В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Пристав аристов что будет?».
Глава ФССП Дмитрий Аристов — о перспективах развития коллекторского рынка
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) почти два года регулирует рынок профессиональных взыскателей. Что в ближайшее время может измениться в профильном законе и насколько целесообразно учреждать в России институт частных приставов, “Ъ” рассказал директор ФССП Дмитрий Аристов.
— ФССП стала регулятором коллекторского рынка с начала 2017 года, какие тенденции за это время наблюдались по количеству претензий к агентствам?
— Рост количества обращений от граждан показывает, что их информированность о закрепленных в 230-ФЗ (законе о взыскании долгов физлиц) правах растет: за январь—август в службу поступило более 14 тыс. обращений, что на 30,7% больше аналогичного периода 2017 года. Растет и число возбужденных административных дел — составлено более 1,1 тыс. протоколов, на 21,1% больше, чем за весь 2017 год. При этом на сегодняшний день из 210 организаций, включенных в госреестр, привлекались к ответственности только 37.
— То есть у остальных нет нарушений?
— Это не совсем верно. Часть коллекторов действительно не нарушают закон. Кроме того, мы понимаем, что из 210 зарегистрированных компаний реально работают не все и пока у нас по закону нет оснований, чтобы выводить их из реестра. Однако мы считаем, что в госреестре должны присутствовать только компании, у которых деятельность по возврату просроченной задолженности является основной. Мы анализируем ситуацию и не исключаем возможности законодательных инициатив по выводу с рынка недействующих компаний.
— Как обстоят дела с серыми коллекторами (работающими вне реестра), как много их было выявлено в прошлом и этом году?
— За восемь месяцев 2018 года в отношении серых коллекторов возбуждено 23 административных дела, за весь прошлый год — 27. В 2017 году у нас были определенные проблемы со сбором доказательств незаконной деятельности, поэтому служба инициировала изменения в КоАП РФ, наделяющие должностных лиц ФССП полномочиями по проведению административного расследования. С конца июля у нас появилось право в течение 30 дней проводить такие расследования и собирать необходимые доказательства. Это повышает выявляемость. Например, теперь мы можем запросить у сотового оператора, кому принадлежит номер, и установить нарушивших закон лиц. Или, если имела место порча имущества, направляем соответствующие материалы в органы внутренних дел.
— Есть ли у ФССП планы по ежемесячному количеству составленных протоколов?
— ФССП не может планировать, какое количество нарушений будет совершено. Мы рассматриваем все обращения, также реагируем на сообщения в СМИ, проверяем поступившие из правоохранительных и иных органов материалы и возбуждаем административные дела только при наличии достаточных оснований.
— С начала года служба проводит плановые проверки коллекторов, насколько они эффективны?
— На этот год мы запланировали 79 таких проверок, 41 уже проведена. По результатам коллекторам выдано 20 предписаний об устранении нарушений, составлено 58 протоколов об административных правонарушениях. Плановые проверки доказали свою эффективность и будут проводиться ежегодно. Они позволяют в полной мере оценить соответствие юридического лица требованиям, предъявляемым законодательством.
— Пока по инициативе ФССП из реестра было исключено лишь одно агентство, «Константа», в отношении которого суды рассмотрели более 100 дел об административных правонарушениях. Как служба выносит решение об исключении, есть ли какой-то критический уровень жалоб?
— Мы не можем установить единую планку для всех компаний, ведь жалобы могут быть необоснованными, протоколы составляться по мелким нарушениям, а может быть и наоборот, когда нарушение закона — это стиль работы компании. Оценка происходит комплексно: по количеству жалоб, выданных предписаний и фактам их устранений, количеству составленных административных протоколов и характеру нарушений, учитываются также результаты проверки компании.
Решение об исключении компании из реестра принимается, если нарушения носят системный характер, если организация не реагирует на требования об их устранении. «Константа» как раз тот случай, когда все критерии сошлись. Практика исключения из реестра будет формироваться, исходя из тех подходов, которые были применены к «Константе». Мы очень аккуратно относимся к данному вопросу, не думаю, что исключения будут массовыми. Если организация не согласна с принятым нами решением, она может обжаловать его в суде. «Константа» предприняла такую попытку, но суд оставил решение об исключении в силе.
— Есть ли риск, что злостные нарушители будут возвращаться в реестр под новыми именами?
— Чтобы заново войти в реестр, компания должна соответствовать установленным законом требованиям. При этом, например, мы получаем данные по всем ее сотрудникам, и те, кто работал в ранее исключенной компании, уже не смогут взаимодействовать с должниками. Сейчас мы также рассматриваем необходимость совершенствования законодательства в части вынесения запрета лицам, которые были учредителями компании, исключенной из реестра за нарушения, на регистрацию новых коллекторских агентств.
— Планирует ли служба инициировать поправки к 230-ФЗ?
