В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Включение в резерв судебных приставов что это?».
О включении дебиторской задолженности, подтвержденной решениями суда в резерв по сомнительным долгам.
- Вторник, Июль 17 2012
У организации есть дебиторская задолженность, подтвержденная решениями арбитражного суда. Дебиторская задолженность не включалась в расчёт резерва по сомнительным долгам, так как организация считала, что возврат гарантирован решениями суда. Взыскание долгов ведется уже несколько лет. Сейчас, по мнению организации, вероятность возврата мала, так как по одному из должников открыта процедура банкротства, другой должник — частный предприниматель без имущества. Однако судебными приставами производства ведутся по настоящее время.
Просроченная дебиторская задолженность числится на балансе организации с 2005 года.
Нужно ли включать сумму дебиторской задолженности, подтверждённой решениями суда, в резерв по сомнительным долгам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По указанной в условиях вопроса дебиторской задолженности, числящейся на балансе организации на начало текущего периода, следует создать резерв сомнительных долгов.
При этом сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена.
В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность показывается за минусом резерва сомнительных долгов. В дальнейших отчетных периодах сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации.
Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н утверждено новое ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее — ПБУ 8/2010), которое обязательно к применению начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года.
Здесь же отметим, что ПБУ 8/2010 может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).
Напомним, однако, что это не все изменения, внесенные в российские стандарты бухгалтерского учета (далее — РСБУ), вступившие в силу с 1 января 2011 года. Так, приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н внесены изменения в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), также вступившие в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
В действующей редакции первые два абзаца п. 70 Положения N 34н, претерпевшие изменения, звучат следующим образом:
«Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями».
Таким образом, в действующей редакции п. 70 Положения N 34н установлено не право организации, а фактически ее обязанность создавать резервы сомнительных долгов по любой дебиторской задолженности, а не только по расчетам «за продукцию, товары, работы и услуги», как это было установлено ранее. Кроме того, создавая указанные резервы, организациям следует учитывать не только факт непогашения задолженности в установленные договором сроки, но и степень вероятности, с которой задолженность не будет погашена.
Согласно п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» дебиторская задолженность включается в бухгалтерский баланс за вычетом такого резерва.
Напомним, создание резервов сомнительных долгов отражается записями по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2 000 N 94н).
Отметим также, что осталась неизменной норма абзаца последнего п. 70 Положения N 34н, а именно: «Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам».
Под использованием резерва подразумевается списание за его счет задолженности, нереальной для взыскания (п. 77 Положения N 34н). Однако, если задолженность списывается до признания ее нереальной для взыскания, являясь между тем просроченной, организации, по нашему мнению, не следует восстанавливать резерв. Сумма резерва должна быть присоединена к финансовым результатам отчетного года, только если есть уверенность в том, что задолженность не является сомнительной (например если поступила информация об улучшении платежеспособности должника либо долг был фактически погашен).
Из вышеизложенного следует, что на момент возникновения дебиторской задолженности (в 2005 году) организация имела право, но не обязанность создавать резерв. Вместе с тем, если по состоянию на 1 января 2011 года данная дебиторская задолженность числится на балансе, то резерв следует создать, учитывая при этом нормы ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 оценочным значением признается среди прочих величина резерва по сомнительным долгам. В соответствии с п. 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости, в частности актива или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в отношении рассматриваемой дебиторской задолженности, числящейся на балансе организации на начало текущего периода, следует создать резерв сомнительных долгов.
При этом сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена. В дальнейшем (в предстоящих отчетных периодах) сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации.
Напомним, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения (п. 6 ПБУ 21/2008):
— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.
Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией «Гарант».
Резерв по сомнительным долгам при взыскании долга через суд
Как организации, применяющей ОСН и имеющей резерв по сомнительным долгам, учитывать сумму дебиторской задолженности за выполненные работы, если есть решение суда о взыскании задолженности с контрагента? Когда можно будет ее списать? Вопросы налогового учета рассматривают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наталья Вахромова и Дмитрий Игнатьев.
У организации (общая система налогообложения) из-за несвоевременной оплаты заказчиком выполненных работ возникла дебиторская задолженность. Организация обратилась в суд. Судом вынесено решение о взыскании суммы задолженности с должника. На данный момент судебным приставом еще не вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о возврате организации исполнительного документа. Учетной политикой для целей налогообложения установлено, что организация создает резерв по сомнительным долгам. Можно ли включить указанную задолженность в состав резерва по сомнительным долгам и когда можно будет списать эту задолженность окончательно?
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам (далее — Резерв) в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в Резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма Резерва определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого Резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму Резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого Резерва.
