В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебные приставы как участники исполнительного производства?».
Понятие исполнительного производства, его участники и исполнительные документы, как основания взыскания
Исполнительное производство является составной частью механизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Исполнительное производство осуществляется на принципах:
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник (далее также — стороны исполнительного производства), лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Взыскатель — гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник — гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия (передать денежные средства, имущество и др.) или воздержаться от их совершения.
Непосредственное осуществление функций по исполнению актов судебных и других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.
Исполнительными называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения и необходимость предъявления его до начала исполнительного производства. При этом он может иметь самостоятельное значение, составляться отдельно от документа, фиксирующего основание исполнения, В то же время документ, в котором выражено основание исполнения, может считаться одновременно и исполнительным документом.
Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Судебные приставы как участники исполнительного производства
В соответствии со ст. 182 АПК решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Участники стадии исполнительного производства в арбитражном процессе подразделяются на четыре большие группы:
— органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и службы судебных приставов;
— арбитражный суд;
— лица, участвующие в исполнительном производстве;
— лица, содействующие совершению исполнительных действий.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан:
— должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
— предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
— рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
— обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебный пристав-исполнитель имеет право:
— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.
— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
— использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и совершать иные действия, предусмотренные законом.
Участие арбитражного суда в исполнительном производстве заключается в следующем:
— разрешение вопросов о предварительных обеспечительных мерах как гарантии будущего исполнения его решения;
— судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист.
— решение ряда существенных вопросов исполнительного производства:
1. выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту;
2. решение вопросов восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа ко взысканию;
3. о разъяснении судебного акта для целей его исполнения;
4. об отсрочке или рассрочке исполнения;
5. об изменении способа и порядка исполнения;
6. о повороте исполнения решения;
7. об отложении, о приостановлении, прекращении исполнительных действий;
— разрешают споры в сфере исполнительного производства:
1. о возмещении убытков, причиненных действиями судебного пристава- исполнителя;
2. об освобождении имущества от ареста;
3. споры, связанные с правильностью проведения торгов специализированной организацией;
4. споры, связанные с правомерностью действий специалистов в исполнительном производстве, включая споры о достоверности оценки арестованного имущества, подлежащего реализации в исполнительном производстве;
5. споры взыскателя с организациями, по вине которых не произведено своевременное взыскание с должника соответствующих сумм, причитающихся взыскателю;
6. споры, связанные с определением принадлежности права собственности на имущество в исполнительном производстве.
— осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава- исполнителя и старшего судебного пристава.
К числу лиц, участвующих в исполнительном производстве, относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник и их представители. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников.
К числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, относятся различные субъекты: налоговые органы, банки, иные кредитные организации, органы государственной регистрации юридических лиц либо учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества, работники органов внутренних дел и другие лица, которые, так или иначе, осуществляют определенные обязанности в связи с осуществлением исполнительных действий.
Судебные приставы в исполнительном производстве (стр. 5 из 6)
Предпочтительным представляется второй вариант, поскольку только при таком подходе можно сформировать профессиональный институт ЧСПИ, способный эффективно решать стоящие перед ним задачи и способствовать тем самым повышению авторитета судебной и исполнительной власти.
В случае принятия закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» очень важно привести в соответствие с его требованиями организационно-правовые формы ФССП РФ, образованные до вступления его в силу. Здесь также возможны разные подходы. Согласно первому все службы судебных приставов приводят свою организационно-правовую форму в соответствие с предлагаемым федеральным законом. В случае выбора второго подхода те, кто не желает переходить на новую модель, продолжат осуществлять свою деятельность в прежней организации энно-правовой форме, т. е. в рамках публично-правовой модели.
В итоге — в случае альтернативы — выбор формы принудительного исполнения (частной или публичной) останется за взыскателем. При этом конкуренция между традиционными службами судебных приставов и новыми организационно-правовыми образованиями (кабинетами и бюро ЧСПИ) неизбежна, что должно повысить эффективность исполнения юрисдикционных актов в целом. Не исключается установление определенного переходного периода (3—5 лет) для перехода на либеральную (частноправовую) модель исполнения юрисдикционных актов по мере готовности к реформированию служб судебных приставов-исполнителей субъектов Российской Федерации. Очевидно, эти вопросы должны стать предметом серьезных обсуждений, в том числе с участием заинтересованных граждан России как потенциальных взыскателей и должников.[3]
3. Новая жизнь судебных приставов
С 1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и утратил силу принятый более 10 лет назад федеральный закон от 2 Г июля 1997 года с аналогичным названием и предметом регулирования. Уже первый год работы закона 1997 года показал его несовершенство и оторванность от реалий правоприменительной практики.
Закон содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике | развития экономических отношений.
Документ направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Исполнение актов возложено на службу судебных приставов, роль которой в обществе неуклонно возрастает. В законе 1997 года деятельности судебных приставов как инструмента принудительного исполнения судебных и других актов посвящены только две статьи. Этого, конечно, было недостаточно, и практически одновременно был принят отдельный Федеральный закон «О судебных приставах», который неоднократно дополнялся и совершенствовался. Однако деятельность судебных приставов неотделима от исполнительного производства, поэтому в новом Законе «Об исполнительном производстве» полномочиям, правам и обязанностям судебных приставов уделено гораздо больше внимания.
