судебного пристава-исполнителя. В случае не извещения о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда лицо узнало о вынесении постановления, совершении действия, установлении факта бездействия судебного пристава-исполнителя.
Срок рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом ФССП составляет 10 дней с момента её поступления.
Кроме того, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами. Гражданин вправе обратиться в органы прокуратуры с жалобой на решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.
При поступлении обращения, прокуратурой проводится проверка, по итогам которой, в случае выявления в действиях судебных приставов-исполнителей нарушений закона, прокурор применяет меры прокурорского реагирования.
В частности, при выявлении нарушений прокурор может:
— внести представление об их устранении нарушений главному судебному приставу с постановкой вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;
— приносить протесты вышестоящим должностным лицам на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей;
— при выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов-исполнителей, выносить постановление о направлении материалов проверки в следственный орган;
— обратиться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлением о признании незаконным решения, действия, бездействия судебного пристава-исполнителя.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Действия приставов могут быть обжалованы прокурору» в комментариях.