В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Плюсы и минусы службы судебных приставов?».
Частный судебный исполнитель: плюсы и минусы
Исполнимость судебных решений можно назвать одним из критериев эффективности судебной системы и отчасти деятельности адвокатов[1]. В настоящее время сложилась ситуация, когда процент действительно исполненных судебных актов катастрофически мал. В качестве причин такого положения вещей называют загруженность судебных исполнителей, вопросы оплаты труда, отсутствие заинтересованности исполнителей в надлежащем исполнении актов и другие.
Институт частных судебных исполнителей был введен совсем недавно, 2 апреля 2010 года. Необходимо всесторонне исследовать все положительные и отрицательные стороны этого нового явления. Прежде всего, в чем же собственно заключается сущность института частных судебных исполнителей, чем они отличаются от государственных судебных исполнителей, а также непосредственно взвесить все за и против. Тема, несомненно, очень актуальна на сегодняшний день. Исполнительное производство — заключительная стадия гражданского процесса. Недостаточно вынести решение. Далее следует его исполнить. К сожалению, не все должники ответственны и исполняют решение суда. Тогда бороться за справедливость начинают судебные исполнители. Актуальность вопроса не подлежит сомнению, поскольку действующая система исполнения судебных решений находится в плачевном состоянии, — это общеизвестный факт, и его могли бы подтвердить большинство из тех, кто сталкивался с проблемой исполнения судебных решений. Именно поэтому данный законопроект был остро необходимым и одним из самых ожидаемых обществом. Для государства же дополнительным стимулом к принятию этого закона является то обстоятельство, что по состоянию дел в этой сфере государственных услуг общество судит о деятельности.
Нынешняя система исполнительного производства привела к тому, что судебные решения не исполняются в полном объеме, либо не исполняются вообще. Низкая зарплата, большая загруженность привели к неэффективной работе судоисполнителей.
По мнению доктора юридических наук профессора Эдуарда Мухамеджанова: «Загруженность и невысокая профессиональная компетенция судоисполнителей приводят к затягиванию процесса исполнения судебных актов».
Большая нагрузка провоцирует высокую текучесть кадров. Невысокая квалификация приводит к ошибкам. Неудивительно, что судоисполнителей в обществе просто не любят. Летом 2006 года в пригородном районе Бакай (Алматы) самовольно захватившие землю люди закидали полицейских и судоисполнителей камнями и бутылками. Нельзя не опасаться последствий резкого снижения эффективности судебной системы. Кризис спровоцировал волну неплатежей по всей стране: строительные компании не хотят возвращать деньги дольщикам, заемщики «забыли» о своих обязательствах перед банками. По состоянию на начало ноября 2008 года, только южно-казахстанские заемщики задолжали коммерческим банкам более 10 миллиардов тенге.
Между тем судьи продолжают выносить вердикты, а судоисполнители не могут их исполнить. Процент исполнения судебных актов, по данным Министерства юстиции РК, составляет 75%. То есть каждый четвертый судебный акт не исполняется.
Неуважение общества к решениям судей перерастает в нечто большее: всеобщий правовой нигилизм. Ситуацию должны поправить частники. Предполагается, что с их приходом взыскатели получат возможность выбора. Также ожидается, что частники разгрузят государственных судоисполнителей, будут способствовать оптимизации расходов республиканского бюджета, вырастут налоговые поступления в бюджет, в целом повысится эффективность исполнения судебных актов. Но все это будет, если права и ответственность частных приставов будут не только прописаны на бумаге, но и работать в реальной жизни. В противном случае идея будет дискредитирована.
В Казахстане действовал закон, регламентирующий деятельность судебных исполнителей и исполнительного производства, от 30 июня 1998 года. В редакции закона, действовавшего до внесения изменений 22 декабря 1998 года, содержалась норма, что порядок использования денежных средств, поступивших как исполнительская санкция, определяется правительством страны. Постановлением, уже утратившим силу, сумма взысканной исполнительской санкции использовалась на образование фонда производственного и социального развития (35%), фонда материального поощрения подведомственных организаций Министерства юстиции Казахстана (30%) и Централизованного фонда Минюста (35%). Средства первого фонда направлялись на материально-техническое обеспечение органов судебного исполнения, из фонда материального поощрения судебные исполнители получали премии, надбавки, материальную помощь.
Как видим, судебные исполнители были материально заинтересованы в повышении процента исполнимости актов. Законом от 22 декабря 1998 года введено, что исполнительская санкция перечисляется в республиканский бюджет. После этого изменения процент исполнимости резко сократился, а профессия судебного исполнителя как государственного чиновника потеряла привлекательность [2].
В чем плюсы и минусы работы на госслужбе?
Сам не госслужащий, интересно мнение госслужащих почему вы работаете на госслужбе в чем плюсы, а в чем минусы госслужбы?
Плюсы:
1 Стабильность. Если сократят — то по закону.
2 Гос пенсия — не дожидаясь предельного возраста.
3 Работа не на «дядю» — какая-никакая гордость за важное дело
4 Редко кто кого подсиживает — обычно всегда помогут советом, опять же обычно задаром. Взаимовыручка (по опыту армии и работе в УФССП)
5 Гарантированный отпуск
6 Иногда — возможность получения бесплатного высшего образования и жилья
Минусы:
1 Низкая зарплата
2 Плохое снабжение — бумага, ручки, картриджи — всё за свой счет (обычно)
3 Ненормированный рабочий день (или регулярные авралы)
4 План «сверху», который требуют выполнить любой ценой (в зависимости от специфики работы)
5 Зависимость от начальства
Плюсы? Разрешите прокомментировать
1. Стабильность 🙂 В нарушение закона о госслужбе, уже ой как давно не индексируют зарплату, хотя у министерских чиновников она почему то растет 🙂
1а. Если сократят — то по закону 🙂 А просто уволить могут и без закона :))) Самый яркий пример — мэр в кепке. Не поделился, хряк «за утрату доверия». Насколько я помню в то время такой статьи не существовало 🙂
2. Гос. пенсия — не дожидаясь пенсионного возраста? Да! Как Вы знаете есть три вида госслужбы: военная, правоохранительная и гражданская. Смею Вас уверить, что находясь на гражданской службе 25 лет, Вы будете иметь право на мизерную пенсию (она считается от Ваших окладов за должность плюс чин, то есть примерно 6 тыр), но получать Вы её сможете только по достижению предельного возраста.
3. Работа не на «дядю» — какая-никакая гордость за важное дело? Ну если не учитывать события в «Речнике». Хотя я думаю это не единственный пример использования ДЯДЕЙ судебных приставов.
4. Редко кто кого подсиживает? на уровне сержантского состава, мало кто где кого подсиживает. Взаимовыручка существует не только в госструктурах, но и в ЧОПах, а также в криминальных структурах.
5. Гарантированный отпуск? Всё зависит от руководства, и других неприятных мелочей
6. Иногда — возможность получения бесплатного высшего образования и жилья? Дай Бог каждому. Но ключевое слово ИНОГДА
Минусы:
1. Низкая зарплата! Хотя полиции слегка повысили, а это госслужба. Может в 14 году и приставам.
2. Плохое снабжение? Если старшой ворует, то бывает и хуже
3. ненормированный рабочий день? Таки если по закону, то за переработки нужно платить. Хотя согласен, в госструктурах чхали на исполнение законов.
4. План «сверху»? Вряд ли Вы найдете хоть одну коммерческую структуру, где он спускается снизу.
5. Зависимость от начальства? :))))))))) Станьте супер необходимым специалистом, и в любом месте начальство будет зависеть от вас. Хотя в коммерческой структуре таким спецом стать легче. Будете приносить доход и . Но всегда нужно помнить: незаменимых людей нет!
Находясь на гражданской госслужбе 6 лет, я что-то особых плюсов не увидела. Работа как и везде, даже больше ограничений чем прав. Повышения даже если ты состоялся как квалифицированный специалист, годами можно ждать и не дождешься.
Просто возникает зависимость, которая тебя затягивает:
— доплата за чин,
— доплата за выслугу лет,
— большой отпуск (в моем случае 54 дня),
— стабильное (но мизерное) денежное содержание.
А то что «работаешь не на ДЯДЮ» — это просто пафос и само успокоение. Если ты находишься на госслужбе, ты так или иначе отстаиваешь интересы определенных кругов, иначе можешь получить в лучшем случае просто увольнение в худшем «полное служебное не соответствие».
Ну, мэр в кепке — это не пример. Это же политическое дело было. Кроме того, вы ж не в курсе, какую ему компенсацию выплатили (по закону, кстати) за увольнение)))
Я на госслужбе скоро 18 лет. Да, зарплата у моих однокурсников, которые в бизнесе, порой в разы выше. Но! Они все в кризис поседели, половина работу потеряла, из них половина — до сих пор ищет, а надо мной не каплет. Они вынуждены, когда ребенок болеет, кого-то просить, а я просто «отщипываю» от своего 57-дневного отпуска энное количество дней и сижу с ним дома. Повышения не дождаться? не знаю, за все это время был повышен 6 раз, вот через месяц будет 7-й. М.б. это специфика МИДа, хотя не думаю — у моих знакомых из ФМС, Администрации Президента, МВД, Прокуратуры и т.п. — тоже повышения имеют место быть, регулярно отмечаем)))) Кстати, у нас со снабжением вот так плохо, как у топикстартера, было только в 90-е, сейчас все в норме. Золотой «Паркер», конечно, на работе не выдают, но писать есть чем, с бумагой и картриджами — нет проблем.
А вот про пафос работы «не на дядю» не согласен. Именно, что не на дядю! И тут уже каждый сам за себя решает. Если его руками, пусть и на госслужбе, кто-то делает неблаговидные дела, это уже вопрос совести — готов ты в этом участвовать или нет. Мне лично не стыдно ни за один свой день на работе. И интересы я отстаиваю не «определенных кругов», а страны. И если меня не устроит то, что мне прикажут делать — уйду запросто, благо как специалист регулярно получаю предложения перейти в бизнес. Но не хочу, мне нравится то, что я делаю, и я реально получаю от этого удовольствие, а это подороже денег, в моем понимании))))
Лужков — это пример 🙂 Даже такого «авторитета» щёлкнули по носу и съели. Чиновникам более низкого ранга просто «предлагают уйти». Как сказал сегодня Медведев — «Я его вызываю и говорю, уйди а то хуже будет». Рад, что Вас это пока не коснулось. В регионах всё намного проще.Максимальный отпуск у специалистов 30+10 за выслугу+от3 до 10 за ненормированный рабочий день (итого в среднем 45). Зарплата от 10 до 20 тыр, то есть не 62 тысячи в среднем, о чём пишут в газетах. Надеюсь, что Вы получаете от работы не только удовольствие, но и те материальные блага, которые не заставляют Вас искать подработку на стороне. Удачи Вам
Сейчас уже не ищу подработок, а вначале всяко бывало))) Первой моей зарплаты (атташе) в 94-м году хватило ровно на месячный проездной на метро и месячную же сезонку на электричку)))) (живу в Подмосковье) И все. А жена тогда еще студенткой была, так что помощи семейному бюджету (как сейчас) от нее ждать, как Вы понимаете, не приходилось. Пришлось ночами и в выходные переводами подрабатывать.
А про Лужкова все же не согласен. даже юридически. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы нет такой должности — мэр. Или губернатор. Или министр.
Я тоже стал работать на государя в 94 :). До этого в науке получал как ведущий инженер программист 40 тысяч. И вдруг только должностной оклад 160 штук :). Самый обеспеченный год, однако 🙂 в девяностые.
Мэра в Реестре должностей ФЕДЕРАЛЬНОЙ государственной службе действительно нет, наверно потому то это должность государственной службы СУБЪЕКТА РФ :(. Министр же скорее всего обозначен кодом 08-1-1-001, как руководитель государственной службы. Правда я тут не силён, в моей дерёвне министров нетути.
Министр, как и, например, посол, это государственная должность (ранее назывались должностями категории А, ). А руководитель региона — государственная должность региона.
Это совсем другая категория. У них нет, например, предельного возраста: как президент захочет, так и сменит, хоть в 80, хоть до белых тапок. Я почему и говорил, что не стоит равнять их с госслужащими обычными, как Вы и я
Максим, я даже не равняю Вас и себя :). Я специалист, Вы (судя по величине отпуска) руководитель. Вы работаете в министерстве, я в региональном управлении. Вы внутри, а я достаточно далеко за МКАДОМ :), то есть в совсем другой стране. Общее у нас только одно — один общий ДЯДЯ, на которого мы работаем. Правда между этим ДЯДЕЙ и мной гораздо больше других «родственников».
Спасибо за «повышение», но я еще не вошел в группу руководителей. А отпуск у нас за вредность и ненормированный день (реально ненормированный, можно и трое суток домой не приходить, если аврал) добавлен приказом Лаврова (дай бог ему здоровья), плюс законная выслуга лет
надеюсь еще станете :))))
длинная у Вас лесенка, однако. у нас в управе специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, главный специалист и всё 🙁 далее зам.начальника отдела. А у Вас седьмое повышение и ещё не руководитель. В принципе это правильно. Я уже старый пень, и особо ни к чему не стремлюсь. Хватило опыта в прошлой жизни, а для молодежи признание их заслуг очень даже кстати. В гражданской госслужбе самый большой минус, это отсутствие стимулов
У нас категория руководители начинается с зам. директора департамента, а все, кто до этого, включая нач. отдела, по реестру считаются специалистами)))
:)))) 79-ФЗ статья 9 пункт 2.1.
не лукавьте Максим. поэтому у Вас и отпуск за выслугу 15 дней в соответствии со статьёй 46 этого закона (п.6)
да и за своих подчинённых, я думаю, несёте полную ответственность 🙂
Да при чем тут лукавство? есть реестр должностей,утвержденный Указом Президента №1574 от 31.12.2005 г. раздел 12 — перечень должностей МИД, его терорганов и загранучреждений. Там и деление. Моя нынешняя — в ведущей группе, в главную пока не перешел (осталось чуть-чуть). Итого отпуск: 40 с выслугой+14 министерских+3 за особые условия и допуски.
ну а ответственность, куда же без нее? )))) Еще Пушкин хорошо подметил, про шапку Мономаха))))
Нужны ли частные приставы: плюсы и минусы инициативы
В России появятся частные приставы. По задумке авторов инициативы, они должны разгрузить Службу исполнения наказаний, создать конкуренцию и снизить уровень коррупции. Предполагается, что гражданам самим предоставят выбирать, кто взыщет с них долг — государственный или частный пристав. Чем задумка может обернуться на практике? Мнение экспертов выслушала корреспондент «Вестей ФМ» Анастасия Борисова.
Нынешняя система исполнения наказаний признана неэффективной. За 2012 год приставам удалось взыскать менее половины всех задолженностей, установленных судом. Все потому, что катастрофически не хватает кадров, уверяют во ФСИН. Каждый третий судебный пристав увольняется уже спустя год. Основная причина — несоответствие зарплат объемам работ. Сегодня у государственных приставов постоянный оклад, частных же приставов предлагается посадить на процент от собранных ими долгов. И именно из-за этой разницы с внедрением частников ситуация в государственной службе наказания, скорее, ухудшится, считает глава Общественного совета при столичном Управлении службы судебных приставов Антон Цветков.
«Это будут серьезные зачастую денежные средства, и мы можем тогда прийти к тому, что грамотные люди, которые сейчас работают в системе, — я уверен, что многие из них просто уволятся, откроют свои частные структуры, и у нас тогда будет еще большая проблема с приемом кадров».
Впрочем, проблемы с кадрами в системе судебных приставов не существует, уверен управляющий партнер юридической фирмы «Скрябин и партнеры» Денис Скрябин, дело не в количестве работников, а в их профессионализме.
«На мой взгляд, судебных приставов в Российской Федерации более чем достаточно. И говорить, что качество исполнительного производства страдает из-за недостаточности кадров — это неверная позиция. На мой взгляд, повысить эффективность можно, повысив профессиональные качества судебных приставов. И привлечение сторонних организаций, частных организаций, может повлечь за собой не улучшение какого-то состояния, взыскания долгов, еще чего-нибудь, а может повлечь за собой некие преступные группировки, как это сейчас во многих случаях является с коллекторскими бюро».
По сути, институт частных приставов и будет представлять собой коллекторские бюро, получившие лицензию от государства. И действовать они, скорее всего, будут вынуждены схожими с коллекторами методами, поскольку большинство легальных способов воздействия на должника им будут просто недоступны, говорит Антон Цветков.
«Необходимо понимать, что зачастую судебные приставы для исполнения решения суда применяют определенные меры принудительного характера. То есть у них есть своя физзащита, есть свое дознание, они имеют право накладывать аресты на счета, накладывать определенные ограничения на распоряжение имуществом. И, конечно, частные организации, я уверен, не смогут обладать такими полномочиями. Безусловно, у них не будет никакой физической поддержки, это противозаконно. У них не будет возможности законно проводить никакие розыскные мероприятия, у них не будет возможности вести свое дознание».
Таким образом, будет целая категория дел, которые частные судебные приставы просто не смогут вести. Именно поэтому, создавая подобную структуру, необходимо тщательно все продумать и разделить полномочия, предлагает партнер коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов.
«Нужно здесь разделить полномочия, компетенцию и какие-то дела отвести исключительно к компетенции государственных приставов, алиментные дела, в интересах государства, когда взыскатель государство, или когда должник государство. Определенные категории оставить, а какие-то частные вопросы между юридическими лицами, между физическими лицами споры — их достаточное количество. Я думаю, вот по этим делам все-таки результат будет».
Как предполагают авторы инициативы, альтернативный институт приставов снизит уровень коррупции в системе исполнения наказаний. Но вот ряд экспертов опасается, что работать частными коллекторами могут прийти люди так или иначе аффилированные с криминалом, говорит Денис Скрябин.
«Каким образом контролировать деятельность частных судебных приставов — вопрос открытый и совсем неясный. И скорее всего, из обычных частных судебных приставов появятся точно такие же коллекторы, которые будут именно выбивать долги. То есть они займутся в 90-х годах известным словом — рэкетом: будут приходить и выбивать эти долги из людей. И их мотивация будет в том, что взыскатель им заплатит какой-то процент от выбитого долга. У судебных приставов, которые сейчас работают в судебной системе, нет такой мотивации».
Это, возможно, и не всегда хорошо, добавляет эксперт. Но зато гражданам при прежней государственной системе определенно спокойнее жить. Законопроект еще находятся на проработке в Минюсте, впрочем, авторы планируют внести его в Госдуму уже до конца весенней сессии.
Популярное
«России необходим имперский подход»
МИХАИЛ ХАЗИН: «Если мы империя, мы не должны идти на поводу у ОПЕК, у разного рода лоббистов, потому что в данном случае имеет место слово имперское. Оно должно быть. В чем была сила империи Сталина? Имперцы доходили до постового на улице. А у нас сегодня все – либеральные чиновники, основная мысль которых – я ни за что не отвечаю».
«Мы идем к войне, и не одной»
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Мы, безусловно, идем к войне, и достаточно большой. Я не уверен, что к одной войне, потому что у меня лично нет никаких сомнений, что сейчас будет резкая интенсификация наших «заклятых друзей» на среднеазиатском направлении, и об этом говорят совершенно открыто».
«Кто бы ни вышел во второй тур – все слабенькие на фоне Зеленского»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Кто бы ни прошел во второй тур – Порошенко, Тимошенко – он выходит ослабленным по сравнению с Зеленским. 25 сотых процента Тимошенко отыграла у Порошенко за последний час. Это очень мало, но постепенно начинает отыгрывать. Посмотрим, сколько она в результате отыграет».
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Плюсы и минусы службы судебных приставов» в комментариях.