По словам директора Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава РФ Николая Винниченко, «человек, который хоть раз побеждал в суде, знает, что решение спора в его пользу на бумаге — еще не окончательная победа.
Она станет таковой, когда решение судьи будет реальностью, и, например, истец получит то, что ему присудили. Чаще всего такая победа без пристава-исполнителя невозможна. А главное, чем руководствуется пристав, это Закон «Об исполнительном производстве». Но не секрет, что очень часто выполнить решение суда не может даже и пристав-исполнитель. Поэтому в новом законе расширены полномочия судебного пристава-исполнителя, например, в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.
На необходимость законодательного закрепления соответствующих полномочий судебного пристава-исполнителя неоднократно обращали внимание эксперты Совета Европы.
Новеллы, предусматривающие полномочия судебного пристава-исполнителя в определенных случаях самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства, позволят более оперативно разрешать возникающие в ходе исполнительного производства вопросы. При этом суды будут освобождены от формального рассмотрения соответствующих заявлений.
Новый закон более детально регламентирует порядок привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Этот закон впервые наделяет главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать из одного территориального органа ФССП России в другой исполнительное производство. А главных судебных приставов субъектов Федерации он наделяет правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для С убъекта Федерации.
Для того чтобы быстрее устранить нарушения законодательства, допущенные судебными приставами-исполнителями, и для усиления контроля I за принимаемыми ими различного рода решениямипо исполнительному производству закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставовисполнителей наряду с судебным |оспариванием, главному судебному приставу России, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. По прежнему закону такое обжалование возможно было только в судебном порядке».
На взгляд Николая Винниченко, обновленный закон об исполнительном производстве позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия.
Как правило, закон закрепляет уже сложившуюся практику, а деятельность судебных приставов в последние годы становилась все более эффективной., Судебные приставы доказали свою компетентность в решении запутанных случаев принудительного исполнения судебных актов. Вот несколько примеров.
В общежитии, принадлежащем столичному автокомбинату № 24, уже два года нет ни света, ни тепла. Правительство Москвы приняло решение о ликвидации общежития. Большая часть его жильцов переехала. Жилым остался лишь один этаж, обитателям которого владельцы общежития предложили переехать в комнаты в коммунальных квартирах.
Но неожиданно для властей жильцы от переезда отказались и устроили акцию протеста. Автокомбинат обратился с иском в суд. И Кузьминский суд принял несколько решений о выселении. По словам главы отдела судебных приставов по Юго-Восточному округу столицы Алексея Орлова, жильцов убеждали переехать из общежития, где нет условий для проживания, в теплые изолированные комнаты со всеми удобствами, но они не были оформлены за жильцами документально.
Судебные приставы-исполнители вместе с жителями съездили в новый дом и показали, где им предлагается поселиться. После этого мятежники согласились переехать.
В Кемерово прошли совместные акции судебных приставов и сотрудников ГИБДД по выявлению должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Теперь такие рейды проводятся не только на постах ДПС, но и на станциях технического осмотра автомобилей, которые обязаны посетить все автовладельцы. Один из приставов вместе с сотрудниками автоинспекции проверяет документы у автомобилистов: по рации передает его данные, а сидящие в служебном автомобиле коллеги проверяют, имеется ли у гражданина какая-либо задолженность. Однажды был взыскан долг по транспортному налогу в размере 3 тысяч рублей. Во время другой акции попался «клиент» с семитысячной задолженностью за коммунальные услуги. По словам сотрудников службы, рейды помогают найти неплательщиков крупных штрафов и алиментов, которые нередко скрываются. Практически все водители, уличенные в небольших неоплаченных долгах (а сейчас во время выездных акций проверяют задолженность за ЖКХ, по налогам, в Пенсионный фонд и другие структуры), предпочитают выплатить их на месте.
Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ивановской области заявило об успешном опыте применения ограничения права выезда должников за границу. «На 1 октября 2007 года с начала года судебными приставами-исполнителями региона вынесено четыре поручения о временном ограничении права выезда за пределы РФ, — пояснила пресс-секретарь областного УФССП Татьяна Лепехина. — Применение этой меры позволило вернуть государству только с одного должника 450 тысяч рублей. Такую сумму недополучил бюджет по причине недостоверных сведений, указанных должником при доставке в Россию крупных грузов из европейских стран.
Проверив имущественное положение должника, судебные приставы Кинешмы установили, что ни счетов, ни имущества, на которое можно наложить арест в счет погашения долга, у него нет. Предприниматель уверял, что взять с него нечего.
Постановление о возбуждении исполнительного производства удалось вручить должнику только через сотрудников милиции. По месту регистрации в Кинешме должник не проживал, а фактический адрес проживания вообще выдумал.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Судебные приставы как участники исполнительного производства» в комментариях.