При этом сумма создаваемого Резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Резерв может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Таким образом, п. 1 ст. 266 НК РФ устанавливает следующие критерии для признания задолженности сомнительной:
- задолженность перед налогоплательщиком возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (дополнительно смотрите письма Минфина России от 08.12.2011 N 03-03-06/1/816, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398);
- задолженность не погашена в срок, определенный договором;
- задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Каких-либо других критериев или ограничений для признания задолженности сомнительной нормы главы 25 НК РФ не предусматривают.
В рассматриваемой ситуации у организации имеется дебиторская задолженность за выполненные работы, срок оплаты которых, предусмотренный договором, истек. При этом задолженность не обеспечена ни залогом, ни поручительством, ни банковской гарантией. То есть все условия, установленные п. 1 ст. 266 НК РФ, для признания указанной задолженности сомнительной соблюдены. По нашему мнению, ни сам факт обращения организации в суд, ни вынесенное судом решение о взыскании с должника суммы задолженности не могут являться препятствием для признания дебиторской задолженности сомнительным долгом.
Таким образом, организация в данном случае должна была учитывать сумму дебиторской задолженности за выполненные работы при формировании Резерва в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 НК РФ.
Следует обратить внимание, что в случае формирования Резерва списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного Резерва. В случае, если сумма созданного Резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266, пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Следовательно, организация может окончательно списать сумму дебиторской задолженности за выполненные работы в налоговом учете по факту ее признания безнадежным долгом.
В силу п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком:
- по которым истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
- по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
- по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, распоряжения и т.п.);
- по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). При этом долги, нереальные к взысканию, списываются в составе внереализационных расходов с даты исключения налогоплательщика-должника из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, с 01.01.2013 пункт 2 ст. 266 НК РФ дополнен абзацем вторым, согласно которому безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Отметим, что в рассматриваемой ситуации не может иметь место списание непогашенной дебиторской задолженности по мотивам истечения срока исковой давности, так как организация обратилась в суд и судом вынесено решение о взыскании задолженности с контрагента. Поэтому указанная задолженность должна быть признана безнадежным долгом и списана по иным, чем пропуск срока исковой давности, основаниям. Такая позиция выражена, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 N Ф06-584/12 по делу N А72-2866/2011.
Данный вывод основывается на том, что ст. 196 ГК РФ указывает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
При этом согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Вынесение судом решения по иску о взыскании долга в пользу кредитора означает реализацию права организации на судебную защиту, что исключает возможность существования исковой давности (ст. 195, ст. 204 ГК РФ). После того, как решение вступило в законную силу и возникла необходимость его принудительного исполнения, начинается самостоятельный срок по исполнению решения суда.
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Практическая энциклопедия бухгалтера
Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.
Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?
Резерв по сомнительным долгам обязателен или нет — такой вопрос часто возникает у бухгалтера при формировании учетной политики. Ответ на него зависит от того, о каком учете (бухгалтерском или налоговом) идет речь. Рассмотрим, в чем различие между резервами по сомнительным долгам, создаваемыми в этих учетах.
Сомнительный долг — что это и для чего нужен резерв по нему?
Сомнительным долгом для организации, в отношении которого заходит речь о создании резерва, считается имеющийся перед ней долг ее контрагента, в неполучении которого есть достаточная доля уверенности. Формирование резерва по такому долгу позволяет:
- показать в бухучете величину задолженности, реальную к получению, т. е. сделать более достоверными данные о задолженности и, соответственно, сведения бухотчетности;
- учесть для целей налогообложения потери от непоступления денежных средств до наступления момента, позволяющего полностью списать долг как безнадежный в целях расчета налога на прибыль.
Безнадежным долг становится (п. 2 ст. 266 НК РФ):
- по истечении срока исковой давности (3 года);
- при наличии постановления ФССП о невозможности его взыскания;
- в случае ликвидации организации;
- при невозможности исполнения из-за обстоятельств, не зависящих от воли сторон, в т. ч. вследствие акта, изданного органом государственной власти.
О документальном оформлении процедуры списания читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».
Общие черты бухгалтерского и налогового резервов
Оба основополагающих документа (бухгалтерский и налоговый) дают похожие определения сомнительному долгу, признавая им существующую дебиторскую задолженность:
- не погашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в сроки, установленные в договоре, и не обеспеченную гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
- не погашенную в сроки, установленные в договоре, и не имеющую обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Общим для обоих видов учета является также то, что резервы:
- создаются по результатам инвентаризации задолженности и могут быть образованы по итогам как отчетного, так и налогового периода, в котором произошло их выявление;
- формируются раздельно по каждому из сомнительных долгов;
- влияют на финрезультат при всех операциях с ним.
Однако на этом сходство сомнительных долгов для признания их в бухгалтерском или налоговом учете заканчивается. Начинаются различия.
Условия создания резерва в бухучете
Резерв, создаваемый в бухучете, отличает:
- обязательность его создания по выявленной сомнительной задолженности;
- независимость от факта формирования (или неформирования) аналогичного резерва в налоговом учете;
- отсутствие каких-либо исключений в круге налогоплательщиков, обязанных создавать резерв, т. е. формировать его должны все;
- отсутствие ограничений по источнику происхождения задолженности, т. е. резерв может быть создан по долгам любого вида;
- возможность формирования не только по уже просроченным долгам, но и по тем, которые не просрочены, но вероятность их неполучения достаточно высока;
- допустимость самостоятельного формирования критериев признания долга сомнительным;
- возможность самостоятельного определения размера создаваемого резерва в зависимости от самостоятельно же установленной вероятности получения долга или оплаты только его части;
- возможность изменения суммы резерва при изменении ситуации с оплатой долга;
- необходимость закрытия (списания) неизрасходованных сумм резерва в конце года, следующего за годом его создания.
Создание резерва в налоговом учете
Резерв, создаваемый в налоговом учете, обязательным не является. Принятие решения о его создании — это право налогоплательщика. Но в части всех остальных моментов этот резерв регламентирован в значительно большей степени, чем бухгалтерский, отличаясь следующим:
- право на его создание имеют только те, кто ведет учет, используя метод начисления;
- резерв применим только к задолженности покупателей;
- сформировать его можно только по уже просроченной задолженности;
- установлена продолжительность просрочки платежа для отнесения долга к тому, по которому можно создать резерв;
- в зависимости от срока задержки оплаты определен размер резерва, и для него установлены только 2 величины: на полную сумму долга при просрочке оплаты более 90 дней, на половину суммы задолженности при задержке платежа на срок от 45 до 90 дней;
- при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) в резерв попадает только часть долга, которая не покрыта этой кредиторкой;
Узнать подробнее о порядке расчета резерва в этом случае можно из материалов:
- предельный объем создаваемого резерва с 2017 года ограничен величиной 10% от наибольшей из 2-ух величин — выручки за отчетный период, в котором создается резерв, или выручки за предыдущий год (налоговый период);
- резерв, не использованный в отчетном году, можно перенести на следующий год, скорректировав на его величину вновь создаваемый резерв по этому же долгу.
О некоторых ситуациях, вызывающих вопросы при создании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Учет резервов и отражение разниц в их формировании
В отношении созданного резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учетах возможны следующие процессы:
- корректировка величины резерва при изменении параметров, влияющих на нее;
- восстановление резерва при оплате долга или неиспользовании резерва;
- списание долга за счет резерва.
В обоих учетах создание резерва, корректировка его величины и восстановление отражаются в финрезультате, относясь на:
прочие расходы (доходы) — в бухучете (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н);
внереализационные расходы (доходы) — в налоговом учете (п. 3 ст. 266 НК РФ).
За счет сумм созданного резерва списывается задолженность, признанная безнадежной. Разница между величиной созданного резерва и величиной списанной безнадежной задолженности также относится на финрезультат (в расходы или в доходы).
Создание резервов в бухгалтерском и налоговом учетах (или только в бухучете) обычно приводит к созданию временных разниц по ним. В первом случае это объясняется различием как в принципах оценки ситуации, для которой нужен резерв, так и в суммах создаваемых резервов, определяемых по разным алгоритмам. А во втором — самим фактом отсутствия резерва в налоговом учете. Временные разницы меняются по величине при операциях, производимых с резервом, и списываются в момент закрытия суммы резерва.
О возможных вариантах уменьшения разниц и о бухгалтерских проводках по резервам читайте в статье «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
Что в части резервов должно попасть в учетную политику?
В отношении резерва, создаваемого в бухучете, в бухгалтерской учетной политике необходимо отразить периодичность проведения инвентаризации для целей выявления сомнительной задолженности (обычно это делают поквартально или 1 раз в конце года, но можно проводить и чаще, например, ежемесячно) и критерии:
- признания долга сомнительным;
- оценки вероятности получения долга;
- определения размера формируемого резерва.
Вносить в бухгалтерскую учетную политику положение о создании или несоздании такого резерва необязательно. Создавать его при наличии задолженности, признанной сомнительной, надо. К тому же включение в учетную политику решения о несоздании резерва по сомнительным долгам может привести к признанию данных бухучета не соответствующими критерию достоверности.
В налоговой учетной политике достаточно указать на факт создания или несоздания резерва и периодичность, с которой будут учитываться результаты инвентаризации задолженности. Иные дополнительные моменты, относящиеся к резерву, можно не прописывать, т. к. руководствоваться в отношении них придется положениями ст. 266 НК РФ.
Ответ на вопрос об обязательности резерва по сомнительным долгам является положительным в отношении резерва, создаваемого в бухучете. Создание аналогичного резерва в налоговом учете — вещь добровольная, но в отношении порядка формирования и размера существенно более регламентированная, чем для бухгалтерского учета.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Включение в резерв судебных приставов что это» в комментариях.