— Мы постоянно анализируем правоприменительную практику, которая в отдельных вопросах складывается неоднозначно. Сейчас есть понимание, что необходимо более четкое определение грубых нарушений, в том числе состоявшегося контакта с должником, количества знаков в смс-сообщениях. Однако очень важно не допустить и перекоса закона в сторону должников. Последние, пользуясь законом, могут злоупотреблять защитой государства от взыскания, но это не освобождает их от уплаты долга, и об этом не стоит забывать.
— Насколько для России актуально создание института частных приставов?
— Этот вопрос остается актуальным и сейчас детально изучается с учетом мировых практик. Введение института может способствовать разгрузке как судебной системы, так и приставов-исполнителей. Но решение для нашей страны очень сложное, ведь государство, таким образом, передает в частные руки совершение действий по отчуждению собственности. Возможно, в первую очередь можно будет вести речь о передаче споров, которые рассматриваются в третейских судах между юрлицами, так как стороны уже договорились передать спор во внегосударственную систему. Затем можно рассмотреть передачу в частную систему исполнения требований граждан-взыскателей к должнику-юрлицу по выбору гражданина. То есть гражданин сможет выбрать, с помощью какой системы взыскивать долг — через нас либо через частного исполнителя. О передаче частным приставам всех исполнительных документов, а тем более решений судов, где сторонами выступают физические лица, даже в долгосрочной перспективе речи не идет.
Тезисы выступления главного судебного пристава РФ Аристова Д.В. на общественном совете ФССП России, который прошел 18.12.2018 в Москве
1) Первое, что отметил докладчик, — повышение фонда оплаты труда судебных приставов в 1,7 раза. Точные размеры окладов озвучены не были, но, как я понял, судебный пристав-исполнитель будет в среднем зарабатывать порядка 30-37 тыс. руб. в месяц, старший судебный пристав 50-60 тыс. руб.
2) О переводе ФССП России в правоохранительные органы. Докладчик сообщил, что решение будет вскоре получено. Оно может быть и отрицательным. Никаких обещаний по переводу дано не было.
3) Подготовлен пакет изменений в Закон об исполнительном производстве, касающийся соблюдения иммунитета от взыскания на социально важные выплаты должника (статья 101 Закона об исполнительном производстве). Закон коснется, прежде всего, банков, им будет предписано контролировать процесс обращения взыскания на денежные средства и не допускать нарушения иммунитета. Принятие законопроекта запланировано на весну 2019 года
4) В первом чтении принят законопроект по уведомлению сторон исполнительного производства судебными приставами с помощью портала госуслуг. Предполагается, что такое уведомление будет возможно только при согласии гражданина на такую форму уведомления.
5) Выделены денежные средства на создание нового личного кабинета стороны исполнительного производства. Сейчас кабинет есть, но то, как он работает, не устраивает службу. Планируется к 2021 году представить полный доступ взыскателя и должника ко всем материалам исполнительного производства. Сервис будет разрабатываться на основе облачных хранилищ.
6) Внесены изменения в законодательство (или будут внесены), о том, что при подаче заявлений в суд организациям необходимо будет обязательно указывать СНИЛС физического лица. Проблема взыскания с двойников стоит остро.
7) Обозначена проблема роста исполнительных производств в службе — 85 млн. штук в год (прим. автора – население России 140 млн. человек). ГИБДД планирует предъявить накопившиеся постановления порядка 10 млн постановлений.
8) Планируется ввести процессуальный институт дежурного судебного пристава. Его суть в том, что выдать информацию по исполнительному производству может любой судебный пристав (дежурный), но вот совершать исполнительные действия может только тот, в чьем производстве находится конкретное исполнительное производство.
9) Годом алиментополучателя в ФССП России был 2018 год. Следующий 2019 год будет годом безопасности судов и территориальных органов ФССП России. Связано с тем, что есть случаи минирования судов и отделов судебных приставов, есть жертвы среди личного состава, проблема стоит остро.
10) Директор ФССП России Аристов Д.В. отметил, что за последние 5 лет количество должников по алиментам, которые ничего не платят, сократилось с 360 тыс. до 190 тыс. чел.
11) Что касается ограничения выезда из РФ должников, то теперь акцент будет смещен, и судебный пристав не вправе, а обязан ограничить должника при наличии непогашенной задолженности по исполнительному производству.
12) Планируется создание электронного документооборота с мировой юстицией. Рассказал, что в Московской области разоблачена преступная группировка, состоящая из работников банков и судебных приставов, которая с помощью поддельных судебных приказов похищала денежные средства с депозитов юридических лиц. Почему с депозитов, а не с расчетных счетов? Потому что информация о состоянии депозита обычно отслеживается владельцем счета раз в квартал, не чаще, организация уверена, что денежные средства хранятся в надежном месте.
13) Докладчик положительно отметил работу института по признанию должника алиментщика безвестно отсутствующим и назначения в этом случае государством взыскателю пособия по потере кормильца.
14) Докладчик отрицательно оценил результаты действия коллекторского закона №230-ФЗ. Ожидалось, что коллекторы как профессионалы разгрузят службу судебных приставов, часть долгов будет взыскиваться в досудебном порядке. Вместо этого коллекторы скупают долги, просуживают, направляют в службу судебных приставов, а потом заваливают службу жалобами. Причем делается это в автоматизированном режиме, без анализа реального положения дел. Докладчик пообещал, что будут изменения, но какие именно, не уточнил.
К приставам приставили юриста
Новым директором Федеральной службы судебных приставов стал Дмитрий Аристов, до сих пор занимавший должность замминистра юстиции. В новом ранге господин Аристов пообещал сократить время снятия запрета на выезд за границу для должников с десяти до одних суток, а также заявил, что «лишь в исключительных случаях» задолжавшие граждане будут лишаться жилья. В Госдуме господина Аристова характеризуют как «ответственного чиновника, но не политика».
Указом №318 президент Владимир Путин назначил директором Федеральной службы судебных приставов (ФССП) 45-летнего Дмитрия Аристова. Напомним, бывший руководитель службы Артур Парфенчиков, возглавлявший ФССП в течение девяти лет, в середине февраля 2017 года был назначен врио губернатора Карелии. С тех пор решался вопрос о возможной кандидатуре его преемника. СМИ называли, в частности, бывшего главу думского комитета по госстроительству Владимира Плигина и полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.
Дмитрий Аристов окончил Киевское суворовское военное училище Минобороны СССР в 1989 году. В 1989–2008 годах служил в вооруженных силах, в 2008–2009 годах работал начальником отдела главного управления Генпрокуратуры, в 2009–2012 годах занимал разные должности в Минюсте, с 2012 года работал заместителем министра юстиции. В этом ранге господин Аристов курировал, в частности, законопроектную деятельность и часто выступал в Госдуме. Так, к примеру, в марте текущего года он призывал депутатов оценить «финансово-экономические последствия» нового КоАП РФ (проект документа сейчас готовится).
В понедельник в интервью телеканалу «Россия 24» Дмитрий Аристов обозначил ряд приоритетных задач, которые он планирует решать. Господин Аристов, в частности, пообещал снизить срок снятия ограничения на выезд должника за рубеж (после уплаты задолженности) с десяти до одних суток. В 2016 году, по данным ФССП, пограничная служба по материалам приставов отказала в выезде более 31 тыс. человек, благодаря применению данной меры за год было взыскано более 30 млрд руб. разных долгов. По словам господина Аристова, возможности, позволяющие гражданам узнать о долге (к примеру, через сайт ФССП или мобильное приложение), «должны быть усовершенствованы и дополнительно проработаны, чтобы граждане со спокойной душой, приезжая в аэропорт, знали, что они улетят на отдых». «Одной из основных задач службы» новый начальник ФССП назвал также взыскание долгов по алиментам и «защиту прав детей». По его данным, в прошлом году ФССП исполнила 9,4 тыс. исполнительных производств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, Дмитрий Аристов заявил, что считает неправильным лишать должников последнего жилья, изымая жилую площадь за долги. «Надо искать механизмы взыскания жилья и его реализации только в исключительных случаях, когда нет другого имущества»,— отметил он.
«Сотрудничали с Дмитрием Аристовым в его прежней должности,— прокомментировал “Ъ” назначение врио губернатора Карелии Артур Парфенчиков.— Он грамотный специалист. Уверен, что ФССП под его руководством продолжит развитие». «Много раз приходилось работать с Дмитрием Аристовым, это очень достойный и порядочный человек,— отметил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Михаил Емельянов (“Справедливая Россия”).— Он часто защищал в парламенте законопроекты, связанные с деятельностью ФССП, поэтому у него достаточно широкие знания о деятельности судебных приставов». Господин Емельянов отметил, что Дмитрий Аристов «не политик, а ответственный чиновник», поэтому «никаких принципиальных изменений в работе службы, скорее всего, ожидать не стоит».
Чем известен Дмитрий Аристов
20 марта президент России Владимир Путин назначил Дмитрия Аристова директором Федеральной службы судебных приставов. Подробнее о нем — в справке “Ъ”.
Аристов Дмитрий Васильевич родился 12 января 1972 года в городе Соликамске Пермской области. В 1989 году окончил Киевское суворовское военное училище Минобороны СССР, затем — Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии Хрулева, Военный финансово-экономический университет Минобороны, МГИМО.
С августа 1989 года по февраль 2008 года служил в вооруженных силах России. С февраля 2008 года по февраль 2009 года занимал должность начальника отдела организационного и нормативного обеспечения труда и заработной платы в управлении делами Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Генпрокуратуры РФ. С февраля 2009 года по июнь 2010 года работал заместителем директора департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов, с июня 2010 года по август 2012 года — директор департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста РФ. 31 августа 2012 года назначен президентом на пост заместителя министра юстиции Александра Коновалова.
Действительный государственный советник первого класса, полковник запаса.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Пристав аристов что будет» в комментариях.
