Пристав как субъект юрисдикции

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Пристав как субъект юрисдикции?».

Судьи как субъекты административной юрисдикции


Читайте также:

  1. Административной инспекции Ростовской области
  2. Апелляционная инстанция в судах общей юрисдикции.
  3. Аппарат мирового судьи
  4. Верх. Суд РФ как высший судебный орган судов общей юрисдикции. Его полномочия.
  5. Верховный суд РФ – высший орган судов общей юрисдикции. Его структура, полномочия, порядок образования и деятельности
  6. Вопрос 39.Мировые судьи, общая характеристика, подсудность, организация работы.
  7. ВОПРОС №2 Формирование кмандно- административнойсистемы в СССР. Установление режима личной власти И.В. Сталина. Политические процессы 30-х годов
  8. Дайте оценку действиям судьи.
  9. Действия судьи при подготовки дела к судебному разбирательству
  10. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизингазаключают обязательные и сопутствующие договоры
  11. Договоры, заключаемые посредством присоединения, их субъекты.
  12. Должностные лица как субъекты административной юрисдикции.

Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства.

Административная юрисдикция —это процессуальная деятельность судей, уполномоченных ОИВ и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения адм.-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юр.ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

— претензии участников адм.-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;

— инициатива субъекта адм.юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к адм.ответственности);

— инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Адм.-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

1) принципе законности; 2) принципе компетентности; 3) принципе процессуального равенства сторон адм. юрисдикционного процесса; 4) принципе соблюдения интересов государства и личности; 5)принципе доступности и гласности адм.производства для всех его участников; 6) принципе состязательности при осуществлении адм.производства.

Формой выражения адм.юрисдикции является адм.производство. Адм.производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Существуют следующие виды адм-юрисдикционных производств:

— производство по делам об адм.правонарушениях;

— производство по применению адм.-предупредительных мер и мер адм.пресечения;

— дисциплинарное производство по нормам адм.-ного и адм.-процессуального права;

— производство по жалобам граждан;

— согласительное производство — это разрешение адм.-правовых споров между субъектом РФ и федеральной властью, между субъектами РФ, между органами отраслевого и территориального управления РФ, между органами отраслевого и территориального управления субъектов РФ (основа в ст.85 Конституции РФ).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Статьи 22.1 и 23.1 КоАП РФ об адм.правонарушениях устанавливают, что дела об адм.правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), включая судей военных судов, арбитражных судов, только единолично. Наряду с судьями рассмотрение дел об адм.правонарушениях могут осуществлять уполномоченные на это органы (например, органы внутренних дел) и должностные лица. Однако судьи наделены наиболее широкими полномочиями, связанными с применением мер адм.наказания за адм. правонарушения по сравнению с другими органами и должностными лицами.

Роль судьи как субъекта адм.юрисдикции заключается в том, что только он может рассматривать значительный перечень дел об адм.правонарушениях, т.к. они в силу своей сложности и высокого уровня общественной опасности отнесены только к подведомственности лица, наделенного особой, судебной властью.

Перечень дел об адм.правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи, приведен в ч. 1 ст. 23.1 КоАп РФ (например, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.6.8); создание юр.лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей (ст.6.19); незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст.16.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (ст.17.2.1); невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об адм.правонарушении (ст. 17.7); разглашение сведений о мерах безопасности (ст 17.13); нарушение режима Государственной границы РФ (ст 18.1); нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27); производство и распространение экстремистских материалов (ст.20.29).

Ряд дел об адм.правонарушениях отнесен к подсудности судьи с учетом санкций статей, предусматривающих возможность применения к правонарушителю таких наказаний, которые может назначать только судья. К числу таких наказаний относятся: дисквалификация; лишение специального права, предоставленного физ.лицу; адм.приостановление деятельности; адм.арест; возмездное изъятие орудия совершения или предмета адм. правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета адм.правонарушения; адм.выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

К ведению судьи Кодекс относит деяние, предусмотренное ее частью второй — «Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение».

Судьи районных судов рассматривают дела об адм.правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ). Установив, что адм.расследование фактически не проводилось, судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению принимает решение о его передаче мировому судье. Судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье и в случае проведения адм.расследования по делу об адм.правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абз. I ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об адм.правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Дата добавления: 2015-06-28 ; Просмотров: 1210 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

107.Субъекты исполнительного производства.

Субъекты исполнительного производства — это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.

I. Классификация. В законе:

1.Субъекты, исполняющие требования исполнительный документов. Это судебные приставы исполнители, иные субъекты — органы не принудительного исполнения (загс, финансовые органы, банки, работодатели)

2.Лица, участвующие в исполнительном производстве. Ст. 49 закона, это взыскатель и должник и их представители. Взыскатель — лицо, в чью пользу выдан исполнительный документ, выгодоприобретатель в результате исполнительного производства либо лицо, подающее документы в фссп. Должник — это лицо, обязанное по исполнительному документу передать денежные средства, иное имущество, либо совершить иные действия или воздержаться от их совершения. Представителям посвящена ст 53 закона об исполн производстве.

3.Лица, содействующие совершения исполнительных действий. Переводчики, специалисты, понятые, хранители арестованного имущества, реализаторы арестованного имущества, органы внутренних дел.

4.Лица, осуществляющие предварительный и последующие контроль, Либо разрешающие отдельные вопросы принудительного исполнения. Суды, старшие судебные приставы, главные судебные приставы субъекта РФ, главный судебный пристав РФ.

II. Другие авторы предлагают разделить субъектов правоотношений в исполнительном производстве на две группы:

1) основные участники исполнительного производства;

2) лица, содействующие исполнению

III. Решетникова предлагает разделить субъекты исполнительного производства на три группы:

1) властные органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, в отношении которых совершаются исполнительные действия;

3) лица, содействующие исполнительному производству

IV. В зависимости от целевой направленности их деятельности и роли, предлагается подразделить на четыре группы:

1) органы принудительного исполнения;

4) другие участники исполнительного производства

108.Общий порядок исполнения исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции.

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. Исполнительные документы – указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке

Исполнительными документами являются:

исполнительный лист (он выдается судами и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека); судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

1) наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;

2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;

4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

5) резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;

6) дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;

7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Исполнительные листы, выдаваемые:

1) на основании судебных актов судов общей юрисдикции, – предъявляются к исполнению в течение 3 лет;

2) на основании судебных актов арбитражных судов, решений международного коммерческого арбитража, иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;

3) на основании удостоверения комиссий по трудовым спорам, постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, – в течение 3 месяцев

Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения. Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды как субъекты исполнительного производства

В Законе об исполнительном производстве суд не назван в числе лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48). Однако анализ указанного Закона и других нормативных правовых актов дает основание утверждать, что суд является важнейшим субъектом исполнительного производства.

Участие суда в исполнительном производстве в настоящее время претерпело качественное изменение.

До принятия федеральных законов о судебных приставах и об исполнительном производстве в 1997 г. судебные исполнители рассматривались как представители суда на стадии исполнения судебных решений, их деятельность регулировалась нормами ГПК РСФСР 1964 г. и иными нормативными правовыми актами, утратившими силу, в соответствии с которыми судебные исполнители состояли в штате районных (городских) судов и вся их деятельность по исполнению судебных и иных юрисдикционных актов находилась под контролем судьи, который должен был следить за правильностью и своевременностью исполнения исполнительного документа.

Многие действия судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа и принимаемые им решения утверждались судьей, под контролем которого он находился: например, расчет распределения денежных сумм между взыскателями, акт об отсутствии у должника имущества и дохода, на которое можно обратить взыскание по исполнительному документу, и др. (ст. 365, 427 ГПК РСФСР).

Некоторые наиболее важные вопросы, связанные с принудительным исполнением, могли разрешаться только судьей: о возбуждении исполнительного производства; об отказе в возбуждении исполнительного производства; отложении исполнительных действий; приостановлении и прекращении исполнительного производства; отсрочке или рассрочке исполнения решения; изменении способа и порядка исполнения; возвращении исполнительного документа взыскателю без исполнения; объявлении розыска должника; наложении на должника штрафа, взыскании с него расходов по исполнению; окончание исполнительного производства [20] .

Полномочия суда в исполнительном производстве в настоящее время регламентируются Законом об исполнительном производстве, разд. VH ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов», разд. VH АПК РФ «Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов».

В учебной литературе полномочия суда в исполнительном производстве подразделяются на четыре группы. Это полномочия:

• связанные с выдачей исполнительных документов;

• связанные с движением исполнительного производства;

• представленные суду для исправления выявленных при исполнении недостатков собственного решения;

• по контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя [21] .

Конкретизируем названные полномочия суда.

Суд общей юрисдикции (ст. 427 ГПК РФ) и арбитражный суд (ст. 319 АПК РФ,) ^ выдают исполнительные листы, являющиеся основанием для возбуждения исполнительного производства.

В случае утраты подлинника исполнительного листа суд, принявший решение, может выдать дубликат исполнительного документа (ст.

При наличии уважительных причин пропуска срока предъявления исполнительного документа, выданного судом, пропущенный срок может быть восстановлен судом (ст. 432 ГПК РФ, ст. 322 АПК РФ).

В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя, разъясняет этот документ (ст. 433 ГПК РФ).

По заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя суд может отсрочить или рассрочить исполнение судебных актов, а также изменить способ и порядок их исполнения (ст. 434 ГПК РФ, ст. 324 АПК РФ).

Суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных ГПК РФ (ст. 436438), АПК РФ (ст. 327) и Законом об исполнительном производстве, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. После устранения данных обстоятельств суд обязан возобновить приостановленное исполнительное производство.

Суд вправе прекратить исполнительное производство по основаниям, указанным в Законе об исполнительном производстве и в порядке, предусмотренном ГПК РФ (ст. 439-440) и АПК РФ (ст. 327).

В случае отмены или изменения судебного акта, приведенного в исполнение, суд обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения судебного акта (ст. 443-445 ГПК РФ, ст. 325326 АПК РФ), то есть возвратить гражданину, организации все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (денежные средства, имущество или его стоимость).

Суд вправе привлечь к ответственности (подвергнуть штрафу) лицо, виновное в утрате переданного ему на исполнение исполнительного листа или судебного приказа (ст. 431 ГПК РФ, ст. 119-120, 331 АПК РФ).

В исполнительном производстве суд наделен полномочиями по осуществлению судебного контроля за действиями (бездействием) и решениями должностных лиц службы судебных приставов. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены взыскателем, должником или лицом, чьи права и интересы нарушены такими действиями или постановлением в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (ст. 128 Закона об исполнительном производстве). Соответствующий суд обязан рассмотреть подобное заявление. Если суд признает заявление обоснованным, он принимает решение об обязанности соответствующего лица службы судебных приставов устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В противном случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

Специалист — лицо, приглашенное для участия в совершении исполнительного действия и (или) применения меры принудительного исполнения для разъяснения возникающих при этом вопросов, требующих специальных познаний.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Пристав как субъект юрисдикции» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru