В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебный пристав как государственный гражданский служащий?».
Стр. 1 | 4. Требования, запреты и ограничения, | Глава 1. СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ | Раздел II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ |
связанные с гражданской службой
В число требований к гражданским служащим входят: а) квалификационные требования к должностям гражданской службы (к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей); б) требования к служебному поведению гражданского служащего.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для замещения:
а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.
Статья 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» регулируют вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. В частности, гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
В ФССП России образована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Приказом ФССП России от 24 июля 2007 г. N 348 утвержден Порядок работы данной Комиссии. Так, в 2009 г. в территориальных органах ФССП России было проведено 201 заседание Комиссии, в том числе: 176 — в связи с информацией о совершении государственным гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению; 25 — в связи с информацией о наличии у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В результате было выявлено 153 нарушения. К пяти государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России были приняты меры дисциплинарного воздействия, в шести случаях материалы направлены в правоохранительные органы.
Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2007. N 4.
Судебный пристав как субъект государственной службы
Концепцией судебной реформы в Российской Федерации было предусмотрено именно воссоздание в России института судебных приставов, поскольку он имеет большую историю. Появление института судебных приставов — это в определённой степени возврат к той российской юридической традиции, которая существовала до событий 1917 года; в какой — то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего в дореволюционной России. По характеристике видного русского юриста той эпохи — профессора Е.В. Васьковского, судебные приставы являются органами судебной полиции. Согласно Учреждению судебных установлений, принятых в период судебной реформы при Александре II, компетенция судебных приставов включала следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по находящимся в производстве делам, исполнение иных поручений судов, в т.ч. распоряжений председательствующего в судебном заседании.
Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Кроме того, кандидат на должность судебного пристава сначала исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего их исполнения, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть причинены их действиями.
Абсолютно прав В.В. Ярков, когда пишет, что «причины возрождения института судебных приставов в основном сводятся к следующему:
- 1) в условиях построения системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей, полномочия по организационному обеспечению принудительного исполнения должна осуществляться органами исполнительной власти. Суды же реализуют свои полномочия в сфере исполнительного производства путём разрешения споров и иных вопросов, отнесённых к их подведомственности;
- 2) это обеспечение безопасности судов и судей, порядка в судебном заседании. Усложнение рассматриваемых судами дел, значительные экономические и политические интересы, нередко стоящие за тем или иным делом, давление на суд и судей и их близких, в т.ч. в формах, угрожающих их жизни и здоровью, а также их имуществу, повлекли за собой необходимость усиления форм и средств защиты, поскольку обеспечение безопасности силами других, так называемых «силовых ведомств», оказалось недостаточно результативным;
- 3) обеспечение принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов. Сложилась нетерпимая обстановка, когда решения судов не исполняются годами, а всё это дискредитирует идею правосудия».
Следует иметь в виду, что ещё до принятия Федерального закона «О судебных приставах» в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддержание порядка в заседании Конституционного Суда было возложено на судебных приставов, требования которых являлись обязательными для всех присутствующих.
Разъяснением, данным в п.2 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах», что судебный пристав является должностным лицом, подчёркнута его значимость и значимость выполняемых им функций.
В соответствии с перечнем государственных должностей федеральной государственной службы, утверждённым Указом Президента РФ от 3.09.97 г. № 981 с изменениями и дополнениями, должность старшего судебного пристава относится к ведущей должности, а должности судебных приставов — исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов — к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждённых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти (приложение № 9).
Таким образом, к кандидатам на должность судебного пристава как государственного служащего федерального органа государственной власти, наряду со специальными требованиями, указанными в п. 1 и 3 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах» (судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее полное (общее) или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам и по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности, а также не имеющий судимость), предъявляются и общие требования, установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации».
Эти требования сводятся к следующему:
— кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, владеющий государственным (т.е. русским) языком;
Он не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
- — признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- — близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому (т.е. судебный пристав — старший судебный пристав в одном подразделении судебных приставов; старший судебный пристав — главный судебный пристав одного и того же субъекта Российской Федерации и т. п.);
- — наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашениями;
- — отказа от представления в орган государственной службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющемся объектом налогообложения (ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации»).
Кроме того, Указом Президента РФ о квалификационных требований по должностям федеральной государственной службы от 30.01.96 г. № 123 установлено, что для занятия ведущей должности государственной службы (старший судебный пристав), требуется стаж государственной службы на государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трёх лет, а для занятия старшей должности государственной службы (судебный пристав) — стаж работы по специальности не менее трёх лет.
Предполагается, что в саж работы может входить служба в Вооружённых Силах Российской Федерации, работа в правоохранительных и правоприменительных организациях, в юрисконсульских службах учреждений и организаций.
Учитывая специфичность должностных обязанностей судебного пристава (ст. 15 — 18 ФЗ «О судебных приставах»), законодатель ввёл специальные условия для занятия этой должности (п. 1 и 3 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»). Кроме того, согласно п. 2 ст. 4 судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку, а судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельное оружие и специальных средств. Судебные приставы-исполнители на основании Указа Президента Российской Федерации от 28.04.1998 г. № 462 «О внесении изменений и дополнений» в Указ Президента Российской Федерации от 03.10.1997 г. №981 «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы» не только вошли в категорию государственных чиновников, но и получили возможность иметь и применять в необходимых случаях боевое стрелковое оружие.
Такая мера диктуется сложностью выполняемых им задач, необходимость знания и умения применять законодательство по многим отраслям права. Именно в расчёте на такое положение должность старшего судебного пристава относится к ведущей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», требующей наличия высшего образования.
Выяснению деловых и личных качеств претендента на должность судебного пристава, безусловно способствует проведение конкурса на замещение вакантной должности судебного пристава (при отсутствии резерва на эту должность), предусмотренного Положением о проведение конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 604 и испытательный срок при приёме на работу от 3 до 6 месяцев, установленный ст. 23 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации».
Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов — и воинские звания.
Классные чины присваиваются исходя из квалификации, занимаемой должности и стажа работы. Работникам, не имеющим опыта юридической работы, классный чин присваивается не ранее, чем через 6 месяцев после назначения на должность, а молодым специалистам — по окончании срока стажировки и утверждения в должности. Очередные классные чины присваиваются по результатам аттестации в последовательном порядке и по истечении следующих сроков пребывания в присвоенном классном чине: 3 года — для юристов 1, 2 и 3 классов, и 5 лет — для советников юстиции 1, 2 и 3 классов.
Присвоение классного чина без соблюдения последовательности допускается при назначении работника на вышестоящую должность и за особые успехи в работе, в т.ч. после присвоения почётного звания Заслуженного юриста Российской Федерации.
Кроме того, судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 93537
Контрольная Судебный пристав-исполнитель, как государственный служащий
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Правовой статус судебного пристава-исполнителя…………………….. 4
2. Обязанности судебного пристава как государственного служащего…. 7
3. Права судебного пристава как государственного служащего………… 11
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………… 18
Введение
За период с 1989года по настоящее время принято множество законодательных актов, создающих правовую основу для нового Российского государства. Основополагающим законодательным актом является Конституция Российской Федерации.
В сфере правой деятельности, связанной с принудительной реализацией актов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) для эффективного управления нормами исполнительного производства разработаны различные нормативно-правовые акты, которые определяют обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
На данный момент создана служба судебных приставов, входящая в систему юстиции, которая осуществляет исполнение этих актов, исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.
Служба судебных приставов, состоит из двух органически дополняющих друг друга «ответвлений»: — судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Основными документами при исполнении основ отражающих эффективность устройства правового регулирования исполнительного производства этими органами можно выделить такие как федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», закон «О судебных приставах» и закон «Об основах государственной службы РФ».
1. Правовой статус судебного пристава-исполнителя.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
В первую очередь судебный пристав-исполнитель обязан, как и любой гражданин Российской Федерации, при выполнении своих функциональных обязанностей руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами устанавливающими порядок исполнения должностных функций и прав не только судебного пристава — исполнителя, но и ответчика.
Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей проявляется в первую очередь в том, что подзаконные акты, определяющие права и обязанности государственного служащего, не подлежат применению, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам. В то же время отказ либо уклонение от действий, предусмотренных федеральным законом, влечёт ответственность виновных лиц.
Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов как государственные служащие при исполнении служебных обязанностей обязаны соблюдать и защищать права и свободы гражданина. Права и свободы человека, в силу ст.2 Конституции РФ, признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Поэтому одно из требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность судебного пристава, состоит в способности учитывать и защищать интересы граждан.
Судебный пристав-исполнитель как государственный служащий должен быть свободен от влияния политических сил. Поэтому принцип внепартийности позволяет гарантировать сохранение должностей государственных служащих, несмотря на смену политического курса. В силу этого принципа государственный служащий обязан оставить политическую деятельность, которую он вёл до поступления на государственную службу. Ему также запрещается демонстрировать свою приверженность тем или иным политическим партиям и движениям.
За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей судебный пристав-исполнитель несёт как материальную, так и административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. В случае если вред причинён ненадлежащими действиями или бездействием приставом-исполнителем, то при этом случае ответственность возлагается, во-первых, в соответствии с трудовым законодательством России. А во-вторых, ответственность возлагается не только за неправомерные действие или бездействие, но также за некачественные решения — как подготавливаемые, так и принимаемые. К числу последних также относятся и ненадлежащие указания, отданные подчинённым.
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действ.
1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. и доп. от 7 ноября 2012 г.)
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
3. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ»
4. М.Поляков Судебные приставы, с кем вы? // Российская юстиция. —
2002. — №4
5. Настольная книга судебного пристава-исполнителя под ред. В.В. Яркова М., 2001г.
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Судебный пристав как государственный гражданский служащий» в комментариях.
detector
