Сколько должен рассматривать заявление пристав

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Сколько должен рассматривать заявление пристав?».

Процессуальные сроки рассмотрения исковых заявлений в суде


Процессуальные сроки рассмотрения исков по делам гражданского судопроизводства установлены 154 статьей российского Гражданского процессуального кодекса. Общий срок рассмотрения гражданского иска, согласно указанной статье, составляет два месяца. В течение этого периода поданные в судебную канцелярию исковые заявления должны быть и рассмотрены, и разрешены судом.

Для мирового суда названный срок сокращен процессуальным законодательством до одного месяца с даты принятия иска к производству. Кроме того, специальный срок, отличающийся от общего правила, для рассмотрения гражданских исков установлен ГПК для дел о взыскании алиментных выплат и для восстановления уволенных на работе. Подобные дела должны рассматриваться судьями не больше одного месяца.

Для исчисления сроков при обращении в суд с иском также важны и сроки принятия искового заявления. Согласно 133 статье ГПК РФ судья должен рассмотреть вопрос о принятии поданного заявления к производству суда в пятидневный срок.

По итогам рассмотрения возможно принятие иска, отказ в его принятии, а также возвращение истцу поданного заявления или оставление его без движения. По завершению указанного срока (5 дней), если иск принят судьей к рассмотрению, им выносится соответствующее определение, которое в последующий день рассылается заинтересованным лицам — участникам процесса.

Основаниями для возврата заявлений истцу могут стать ошибки, допущенные заявителем при его написании.

Основанием для оставления судьей поданного заявления без движения могут, согласно 136 статье ГПК РФ, выступать нарушения законодательных требований к форме иска или отсутствие требуемых документов-приложений, обозначенных в 132 статье российского Гражданско-процессуального кодекса. Оставляя поданное заявление без движения, судья письменно обязан указать истцу, какие конкретно ошибки и недостатки были им допущены. Судья в данном случае устанавливает заявителю сроки для исправления или устранения обнаруженных ошибок.

Если обозначенные судьей недостатки будут исправлены в указанные сроки, иск считается поданным заявителем в день первоначальной подачи. Если же заявитель нарушил указанные судьей сроки и не исправил недостатки в документах, заявление будет считаться вообще не поданным.

После устранения допущенных истцом ошибок и недочетов дело принимается судьей к дальнейшему рассмотрению. При этом считается, что иск был подан заявителем в день первоначального поступления заявления, что важно для исчисления общих сроков рассмотрения судебного иска. Если же истец не воспользуется предоставленным правом и не устранит обозначенные судьей ошибки в установленное время, судья возвратит ему соответствующее исковое заявление без рассмотрения.

Судья может и совсем отказаться принимать от заявителя иск, если данное дело вообще не может рассматриваться судом (134 статья ГПК РФ).

Процесс рассмотрения иска и его сроки

Приняв от истца заявление и направив его копию со всей приложенной документацией участвующим в деле сторонам (кроме истца), судья назначает календарную дату предварительного судебного заседания с расчетом того, что ответчики по делу и третьи лица должны успеть получить иск с приложениями и провести подготовку к судебному заседанию.

После окончания предварительного заседания судья назначает дату основного слушания по делу. При этом, определяя день заседания, он должен учитывать общие сроки для рассмотрения исков, обозначенные в гражданско-процессуальном законодательстве. Нередки ситуации, когда судьи в первый день рассмотрения иска в основном судебном заседании принимают решение о его переносе, назначая другую дату судебного заседания. И опять же судья должен успеть провести повторное заседание и вынести решение в указанный двухмесячный срок.

Приняв и огласив свое решение, судье дается время на его подготовку в окончательном, аргументированном варианте. Согласно закону, судьи вправе откладывать написание своего окончательного решения на определенный срок — до 5 дней. Названный в законе пятидневный срок начинает считаться с момента вынесения и оглашения судьей в судебном заседании принятого решения. Однако, как показывает практика многих российских регионов, суды не всегда соблюдают эти процессуальные сроки, что в конечном результате ведет к нарушению и общих сроков, выделенных на рассмотрение судебного иска.

Принятое решение суда вступит в силу, согласно закону, в течение 10 дней. Установленный законодателем десятидневный срок будет считаться с момента изготовления аргументированного судебного решения в его окончательном варианте. Когда принятое решение суда является заочным, то десятидневный срок, выделенный для вступления этого решения в силу, считается с момента его получения ответчиками.

По окончании процессуального срока, установленного законом для вступления судебного решения в силу, заявитель вправе получить его вместе с исполнительной документацией, на основании которой он сможет обратиться к приставам-исполнителям для реализации полученного решения суда.

Для исполнения решений суда судебным приставам дается срок до трех месяцев, что тоже не всегда реализуемо на практике.

Требования законодательства к соблюдению сроков рассмотрения судебных исков

Согласно закону, установленные для рассмотрения судебных исков процессуальные сроки не могут изменяться (продлеваться или сокращаться) ни соглашением сторон дела, ни постановлением суда.

Стоит отметить, что российский Верховный Суд постоянно обращает внимание всех нижестоящих судов на императивность норм, устанавливающих сроки рассмотрения исков, и обязательность соблюдения судьями этих общих сроков разрешения гражданских дел.

Нарушения процессуальных сроков судьями, по мнению членов Верховного Суда, препятствует быстрому восстановлению и защите нарушенных гражданских прав, а также умаляет честь и достоинство российских судей и существенно снижает авторитетность судебной власти.

В соответствии с вышесказанным, судья, рассматривая дело, должен неукоснительно выполнять требования закона, касающиеся процессуальных сроков разрешения дела, и назначать разумный срок для совершения иными участниками процесса соответствующих процессуальных действий. Судьи обязаны ориентироваться на общий срок судопроизводства по гражданскому делу при решении любых вопросов, возникающих у них при рассмотрении дела.

Только по самым сложным гражданским делам и искам, требующим весьма продолжительного времени для их подготовки судьей к судебному разбирательству, суды с учетом мнения сторон, согласно 3 части 152 статьи российского Гражданско-процессуального кодекса, могут выйти за пределы законодательно установленных сроков для рассмотрения и дальнейшего разрешения дел гражданского судопроизводства.

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

воскресенье, 27 июля 2014 г.

Службе судебных приставов разрешили готовить ответ на обращения физических или юридических лиц в рамках исполнительного производства 32 рабочих дня

Законодательно-нормативное регулирование такой традиционной для наших государственных органов работы, как работа с обращениями граждан, в последнее время приобрело новый импульс. Это привело к тому, что в настоящее время порядок работы с обращениями регулируется не только «классическим» законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но и значительным числом других законов и подзаконных нормативных актов.

Такая ситуация в первую очередь связана с необходимостью более четкого регулирования порядка работы с обращениями в конкретных сферах деятельности; но одновременно подобный «квадратно-гнездовой» метод регулирования приводит к тому, что многие граждане, организации и даже суды не всегда понимают, какие законодательно-нормативные требования предъявляются к конкретным видам обращений.

В последние годы судебные исполнители регулярно привлекались к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающей административную ответственность за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.

Для справки: Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Пример 1. Проверкой прокуратуры г. Губкинский Ямало-Ненецкий Автономного округа в июне 2014 года было установлено, что судебным приставом-исполнителем с марта 2014 года не был дан ответ на письменное обращение местной жительницы. Прокуратурой города в отношении судебного пристава-исполнителя было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка г. Губкинский должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Пример 2. Гражданин обратился в Отдел судебных приставов по Вашкинскому району УФССП России по Вологодской области с заявлением, в котором просил предоставить информацию о ходе и результатах исполнения решения суда о взыскании в его пользу задолженности по заработной плате. Начальник районного отдела судебных приставов мер к рассмотрению обращения гражданина не принял, письменный ответ заявителю не направил. Данный факт был установлен в ходе прокурорской проверки. Мировым судьёй Вологодской области по судебному участку № 45 было вынесено постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей. Решением Вашкинского районного суда в феврале 2014 года постановление мирового судьи оставлено в силе.

Сейчас в ряде органов государственной власти для того, чтобы вывести работу по ряду видов обращений граждан из-под действия закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и статьи 5.59 КоАП, их «переводят» в разряд государственных услуг. Это же сделала и Федеральная служба судебных приставов.

Приказами Министерства юстиции РФ №86 от 23 апреля 2014 года и № 92 от 28 апреля 2014 года утверждены:

  • Административный регламент Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица;
  • Административный регламент Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявленийв рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, о продлении сроков в исполнительном производстве, об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения, о приостановлении или прекращении исполнительного производства, об отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
  • информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица;
  • уведомления о наличии (отсутствии) исполнительного производства на исполнении;
  • уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
  • о внесении изменений (об отказе во внесении изменений) в ранее вынесенное постановление,
  • о продлении (об отказе в продлении) сроков в исполнительном производстве,
  • об отложении (об отказе в отложении) исполнительных действий и отложении (об отказе в отложении) применения мер принудительного исполнения,
  • о приостановлении или прекращении (об отказе в приостановлении или прекращении) исполнительного производства,
  • об отмене (об отказе в отмене) постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства,
  • об объявлении розыска (об отказе в объявлении розыска) должника, его имущества или розыска ребенка,
  • о временном ограничении (об отказе во временном ограничении) на выезд должника из Российской Федерации,
  • об отказе в предоставлении государственной услуги или об отсутствии исполнительного производства на исполнении,
  • о результатах проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица.

При этом сроки предоставления государственных услуг различаются:

Вид услуги Срок предоставления государственной услуги
Рассмотрение заявлений в рамках исполнительного производства 32 рабочих дня со дня поступления заявления в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения
Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица 17 рабочих дней со дня поступления заявления в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения.

Для получения государственной услуги в электронном виде заявителю предоставляется возможность направить заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала (п.36 в обоих Административных регламентах).

При обращении заявителя в электронной форме за получением государственной услуги заявление и прилагаемые к нему документы в электронной форме должны быть подписаны электронной подписью заявителя в соответствии с Законом об электронной подписи (п.37 в обоих Административных регламентах).

Мой комментарий: Работа с этими видами обращений отличается от практики приёма «просто» обращений граждан (так, например, положения закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предоставляют гражданам право направлять свои письма по электронной почте, а также через интернет-приемные).

Следует учитывать, что, поскольку теперь направление документов и информации считается государственной услугой, нарушение сроков их регистрации и исполнения подпадает под другую, более жесткую, с моей точки зрения статью КоАП 5.63 «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Приостановление исполнительного производства

Предположим, что возникла следующая ситуация. Определением мирового судьи с вас было взыскано 25 000 рублей в счет расходов другой стороны на оплату услуг представителя. Судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство и вы получили копию постановления об этом. Однако оказалось, что имеются препятствия для его исполнения. Можно ли в этом случае приостановить исполнение? Или придется исполнять, несмотря ни на что?

Всё зависит от вида этих препятствий. Например, ранее в своих разъяснениях мы указывали, что суд первой инстанции может приостановить исполнительное производство, если подана кассационная жалоба. Однако на данный момент данное разъяснение противоречит позиции Верховного Суда РФ. Как указано в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В случае с кассационной жалобой такое приостановление возможно только при передаче жалобы на рассмотрение в судебном заседании, что происходит крайне редко (обычно вся процедура по такой жалобе ограничивается тем, что судья единолично рассматривает жалобу и отказывает в ее передаче на рассмотрение суда кассационной инстанции).

Приостановление исполнительного производства означает временное прекращение совершения любых исполнительных действий по исполнительному документу, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.

Законом (статьей 39 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») предусмотрены безусловные основания для приостановления, при наличии которых исполнительное производство приостанавливается судом в обязательном порядке (например, предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание, оспаривание результатов оценки арестованного имущества, оспаривание постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора).

Кроме того, той же статьей закона предусмотрены основания, по которым суд вправе, но не обязан, полностью или частично приостановить исполнительное производство.

К этой группе оснований относятся:

— обращение взыскателя, должника или судебного пристава – исполнителя с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

— принятие к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава;

— нахождение должника в длительной служебной командировке;

— оспаривание в судеб акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— оспаривание исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Для того чтобы приостановить исполнительное производство, необходимо обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Требования к содержанию заявления о приостановлении исполнительного производства четко законом не установлены, однако очевидно, что оно должно содержать сведения о заявителе (должнике), взыскателе, судебном приставе-исполнителе, в производстве которого находится исполнительный документ, номер исполнительного производства, а также самое главное — основания приостановления со ссылкой на соответствующие доказательства (например, копию жалобы с приложением документов, потверждающих ее подачу).

По результатам рассмотрения заявления в десятидневный срок судом выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом.

Для чего необходимо приостанавливать исполнительное производство?

Во-первых, в рамках приостановленного исполнительного производства судебный пристав не может прибегнуть к применению мер принудительного исполнения, а именно: обратить взыскание на имущество должника, его денежные средства и ценные бумаги (например, требовать удержания работодателем суммы долга из заработной платы), изъять у должника имущество, присужденное взыскателю, обращаться в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество и т.д.

Вместе с тем, пристав не лишается права совершать исполнительные действия, создающие условия для применения мер принудительного исполнения: направлять запросы в различные органы, осуществлять выходы по месту жительства (нахождения) должника, проверять правильность начисления и удержания из заработной платы должника.

Исполнительное производство согласно ст. 438 ГПК РФ возобновляется судом по заявлению взыскателя, судебного пристава-исполнителя или по инициативе суда после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Примерная форма заявления о приостановлении исполнительного производства размещена здесь.

Ряд полезных рекомендаций и форм документов, связанных с исполнительным производством, содержится в кратких руководствах, подготовленных нами на основе практики бюро. Соответствующие инструкции можно скачать на этой странице нашего сайта.

P.S. На практике возникают проблемы с правильным определением суда, который уполномочен рассматривать вопрос о приостановлении исполнительного производства. Например, Октябрьский районный суд Архангельска не принимает к рассмотрению таких заявлений, если исполнительный документ выдавался мировым судьей (см. например, это определение Архангельского областного суда по делу № 33-4021/12). Несмотря на положения статьи 440 ГПК РФ и статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве, суды исходят из того, что данные вопросы должны решаться судом, рассматривавшим дело.

Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 07 июня 2013 года (проверено по состоянию на 03.03.2017), поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые позднее будут внесены в законодательство.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Сколько должен рассматривать заявление пристав» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru