В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Как работает пристав по административным штрафам?».
Публикации
Примерно половину от общего количества исполнительных производств составляют дела о взыскании административных штрафов. Госавтоинспекция (ГИБДД) направляет больше всего исполнительных документов органам Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ, однако в пересчете на подлежащие взысканию средства штрафы участникам дорожного движения составляют всего около 1% от суммы долга по всем категориям производств.
Центр стратегических разработок (ЦСР) подготовил доклад «Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов» о состоянии дел в сфере исполнительного производства, в котором обозначил ряд проблем и предложил пути их решения.
Триллионы рублей долгов
Сотрудники ФССП в 2016 году работали более чем с 80 миллионами исполнительных производств, из которых 54 миллиона – новые дела, открытые в том же году, сообщается в докладе ЦСР. В 2016 году общая сумма, подлежащая взысканию по всем исполнительным производствам, составляла 2,21 триллиона рублей (в ценах 2012 года). При этом было фактически взыскано лишь 13% от этой суммы. За последние пять лет процент взысканных средств снизился, а суммы долгов возросли. Без пересчета на цены 2012 года сумма долгов по имущественным исполнительным производствам превышает отметку в 4 триллиона рублей, из которых большую часть составляют долги перед кредитными организациями – 2,25 триллиона рублей у физических лиц и 950 миллиардов рублей у юридических лиц.
Общая численность сотрудников ФССП составляет около 71 тысячи человек, из которых 22 тысячи работают судебными приставами-исполнителями. Фактически именно на них ложится огромная нагрузка, связанная с исполнением судебных решений, а также производством по иным документам. По оценке ЦСР, интенсивность работы среднего пристава предполагает закрытие 9 исполнительных производств в день. В текущем производстве одного пристава может одновременно находиться от 500 до 4 тысяч дел. Данное количество зависит от категории дел: штрафы по постановлениям ГИБДД можно взыскивать в доход государства удаленно, с помощью автоматизированных систем, и сотрудники могут одновременно работать с тысячами производств. Взыскание алиментов требует от пристава больших усилий, в связи с чем количество находящихся в работе дел ниже и обычно ограничено отметкой в 300-400 исполнительных производств.
ЦСР в своем докладе подчеркивает, что эффективность работы судебных приставов невысока, а при взыскании денег приоритет отдается требованиям государства – штрафам, налогам и иным платежам публичного характера. Физическим лицам и частным организациям сложнее вернуть долги и получить причитающееся. «Если же переходить к категориям дел, где средняя сумма более крупная и взыскателем является не государство, то мы увидим, что ФССП довольно плохо умеет работать с ними», – подчеркивают эксперты.
Что мешает эффективному взысканию
Среди причин, по которым работа ФССП с исполнительными производствами остро нуждается в улучшении, прежде всего, несовершенства в организации деятельности ведомства. К таковым ЦСР относит систему оценки эффективности работы судебных приставов исполнителей, которая в основном привязана к соотношению числа производств, успешно завершившихся взысканием средств, к общему количеству дел. Данный подход не может дать объективное представление об эффективности работы ФССП, убеждены эксперты. Взыскания по административным штрафам ГИБДД со средней суммой долга в 1 тысячу рублей составляют значительную часть всех исполнительных производств. Приставы успешно завершают взысканием производство порядка 80% дел данной категории, но если говорить об общей сумме долга, то штрафы ГИБДД составляют не более 1%. Долги перед кредитными организациями составляют более половины от общей суммы, однако процент взысканий по данной категории производств колеблется в районе 15-20%. Таким образом, работа пристава, занимающегося взысканием штрафов с автолюбителей, по критериям ФССП может признаваться более успешной, чем у его коллеги, специализирующегося на кредитах. Если же говорить о вкладе приставов в снижение общей суммы долга, подлежащей взысканию, то процент успешно завершенных производств уже не будет играть такой роли. Однако существующее положение дел таково, что в приоритете у сотрудников ФССП выполнение плана и приведение результатов труда в соответствие с принятыми оценками эффективности, что расходится с интересами взыскателей, особенно из частного сектора.
ЦСР особо подчеркивает, что приставы даже по производствам, где в основном используются автоматизированные информационные системы, вынуждены выполнять большой объем бумажной работы. Жалобы и обращения граждан, запросы от прокуратуры и вызовы в суд также отвлекают приставов непосредственно от процесса исполнения. Работа сотрудников ФССП дополнительно осложнена несовершенством системы обмена информацией между ведомствами и организациями. Одним из последствий недостатков в организации деятельности ведомства является почти повсеместное введение ненормированного рабочего дня. С учетом среднего размера оклада в 15 тысяч рублей в месяц закономерно возникает высокая текучесть кадров. Требование к судебным приставам-исполнителям об обязательном наличии юридического или экономического образования не поможет повысить уровень квалификации кадров, а лишь затруднит поиск новых сотрудников, убеждены в ЦСР.
Как помочь приставам и взыскателям
В целях решения проблем эксперты в первую очередь предлагают изменить подход к оценке эффективности работы судебных приставов-исполнителей, поставив во главу угла сумму взысканий, а не процент успешно оконченных производств. Также предлагается ввести ряд дополнительных критериев: сложность дел, специфика региона и другие.
Судебные приставы-исполнители должны сосредоточиться на взыскании, для этого объем бумажной работы необходимо свести к минимуму. Кроме того, сотрудников нужно по возможности освободить от личных приемов взыскателей, рассмотрения обращений и походов в суды. Как считают в ЦСР, здесь должно помочь размещение большего объема интересующей взыскателя информации в открытом доступе. Работу с обращениями и выходы в суд следует выделить в отдельную специализацию и передать сотрудникам с профильным юридическим образованием. Для большей части судебных приставов-исполнителей наличие юридического образования необязательно, подчеркивают эксперты. Дела о взыскании административных штрафов должны быть выведены из компетенции ФССП. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект Министерства юстиции РФ о возможности направления ряда исполнительных документов напрямую работодателю должника. ЦСР поддерживает данную инициативу, отмечая, что документы, в том числе по штрафам, должны сначала поступать в банки, и лишь при отсутствии средств на счетах, перенаправляться работодателям.
Еще одно важное направление – налаживание межведомственных взаимодействий и электронных систем обмена информацией. ЦСР приводит примеры, когда нарушители вынуждены дважды платить штрафы из-за недостатков процесса обмена данными между ГИБДД и ФССП. Два пристава, специализирующихся на разных видах исполнительных производств, могут отдельно друг от друга работать с одним лицом, например, по взысканию кредита и алиментов. В таком случае важно, чтобы действия в рамках исполнительных производств могли быть полезны для обоих приставов. По мнению экспертов, особого внимания заслуживают мероприятия, призванные повысить качество взаимодействия приставов с банками при направлении запросов о счетах должников. Судам следует помогать приставам-исполнителям, чаще принимая обеспечительные меры, говорится в докладе.
ЦСР предлагает защитить интересы частных взыскателей, разрешив деятельность негосударственных исполнителей, деятельность которых мог бы контролировать Минюст. Согласно планам экспертов, частные приставы смогут работать на коммерческих началах за гонорар 3 до 25% от суммы долга. По данным доклада, деятельность частных приставов-исполнителей наряду с государственными организована в Казахстане и в ряде европейских стран, и такой подход дает положительные результаты.
Как судебные приставы взыскивают большие административные штрафы
За что выставляют штраф приставы
Сроки Многих интересует вопрос касательно того, как не платить исполнительный сбор приставам за штраф ГИБДД. Для этого следует в периоде пяти суток уплатить требуемые деньги.
Вторично предъявить постановления разрешается лишь спустя полгода после окончания первого производства. Проверка Неуплата приводит к аресту, запрету на выезд. КоАП РФ
«Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера»
:- в установленный судебным приставом срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора;- в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Порядок взыскания штрафов в ГИБДД
В такой ситуации действие удостоверения может быть приостановлено в судебном порядке вплоть до уплаты всей суммы задолженности.
Если водитель все-таки пытается избежать наказания, может быть возбуждено исполнительное производство, в результате которого нарушитель привлекается к одной из следующих мер ответственности:
- Арест банковского счета.
- Запрет на выезд за границу.
- Арест на имущество (причем оценка производится не по реальной стоимости вещей, а так, как решит государство).
Принудительным взысканием неуплаченных штрафов занимается Федеральная служба судебных приставов.
