Органы дознания федеральной службы судебных приставов что это

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Органы дознания федеральной службы судебных приставов что это?».

Глава 1. Служба судебных приставов как орган дознания

§ 1. Структура Федеральной службы судебных приставов

Как органа дознания

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Рассмотрение дела судом завершается вынесением решения и пока решение суда не будет исполнено – нарушенные права граждан и организаций не будут восстановлены и правосудие не достигнет своей цели. В такой ситуации отсутствия реальной и действенной защиты прав лиц и организаций не может идти речи о наличии правового государства в нашей стране.

К середине 90-х годов в Российской Федерации сложилась тяжелая ситуация в сфере исполнения судебных решений: ввиду неэффективности имевшейся системы исполнительного производства значительная часть судебных решений, особенно в части денежных взысканий, не исполнялась. Для решения указанной проблемы в 1997 году после подготовки необходимой нормативной базы в России была создана служба судебных приставов. 1 Основным ее предназначением является исполнение решений суда, обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение безопасности участников судебных процессов. УПК РФ 2001 года для более эффективного решения поставленных перед службой задач судебным приставам было предоставлено право производства дознания по делам о некоторых преступлениях против правосудия, которые выявляются в ходе деятельности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по организации установленного порядка деятельности судов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 УПК РФ органами дознания являются: главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Для реализации предоставленных УПК РФ полномочий Приказом Минюста РФ от 21 января 2002 г. № 71-к в структуре Департамента судебных приставов Минюста РФ был образован отдел дознания и административной практики 2 , а в соответствии с приказом Минюста РФ от 22 февраля 2002 г. № 257-к в территориальных органах Минюста РФ были созданы отделы (группы) дознания службы судебных приставов 3 , преобразованные в настоящее время, в связи с созданием Федеральной службы судебных приставов в отделы организации дознания и административной практики 4 . Однако, в настоящее время в районных (межрайонных) подразделениях службы судебных приставов отделов (групп) дознания не существует, что затрудняет организацию деятельности по выявлению преступлений и производству дознания.

На сегодняшний день формирование ФССП России практически завершено: создан центральный аппарат, состоящий из девяти управлений и территориальные органы от 62 управлений, 7 отделов. Укомплектованность кадров ФССП России составляет 97,3 %. Также в центральном аппарате Службы создан отдел предварительного расследования, что свидетельствует о том, что это направление становится одним из приоритетных в ФССП России. Совместно с Минюстом прорабатывается вопрос создания единого общероссийского банка данных исполнительных производств.

В настоящее время служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, наделенный правоохранительными функциями, основными задачами которого является исполнение судебных решений, обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также осуществление административной юрисдикции и расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным кодексом к компетенции службы судебных приставов. 1

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 6 декабря 2010 г. N 677 «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 6 декабря 2010 г. N 677
«О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания»

С изменениями и дополнениями от:

30 августа 2012 г.

По заключению Минюста РФ от 19 января 2011 г. N 01/3579-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Информация об изменениях:

Приказом ФССП России от 30 августа 2012 г. N 352 в преамбулу внесены изменения

В целях совершенствования работы по организации расследования преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания Федеральной службы судебных приставов, и проверки сообщений о преступлениях приказываю:

1. Установить, что реализуют полномочия начальника органа дознания в Федеральной службе судебных приставов:

1.1. B центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов: заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, координирующий деятельность Управления организации дознания и административной практики и курирующий организацию работы по производству дознания в Федеральной службе судебных приставов.

1.2. В территориальных органах Федеральной службы судебных приставов: руководители территориальных органов — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, координирующие деятельность отделов организации дознания и административной практики и курирующие организацию работы по производству дознания в территориальных органах ФССП России.

1.3. В структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов: начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности.

2. Установить, что реализуют полномочия начальника подразделения дознания в Федеральной службе судебных приставов:

Информация об изменениях:

Приказом ФССП России от 30 августа 2012 г. N 352 в подпункт 2.1 внесены изменения

2.1. В центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов: начальник Управления организации дознания и административной практики, его заместители; начальник Управления противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, его заместители.

