В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Сообщать о приеме на работу бывшего судебного пристава?».
Уведомление о приеме бывшего госслужащего
Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.
Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?
Законодательство обязывает бывшего госслужащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своем последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ).
Такая обязанность распространяется на бывших служащих, чьи должности были включены в перечни, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это, к примеру, перечень, утвержденный Указом Президента от 18.05.2009 № 557, перечень, утвержденный Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38, и даже перечни, утвержденные актами органов власти субъектов РФ (в частности, нормативный правовой акт Рузского муниципального района МО от 16.05.2011 № 18/2011-РР ).
А где работодателю найти перечни профессий госслужащих для уведомления о приеме? Хотя правильнее, конечно, говорить о должностях служащих.
Чтобы работодателю убедиться, что должность бывшего служащего входит в перечни, и, следовательно, такому работодателю нужно подавать уведомление на нового работника, он может (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций, утв. Письмо Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943):
- ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах;
- зайти на официальном сайте федерального государственного органа в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции;
- воспользоваться официальным сайтом органа госвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу;
- обратиться с запросом в федеральный госорган, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.
Если должность бывшего служащего в таких перечнях не поименована, представлять на него уведомление работодателю не придется.
В то же время, если ваш работник уже трудился до вас на негосударственной службе (к примеру, в коммерческой организации), подать уведомление придется и вам, если со дня увольнения работника с госслужбы не прошло более 2 лет.
А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?
Если работодатель заключает не трудовой договор, а договор ГПХ с бывшим служащим, это не означает, что представлять уведомление не придется. Однако здесь необходимо учитывать некоторые особенности. Если по служащему, должность которого включена в перечни, и с которым заключается трудовой договор, уведомление представляется всегда, то по договору ГПХ – только при определенных условиях. Уведомление по заключенному ГПД нужно будет подать, если (ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ , п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46):
- или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
- или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.
Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего
А какие для уведомления о приеме бывшего госслужащего сроки представления?
Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).
Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46). К примеру, если договор со служащим заключен 21.03.2018, то уведомление можно подать не позднее 02.04.2018, поскольку последний день срока (31.03.2018) — суббота.
Обращаем внимание, что если бывший служащий принимается на работу на условиях совместительства, то уведомление нужно подать только на внешнего совместителя. Если бывший служащий трудится у одного и того же работодателя как основной работник, а затем еще и принимается как внутренний совместитель, подавать отдельное уведомление на совместителя не нужно (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).
Оформляем уведомление о приеме государственного служащего
Чтобы правильно составить уведомление о приеме на работу государственного служащего, необходимо обратиться к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.
Уведомление (также часто именуемое сообщением) оформляется на фирменном бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, который подписал трудовой договор или ГПД со служащим. При наличии печати подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29).
В уведомлении должны содержаться следующие сведения (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29):
- Ф.И.О. бывшего служащего (если изменялись, то указываются прежние данные);
- число, месяц, год и место его рождения;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (сведения берутся из трудовой книжки);
- полное и сокращенное наименование организации.
Также, в зависимости от того, заключен трудовой договор или договор ГПХ, в уведомлении нужно указать:
| Дополнительные данные, указываемые в уведомлении в зависимости от того, заключен | |
|---|---|
| трудовой договор: | договор ГПХ |
| — дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; — дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия); — наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); — должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы). |
— дата и номер гражданско-правового договора; — срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг); — предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата); — стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору |
Уведомление направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении) или передается лично (в этом случае необходима отметка о получении на экземпляре работодателя).
Приведем заполняемый при приеме на работу бывшего госслужащего образец уведомления.
Президиум ВС разъяснил нюансы уведомления о приеме на работу бывших госслужащих

Президиумом ВС 30 ноября 2016 года утвержден обзор судебной практики по делам о привлечении к ответственности по статье 19.29 КоАП (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих) . Правонарушением по указанной норме признается нарушение требований статьи 12 федерального закона «О противодействии коррупции» — работодатель обязан при привлечении к работе бывшего государственного или муниципального работника, должность которого включена в перечень, установленный нормативными актами, уведомлять об этом прежнего работодателя. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан 2-4 тысячи рублей, на должностных лиц — 20-50 тысяч рублей, на юрлиц — 100-500 тысяч рублей.
Мировой судья привлек директора ООО к ответственности по статье 19.29 КоАП – приняв на работу бывшего работника МЧС, директор не направил уведомление его бывшему работодателю. Судья районного суда отменил решение мирового судьи, указав, что обязанность уведомлять представителя прежнего работодателя возникает, только если принятый работник на прежней должности нес функции госуправления в отношении фирмы. ВС счел такую позицию ошибочной, пояснив, что обязанность по представляю уведомления не зависит от степени госуправления.