Вот как могут лишить прав за неоплаченные штрафы
Уклонение от исполнения административного наказания 1.
То есть если вы не заплатили вовремя штраф за нарушение ПДД, то можете быть привлечены судом к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.
В этом случае если изначально штраф, который вы не оплатили в установленный законом срок, был выписан за нарушение ПДД, зафиксированное комплексом фото- и видеофиксации, то, как правило, суд выносит решение о наложении на вас нового штрафа, сумма которого будет составлять двукратный размер суммы неоплаченного штрафа.
Сроки взыскания штрафа приставами
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. В большинстве случаев наказание за совершение административных правонарушений предусматривает оплату штрафов.
Порядок выполнения этого наказания предусмотрен ст. 32 КоАП РФ. Добровольный срок уплаты штрафа составляет 70 дней с момента его вынесения (в т.
Если сумма не превышает размера двух минимальных зарплат, штраф могут взыскать частями из вашей заработной платы, пенсии, стипендии (но не более 50% в месяц из суммы, оставшейся после обязательных вычетов), направив постановление о наложении штрафа в организацию, где вы работаете, либо учебное заведение.
Взыскание административных штрафов
В случае обнаружения неоплаты штрафа в срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст.
20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа, у суда есть 3 месяца на то, чтобы привлечь вас к административной ответственности.
Получается, что 10 суток отводится на вступление постановления в силу (в случае если оно не обжаловано) + 60 дней на уплату штрафа = 70 дней. 70 дней + 3 месяца на привлечение по ст.
20.25 КоАП РФ = 160 дней.
Порядок взыскания штрафа ГИБДД судебными приставами
Вернуть права на управление автомобилем удастся только после полного погашения задолженности.Если водитель продолжит игнорировать потребность в закрытии долга, судебными приставами может быть начато исполнительное производство. Его результатом станет выдача исполнительного листа, позволяющего взыскать долг по штрафу ГИБДД в принудительном порядке.
Взыскание штрафов ГИБДД судебными приставами в принудительном порядке начинается в том случае, если человек игнорирует потребность в их уплате в течение 2 месяцев с момента получения постановления.
Согласно правилам, оно вступает в силу после того, как прошло 10 дней с момента его предоставления нарушителю. Этот срок выделяется для того, чтобы гражданин мог обратиться в суд и .Гражданин имеет право на отсрочку.
07.11.2014 разъяснение о взыскании административных штрафов за нарушение правил дорожного движения
Квитанция подписывается судебным приставом-исполнителем (о том, что последний принял от должника денежные средства) и должником, в подтверждение того, что последний уплатил данные денежные средства судебному приставу-исполнителю.
Это необходимо для того, чтобы судебный пристав-исполнитель мог снять все наложенные в рамках возбужденного исполнительного производства ограничения на денежные средства и имущество, принадлежащее должнику на праве собственности и вынести постановление об окончании исполнительного производства.
Публикации
В 2017 году общая сумма, подлежащая взысканию по всем исполнительным производствам, составляла 2,21 триллиона рублей (в ценах 2012 года).
При этом было фактически взыскано лишь 13% от этой суммы. За последние пять лет процент взысканных средств снизился, а суммы долгов возросли.
Без пересчета на цены 2012 года сумма долгов по имущественным исполнительным производствам превышает отметку в 4 триллиона рублей, из которых большую часть составляют долги перед кредитными организациями – 2,25 триллиона рублей у физических лиц и 950 миллиардов рублей у юридических лиц.
Общая численность сотрудников ФССП составляет около 71 тысячи человек, из которых 22 тысячи работают судебными приставами-исполнителями. Фактически именно на них ложится огромная нагрузка, связанная с исполнением судебных решений, а также производством по иным документам.
Проблемы исполнительного производства, связанные с принудительным взысканием административных штрафов (Борисов А.М., Мирзаев С.А.)
20.25 КоАП РФ, широко применяют административный штраф, добровольная уплата и взыскание которого составляют серьезнейшую проблему правоохранительной системы Российской Федерации.А.А. Гараев, изучив динамику взыскания административных штрафов в период с 2004 по 2012 год, отмечает, что по делам об административных правонарушениях, рассмотренным федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями в 2004 году, доля административного штрафа, взысканная добровольно или принудительно судебными приставами, составила 42,3% от всей суммы штрафов, в 2005 году — 37,6%, в 2006 году — 36,4%.В 2010 году было взыскано лишь 5% от общей суммы административных штрафов, но уже в 2011 году эта доля возросла до 12%, что в сумме составило около 19,6 млрд руб.
УФССП: ваши административные штрафы под строгим контролем
Сегодня в Красноярске состоялась пресс-конференция УФССП, УФМС, ДПС УГИБДД ГУВД. Гости рассказали о том, как в Красноярском крае взыскиваются административные штрафы и что грозит за их неуплату.
С 31 марта 2010 года в силу вступили изменения в КоАП, которые позволяют теперь и судебным приставам составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ), что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В течении года новые полномочия судебные приставы применяли в отношении должников, которых в административном порядке оштрафовал суд. Он выносит решение о наказании, в его полномочиях принимать решение об удвоении суммы штрафа или применении административного ареста гражданина. Приставы же составляют протоколы и передают их в суд. Именно УФССП России по Красноярскому краю координирует работу по взысканию административных штрафов на территории края, наложенных УФМС, ДПС УГИБДД ГУВД, МЧС и т.д.
“Мы много говорим о правовом государстве, много говорим о правосознании граждан. Практика же показывает, что правовое сознание жителей Красноярского края фактически на нуле. В первую очередь это заключается именно в том, что количество правонарушений и неуплаченных добровольно штрафов с каждым годом растет. То есть мало того, что люди позволяют себе нарушать, но они позволяют себе не нести ответственность за то, что совершили. Более того, нарушители получают определенный драйв от того, что убежали, не заплатили и их не нашли”, — отмечает заместитель руководителя Управления УФССП России по Красноярскому краю Елена Ловандо. Если говорить о статистике, то в прошлом году на исполнении было более 600 000 штрафов, это значит, что каждый второй житель края совершает правонарушения, а 50 000 человек избегает ответственности.
Елена Ловандо замечает по поводу необходимости применения ч.1 ст. 20.25 КоАП: “С моей точки зрения, как сотрудника правоохранительных органов, как юриста и просто как гражданина правового государства статья звучит абсурдно – “ответственность гражданина за несвоевременную уплату административного штрафа”. То есть, если ты совершил правонарушение, ты должен оплатить этот штраф в течение 30 суток, понести ответственность за то, что ты сделал. Если ты эту ответственность не понес, то это самостоятельное административное правонарушение. Это абсурд – наказывать за то, что ты не выполнил в первый раз, такого в принципе не должно быть в природе”. Тем не менее, эта статья сегодня очень активно используется правоохранительными органами. Статистика здесь неутешительная и с каждым годом становится хуже: за два месяца 2011 года только в УФССП возбуждено 108 дел об административных правонарушениях, по всем из них штрафы либо удвоены, либо применена мера административного ареста.
О правовой культуре, точнее, об ее отсутствии говорит и тот факт, что к наказанию в виде административного ареста относятся, как к некому “отпуску”. Родственники нарушителей поддерживают и жалеют, начальство дает на работе отгул на несколько суток или неделю, а общество не относится к нарушителю негативно. По мнению заместителя руководителя Управления УФССП России по Красноярскому краю, такое восприятие ситуации недопустимо: “Гражданин под административным арестом лишается прав: права управления транспортным средством, потому что он двое или более суток находится в камере административного задержания, права пользоваться теми же СМИ и т.д. Это такое же наказание, которое только по срокам нельзя сравнить с уголовным. С таким сознанием мы никогда не построим правовое государство”.
Следует отметить, что к мере наказания в виде административного ареста гражданин может быть привлечен вне зависимости от суммы штрафа. Этот вопрос решает суд. Если у нарушителя имеются ранее неоплаченные штрафы и другие дополнительные вопросы к злостному должнику, то суд применяет арест. Есть примеры, когда удвоение штрафов шло по крупным суммам при привлечении руководителей и бухгалтеров предприятий края за несвоевременное предоставление налоговой отчетности и нарушения в этой сфере. Крупнейшие суммы взыскиваются в сфере миграционного законодательства, поэтому сумма не имеет значения.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Как работает пристав по административным штрафам» в комментариях.