Информация об изменениях:

Приказом ФССП России от 30 августа 2012 г. N 352 в подпункт 2.2 внесены изменения

2.2. В территориальных органах Федеральной службы судебных приставов: начальники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов, их заместители; начальники подразделений противодействия коррупции и их заместители.

3. Внести соответствующие изменения в должностные регламенты работников, уполномоченных осуществлять функции начальников органов дознания, начальников подразделений дознания.

4. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации исключить привлечение работников Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных осуществлять предварительное расследование в форме дознания, к выполнению несвойственных им функций.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Установлены лица, реализующие полномочия начальника органа дознания в ФССП России.

B центральном аппарате это заместитель директора Службы-заместитель главного судебного пристава России, координирующий деятельность Управления организации дознания и административной практики.

В территориальных органах к ним отнесены руководители территориальных органов-главные судебные приставы регионов, их заместители, координирующие деятельность соответствующих отделов, в структурных подразделениях — начальники отделов-старшие судебные приставы, их заместители.

Полномочия начальника подразделения дознания возложены на начальников Управления и отделов организации дознания и административной практики и их заместителей.

Работники ФССП России, осуществляющие предварительное расследование в форме дознания, не должны привлекаться к выполнению несвойственных им функций.

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 6 декабря 2010 г. N 677 «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания»

По заключению Минюста РФ от 19 января 2011 г. N 01/3579-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Текст приказа опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 3

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФССП России от 30 августа 2012 г. N 352

Проблема взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания

Секция: Юриспруденция

XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Проблема взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания

Федеральная служба судебных приставов России в ходе производства дознания постоянно взаимодействует с другими правоохранительными органами, данное сотрудничество представляет собой сложную, непрерывную взаимосвязанную и согласованную деятельность, которая направлена на выполнение общей задачи – укрепление законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

А.В. Мухин считает, что «… в настоящее время вопросы взаимодействия службы судебных приставов с правоохранительными и юрисдикционными органами заслуживают пристального внимания как теоретиков, так и практиков, поскольку от того, насколько эффективно ФССП будет выполнять свои задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц» [1, с.140–142].

В.В. Головин утверждает, что основная цель взаимодействия и сотрудничества ФССП с правоохранительными органами заключается в укреплении и поддержании законности и правопорядка. Он считает, что их взаимодействие определяется установленными задачами, такими как: охрана прав, свобод и законных интересов граждан; сбор сведений о преступлениях, относящихся к подследственности службы судебных приставов; выявление преступлений, подследственных ФССП, а также установление всех обстоятельств, способствующих их совершению, и лиц, имеющих отношение к их совершению; принятие мер по предупреждению совершения преступлений, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности; повышение и укрепление правовой культуры должностных лиц [2, с.14–15].

Тесное взаимодействие службы судебных приставов с правоохранительными органами подтверждается изданием межведомственных приказов, таких как Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» [3]; Приказ Генпрокуратуры России №147, МВД России №209, ФСБ России №187, СК России №23, ФСКН России №119, ФТС России №596, ФСИН России №149, Минобороны России №196, ФССП России №110, МЧС России №154 от 26.03.2014г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» [4]. Наиболее тесно служба судебных приставов взаимодействует с прокуратурой, судами, полицией, налоговыми, таможенными, пограничными органами.

Дознаватель службы судебных приставов является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, в связи с чем его процессуальные ошибки могут привести к отрицательным последствиям, таким как: привлечение невиновных лиц к уголовной ответственности, а также, наоборот, освобождение от нее виновных лиц. Поэтому с целью предотвращения совершения дознавателем в ходе производства дознания возможных процессуальных ошибок, прокуроры осуществляют постоянный процессуальный надзор за деятельностью органов дознания. Таким образом, мы наблюдаем, что на стадии дознания прокурор и дознаватель вступают между собой в тесные взаимообусловленные уголовно-процессуальные отношения [5].