По другому делу прокуратура установила, что компания заключила гражданско-правовой договор с бывшим работником службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и привлекла директора компании к ответственности по той же статье. Однако областной суд установил, что оплата по гражданско-правововому договору составила чуть более семи тысяч рублей, в то время как ответственность предусмотрена при оплате от 100 тысяч рублей, и указала на отсутствие состава правонарушения.
Компания приняла на работу бывшего специалиста управления бюджетно-налоговой политики области, предпоследнее место работы которой — ИФНС. Должностное лицо компании было привлечено к ответственности, поскольку не уведомило руководителя налоговой инспекции о заключении трудового договора. Суд отменил штраф, разъяснив, что работодатель обязан сообщить о заключении трудового договора только по последнему месту госслужбы работника. В данном случае, с момента увольнения из ИФНС прошло более двух лет, следовательно, обязанность по представлению уведомления в налоговую не возникла.
Следующий попавший в обзор спор возник из-за привлечения к ответственности бухгалтера и инспектора по кадрам за ненаправление уведомления о приеме на работу в качестве охранника бывшего работника полиции. Однако суды указали, что согласно статье 19.29 КоАП ответственность за ненаправление уведомления лежит на работодателе. Трудовой договор заключен работником с компанией в лице директора, следовательно, именно он должен быть привлечен к ответственности.
В рамках другого дела суд отменил и привлечение к ответственности нового работодателя по причине отсутствия вины, поскольку принятая на работу главным бухгалтером бывший контролер-ревизор службы финансово-бюджетного надзора не сообщила о предыдущем месте работы, трудовая книжка ею не предъявлялась ввиду утраты.
Мировой судья привлек директора компании к ответственности за непредставление уведомления о приеме на работу менеджером бывшего работника внутренних дел. Областной суд отменил его решение, указав на отсутствие у нового работодателя информации о бывшей должности нового работника — в трудовой книжке отсутствовали сведения о занимаемых в период службы в органах внутренних дел должностях.
Еще в одном деле мировой судья освободил директора компании, принявшего на работу бывшего юриста администрации города (должность которого включена в перечень должностей муниципальной службы), от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Суд округа отменил его решение, разъяснив, что ответственность предусмотрена за неуведомление прежнего работодателя, а отсутствие последствий, в данном случае, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. За незначительное (на один-два дня) нарушение сроков представления уведомления санкции могут быть снижены, а не отменены.
Штрафа за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего не должно быть, если он не сообщил компании о своем прошлом месте работы
Прокуратура провела в компании проверку соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе ревизии выяснилось, что организация взяла на должность юрисконсульта бывшего оперуполномоченным отдела уголовного розыска отдела полиции (уволившегося год назад). Однако в нарушение ч. 4 ст. 12 Закона «О противодействии коррупции» компания в 10-дневный срок не сообщила об этом бывшему работодателю данного сотрудника (в региональное Управление МВД РФ).
В связи с этим в отношении организации был составлен протокол ст. 19.29 КоАП РФ, а мировой судья назначил штраф в размере 100 тыс. рублей. Районный и региональный суд с этим согласились.
Верховный Суд отменил эти решения и признал штраф незаконным.
Высшие судьи указали, что в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ прокуратуре и судам следовало выяснить, есть ли вина компании в совершении вмененного ей правонарушения.
Согласно данному кодексу, юрлицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действительно. Закон «О противодействии коррупции» обязывает работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим определенные должности госслужбы, в течение двух лет после его увольнения, в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора его бывшему работодателю.
Вместе с тем, данной обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в ч. 2 этой же статьи обязанность гражданина сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
В данном же случае новый сотрудник при трудоустройстве не сообщил о последнем месте своей службы, не предоставил трудовую книжку и не заполнял анкету.
Таким образом, организации не было известно о его прежнем месте работы. Следовательно, ее вины в нарушении изложенной нормы закона о противодействии коррупции и, соответственно, состава правонарушения по ст. 19.29 КоАП нет.
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
Примечание редакции:
за день до этого Верховный Суд вынес такое же решение по аналогичному делу РФ Постановление от 18.04.2017 № 82-АД17-6. Кроме того, позиция о том, что отсутствие у работодателя сведений о прежнем месте службы гражданина свидетельствует об отсутствии его вины и состава правонарушения была изложена в п. 6 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016, а еще ранее – в Постановлении ВС РФ от 20.12.2013 № 31-АД13-4.
Кстати, на днях Роструд выпустил в помощь работодателям «Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией» (документ доступен в СПС «Консультант Плюс»).
В этом документе в числе прочего указано, что госслужащий, не сообщивший новому работодателю о своем прежнем месте работы, несет за это ответственность – закон обязывает нового работодателя за это расторгнуть с ним трудовой (гражданско-правовой) договор.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Сообщать о приеме на работу бывшего судебного пристава» в комментариях.
