В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Служба судебных приставов как орган министерства юстиции рф?».
Служба судебных приставов министерства юстиции рф
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решении. Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.
Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. В состав этой службы входят:
— департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
— служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;
— службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
— районные, межрайонные подразделения судебных приставов.
Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.
Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судебного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов — Главный военный пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов — старшие судебные приставы.
В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:
— приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
— приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в рабочее время. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.
Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполнительных документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у него должников, входить в хранилища и другие помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать и реализовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если судебное требование не ясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государственному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура.
Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший приставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.
23. Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации
Судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду со знаками различия и эмблемой.
Категории судебных приставов:
— судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судебных приставов:
— достижение 25-летнего возраста;
— среднее общее или среднее специальное образование (высшее юридическое образование — для старшего судебного пристава);
— способность по своим деловым, личным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности судебного пристава;
Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей;
— выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании в сфере обеспечения порядка в суде; исполнение решений о применении к гражданам мер процессуального принуждения;
— охрана зданий суда, помещений судебных заседаний и совещательных комнат в рабочее время;
— проверка готовности судебных помещений к проведению судебных заседаний; доставка к месту проведения заседания материалов дела и вещественных доказательств;
— взаимодействие с военнослужащими воинских подразделений по конвоированию лиц, содержащихся под стражей;
— поддержание общественного порядка в здании суда;
— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— участие по указанию старшего пристава в совершении исполнительных действий;
— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в судебных помещениях; выявление нарушителей и задержание их в случае необходимости;
— прохождение специальной подготовки и периодических проверок по пригодности к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Обязанности судебных приставов-исполнителей:
— принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
— предоставление сторонам исполнительного производства и их представителям возможности знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки и снимать копии;
— рассмотрение и принятие решений по заявлениям и ходатайствам сторон исполнительного производства, разъяснение им порядка и срока обжалования таких решений;
— заявление самоотвода, если судебный пристав-исполнитель прямо или косвенно заинтересован в результатах исполнительного производства или по иным причинам не может оставаться объективным и беспристрастным.
Структура Службы судебных приставов:
— Главный судебный пристав РФ — заместитель Министра юстиции РФ;
— департамент судебных приставов Минюста России во главе с заместителем Главного судебного пристава РФ;
— Служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов -Главным военным судебным приставом;
— службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ во главе с заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ — главными судебными приставами субъектов РФ;
— районные, межрайонные или соответствующие им подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Настольная книга судебного пристава-исполнителя
Полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности ФССП России
До 2003-2004 гг. федеральные органы исполнительной власти осуществляли свою деятельность в «нерасчлененном виде». Каждое министерство, государственный комитет, служба, агентство сочетали политические, регулятивные, правотворческие, контрольные, надзорные функции и функции оказания государственных услуг 1 См.: Административная реформа в России: научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 16. .
Лейтмотивом проведения административной реформы выступило желание не только типизировать государственные функции, но и провести их разделение между министерствами, федеральными службами и агентствами. В результате чего федеральное министерство призвано было существовать в системе органов исполнительной власти в качестве органа, выполняющего функции выработки государственной политики и координирующего деятельность служб и агентств. Федеральная служба в свою очередь должна представлять собой орган, оказывающий услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства, и финансируемый исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения. Федеральное агентство должно было стать органом, оказывающим государственные услуги, как за счет бюджетных средств, так и на платной основе.
Первоначально данный подход нашел свое отражение в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, а впоследствии был нормативно закреплен указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Прежняя редакция ст. 5 Закона о судебных приставах закрепляла положение, в соответствии с которым Министерство юстиции РФ осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы через главного судебного пристава РФ, а органы юстиции субъектов РФ в свою очередь осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов РФ. Такая модель управления вполне соответствовала положению службы, существовавшей ранее в рамках структуры Минюста России.
В настоящее время, как выше отмечалось, законодательно закреплена модель, исходя из которой ФССП России находится в ведении Министерства юстиции РФ. Указанное положение полностью согласуется с концепцией административной реформы и означает осуществление полномочий по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы.
В свою очередь координация и контроль первоначально предполагали наделение Министра юстиции РФ следующими по отношению к ФССП России основными функциями:
- утверждение ежегодного плана и показателей деятельности ФССП России, а также отчета об их исполнении;
- внесение в Министерство финансов РФ предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФССП России;
- внесение в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и сфере деятельности находящейся в его ведении ФССП России, если принятие таких актов в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами входит в компетенцию Правительства РФ;
- во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дача поручений ФССП России и контроль за их исполнением;
- право отмены противоречащего федеральному законодательству решения ФССП России, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.
В настоящее время в соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральные министры вправе:
- давать руководителям подведомственных федеральных служб и федеральных агентств обязательные для исполнения указания;
- приостанавливать в случае необходимости решения федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 15), что вытекает из возложенной на Минюст России обязанности осуществления контроля за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ (подп. 37 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ).
Кроме того, Положение о Министерстве юстиции РФ предусматривает полномочия министерства по внесению Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и ФССП России, а также проекта плана работы и прогнозных показателей деятельности ФССП России.
Минюст России обобщает практику деятельности ФССП России и принимает меры, направленные на ее совершенствование.
Логическим следствием обозначенных выше полномочий выступает подготовка Минюстом России ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству РФ о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов (подп. 39 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ).
На основании данных, представляемых ФССП России, Минюст России разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФССП России.
Кроме того, ФССП России представляет Министру юстиции РФ: проект положения о ФССП России; проекты положений о территориальных органах; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов — главных судебных приставов субъектов РФ; ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана; предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов; предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство РФ: доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства РФ в установленной сфере деятельности; предложения о заключении международных договоров РФ и соглашений в установленной сфере деятельности; проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; предложения о представлении к награждению государственными наградами РФ, Почетной грамотой Президента РФ и к поощрению в виде объявления благодарности Президента РФ работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач; предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, для последующего представления в Правительство РФ.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Служба судебных приставов как орган министерства юстиции рф» в комментариях.