Что касается взаимодействия дознавателей службы судебных приставов с судами, то оно заключается прежде всего в рассмотрении уголовных дел после утверждения прокурором обвинительного акта. Также можно отметить, что в случае наличия у подозреваемых по уголовному делу судимостей, дознаватель делает запросы в суды с целью получения приговоров, которые являются характеризующими данными подозреваемого.

Очень часто, в ходе расследования уголовных дел, дознаватели службы судебных приставов сталкиваются с необходимостью допросить потерпевших или свидетелей, которые находятся за пределами Российской Федерации, ознакомить их с правами и обязанностями, а также приобщить необходимые документы к материалам уголовного дела. В данной ситуации дознаватель на основании ст.453 УПК РФ [6] в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности вносит запрос о производстве отдельных следственных действий компетентным органам или должностным лицам иностранного государства.

Необходимо в данном случае привести пример из практики. Так, в 2009 году УФССП России по Белгородской области был направлен запрос в компетентные органы Украины, в связи с тем, что в ходе расследования уголовного дела в отношении гражданина Г. было установлено, что бывшая супруга подозреваемого проживает в Украине. Благодаря сотрудничеству с компетентными органами иностранного государства стало возможным окончание уголовного дела и направление его для рассмотрения в суд [7].

Следует отметить, что в ходе производства дознания дознавателям службы судебных приставов наиболее часто приходится обращаться за содействием в органы внутренних дел. Это связано прежде всего с тем, что полиция в основном формируется по территориальному принципу, поэтому ближе других правоохранительных структур находится к населению. Поэтому именно в полицию поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе и относящихся к подследственности службы судебных приставов. В связи с этим полиция считается основным органом дознания, так как ее сотрудники принимают первоочередные меры реагирования [8, с.111–115].

Основной причиной тесного сотрудничества службы судебных приставов и органов внутренних дел является отсутствие оперативно-розыскных полномочий у ФССП России. В настоящее время ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9] в систему субъектов оперативно-розыскной деятельности включил Министерство юстиции Российской Федерации, однако, этими полномочиями наделены лишь оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы. Служба судебных приставов данной функцией не наделена, поэтому в случае необходимости должностным лицам службы приходится обращаться за помощью в органы внутренних дел [10, с.19–20].

Однако следует отметить, что существуют некоторые проблемы во взаимодействии ФССП с полицией. Органы внутренних дел в связи с загруженностью поручения должностных лиц службы судебных приставов выполняют крайне неохотно, происходит затягивание времени. Тем более, что в федеральном законе не установлены конкретные сроки, в течение которых оперативные подразделения органов внутренних дел обязаны произвести оперативно-розыскные мероприятия, поэтому часто окончить дознание в установленный уголовно-процессуальным законом 30-суточный срок не представляется возможным, поэтому приходится продлять сроки по уголовному делу, показатели деятельности органа дознания в связи с этим снижаются, чего бы не происходило в случае наделения службы оперативно-розыскными полномочиями.

Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие у службы судебных приставов полномочий на осуществление оперативно-розыскной деятельности приводит к затруднению расследования уголовных дел в установленные уголовно-процессуальным законом сроки, негативно отражается на оперативности и своевременности производства следственных действий. Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне признать службу судебных приставов субъектом оперативно-розыскной деятельности, следует наделить ее правом самостоятельно производить оперативно-розыскные мероприятия. Данное изменение в законодательстве фактически приравняло бы службу судебных приставов к правоохранительным органам, что положительно бы сказалось на эффективности ее деятельности.

Следует признать, что в настоящее время территориальные подразделения службы судебных приставов являются неотъемлемым элементом государственной власти в регионах страны наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми, таможенными, пограничными и другими органами. Таким образом, мы считаем, что необходимым этапом в дальнейшем развитии Федеральной службы судебных приставов как органа дознания является придание ей статуса правоохранительного органа, что благоприятно отразится на качественности и оперативности ее деятельности.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Органы дознания федеральной службы судебных приставов что это» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru