В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто является ответчиком в суде по действиям судебных приставов?».
Кто является ответчиком в суде по действиям судебных приставов
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 38 КАС РФ. Стороны
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:
Статья 38 КАС РФ. Стороны
1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Комментарии к статье 38 КАС РФ, судебная практика применения:
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Кто является ответчиком по делам об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя?
По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий — к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались — к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся следующие разъяснения:
Кто является административным ответчиком по делам об оспаривании, установлении кадастровой стоимости
В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ — административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.
Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Если ответчик не является в суд

Согласно действующим законам Российской Федерации, ответчик – это одна из сторон гражданско-правовых или уголовно-процессуальных отношений.
В судебном споре в рамках гражданско-правовых отношений имеются две основные противоположные стороны: истец и ответчик.
Ответчик как участник суда

Ответчик – это сторона судебного процесса, которая в чем-то нарушила или ущемила права истца. Ответчиком может быть любой дееспособный гражданин.
Лица, не достигшие возраста 14 лет, не подлежат уголовной ответственности и не могут выступать в качестве ответчика. За них в суде будут выступать их родители или опекуны. Несовершеннолетние – от 14 до 18 лет сами несут ответственность за свои действия.
Термин “ответчик” применим к административному и гражданскому праву. В случае удовлетворения иска ответчик несет наказание путем принуждения к исполнению определенных обязанностей, например выплате установленного материального ущерба в пользу истца, исполнению алиментных обязательств и других имущественных требований.
Если ответчик недееспособен, но причинил вред истцу, то ответчиком является опекун или законный представитель. Ответчик по сути имеет те же права и обязанности и участвует во всех этапах судебного процесса, что и истец.
Вызов ответчика в суд

Если истец и ответчик не решили свои проблемы в досудебном порядке и не достигли мирового соглашения, то обе стороны приглашаются в суд в рамках искового производства. Но тут истец – сторона заинтересованная и, соответственно, не склонная затягивать рассмотрение материала.
Ответчик же очень часто бывает даже не знаком с исковыми требованиями. В связи с этим, он обязательно должен быть уведомлен надлежащим образом о необходимости явиться на заседание.
Идеальным является вариант, когда, подав иск, истец письменно уведомит ответчика и отправит ему информацию через почтовое отделение. Одновременно передаются копии всех необходимых для ознакомления документов. Для этого желательно знать адрес проживания ответчика.
В противном случае, даже если суд полностью удовлетворит иск в ситуации, когда ответчик не явился, то он сможет обжаловать решение в дальнейшем. В случае если будет доказано, что он не был уведомлен о заседании надлежащим образом, то это может привести к отмене вынесенного решения.
Формально, лицо считается извещенным, если в материалах дела имеется отметка о времени и способе уведомления. Суд не обязан доказывать, что ответчик уведомлен не должным образом.
Есть форма приказного производства, когда судья выносит приказ единолично. В исковом судопроизводстве также процесс может пройти без участия одной из сторон.
Если ответчик не явился в суд

Лицо, не явившееся в суд, должно принять меры и уведомить о причине неявки. Как поступит судья, если ответчик не явился в суд? Не зависимо от способа уведомления, как правило, переносится заседание.
Причины неявки на заседание любой из сторон процесса, признаются уважительными, если они касаются таких ситуаций:
| Причина | Подтверждение |
| Состояние здоровья | Лист временной нетрудоспособности, справка со скорой помощи, травмпункта или больницы |
| Командировка | Командировочное удостоверение, приказ руководителя предприятия |
| Непреодолимая ситуация, форс-мажор | Справка, если попал в ДТП, справка из кассы об отсутствии билетов и т.д. |
Бывает и так, когда ответчиков несколько, и процесс может ими затягиваться преднамеренно, регулярной неявкой одного из них.
В случае, когда ответчик не явился по повестке и не уведомил о причине своей неявки, и судья не имеет сведений о причине его отсутствия, то судебное рассмотрение материалов дела откладывается. Также процесс будет отложен если причина неявки будет признана уважительной.
В случае искового заявления о признании гражданина недееспособным и неявки в суд по неуважительным причинам, решение будет принято заочно.
Если вызванный свидетель, специалист, эксперт или переводчик не является на заседание по неуважительным причинам, то на него может быть наложен штраф в размере до 1000 рублей. В случаях, когда свидетель повторно не является, не имея при этом уважительных причин, он может быть подвергнут принудительному приводу.
Наказание в случае неявки в суд по повестке

Присутствовать на судебном заседании является правом ответчика, а не его обязанностью, поэтому штрафных санкций, принудительного привода и других мер наказания гражданско-правовым законодательством не предусмотрено.
При неявке, суд вправе вынести заочное решение. Если ответчик с ним не согласен, ему придется оспаривать или обжаловать решение в апелляционном порядке в установленный законом срок. Как правило, это один месяц.
Таким образом, ответчик не явившийся в суд, наказывает себя тем, что он не осуществил свои гражданские права:
- не ознакомился с исковым заявлением и обстоятельствами, на которых оно основано;
- не имел возможности высказывать возражения против предъявленных исковых требований;
- давать исчерпывающие объяснения и показания по существу дела;
- представить необходимые доказательств.
При неявке ответчика, истец может ходатайствовать о рассмотрении иска без его присутствия. Но в то же время рассмотрение может переноситься неоднократно по разным причинам, в том числе и из-за неявки.
Уголовное преступление и гражданский иск

Если обвиняемый в уголовном преступлении нанес вред потерпевшему, который возмещается в рамках гражданско-правовых отношений, например, возмещение стоимости имущества, которым обвиняемый распорядился после кражи (грабежа, разбоя, мошенничества) по своему усмотрению, то он несет и гражданскую ответственность.
Следователь, дознаватель или судья в процессе судебного разбирательства выносит постановление о признании обвиняемого еще и гражданским ответчиком. В этом случае, к гражданскому участнику процесса могут быть применены следующие меры принуждения:
- обязательство о явке;
- привод;
- денежное взыскание.
Однако, как ответчик по гражданскому иску, человек имеет право не свидетельствовать против себя и своих близких. Таким мерам принуждения может быть подвергнут гражданский ответчик, если он нанес вред истцу в ходе уголовного преступления.
Если ответчик — государство
Судебная тяжба — дело непростое, особенно когда вашим противником в суде выступает государственное ведомство. Поэтому компаниям и предпринимателям, у которых возникли споры с государством, будет небезынтересно узнать мнение судебной власти по поводу рассмотрения претензий к государственным органам и бюджетным организациям.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» будет интересно руководству тех компаний, которые судятся или готовятся судиться с бюджетными организациями, а также работникам самих бюджетных организаций.
Этот документ касается, в частности, тех компаний и предпринимателей, которые обращаются в суд с исками о возмещении вреда, причиненного действиями или бездействием чиновников, а также с исками, предъявленными в порядке субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям по обязательствам созданных ими учреждений.
Кто будет ответчиком?
Постановление позволяет истцу, заявляющему материальные претензии к казне, определить, кто должен быть ответчиком в данном деле.
Пленум ВАС РФ указывает, что ответчиком по искам и о возмещении вреда, и о взыскании денежных сумм в порядке субсидиарной ответственности является публично-правовое образование (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование), а не его органы или должностные лица. Именно их и нужно указывать в заявлении в качестве ответчика.
Разумеется, Российская Федерация или ее регион не могут самостоятельно выступать в суде. Поэтому при судебном разбирательстве спора их представителем в суде выступает министерство или ведомство, которое по закону является главным распорядителем бюджетных средств (п. 1 ст. 158 БК РФ).
Даже если истец укажет в исковом заявлении орган, не имеющий право распоряжаться соответствующими бюджетными средствами, это обстоятельство не препятствует рассмотрению спора. В таком случае суд выясняет, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и уведомляет его о рассмотрении дела.
Но полномочия государственных ведомств в нашей стране периодически изменяются. Поэтому на практике иногда случается, что государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утрачивает этот статус. Это может произойти в связи с ликвидацией данного ведомства или в связи с передачей его полномочий иному органу.
В таком случае в качестве представителя публично-правового образования суд обязан привлечь орган, которому были переданы необходимые полномочия. Если же они вообще не были никому переданы, то интересы ответчика будет защищать соответствующий орган Минфина или финансовый орган муниципального образования.
Деньги или имущество?
Но выиграть у государства судебный процесс – это только полдела. Нужно еще и взыскать присужденную сумму. Сделать это можно либо за счет денежных средств должника, либо за счет его имущества.
Постановление содержит ссылку на п. 5 ст. 46 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым обратить взыскание на имущество должника можно только при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Исходя из этого, судебный пристав-исполнитель вправе арестовать и реализовать имущество, принадлежащее публично-правовому образованию на праве собственности, если это имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями. Но взыскание на имущество можно обратить, только если будет установлено, что исполнить решение суда за счет средств бюджета невозможно.
Таким образом, взыскатель, который намерен получить с государства присужденные ему средства, сначала должен на основании п. 6 ст. 242.2 БК РФ обратиться для исполнения судебного акта в орган Министерства финансов РФ, его региональное подразделение или в финансовый орган муниципального образования.
Государственные или муниципальные чиновники, в свою очередь, должны перечислить деньги по исполнительному листу в течение трех месяцев со дня его получения.
Только если в течение трехмесячного срока решение суда не было исполнено за счет средств бюджета, взыскатель вправе предъявить исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.
Государство гарантирует
Особо рассмотрен вопрос о государственных и муниципальных гарантиях (ст. 115 БК РФ). Это способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором РФ, регион или муниципальное образование обязуются полностью или частично отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами.
Хотя этот способ обеспечения обязательств не поименован в главе 23 Гражданского кодекса РФ, судьи ВАС указали, что к нему должны применяться положения параграфа 5 данной главы о договоре поручительства.
Пункт 5 ст. 115 БК РФ устанавливает, что гарант несет по обязательствам должника субсидиарную ответственность. То есть публично-правовое образование будет отвечать по долгам компании, которой предоставлена государственная гарантия, только если у самого должника для этого недостаточно средств.
Поэтому государственные и муниципальные гарантии, в которых было прописано условие о солидарной ответственности гаранта и должника (когда кредитор может предъявить претензии к любому из них), являются ничтожными как не соответствующие закону. Исключение составляет установление солидарной ответственности по гарантиям, предоставленным в обеспечение государственного внешнего долга Российской Федерации.
Однако недействительность условия о солидарной ответственности не означает недействительности всей сделки о предоставлении гарантии (ст. 180 ГК РФ). В данном случае подлежит применению п. 5 ст. 115 БК РФ, то есть государство или муниципальное образование будет отвечать по гарантии в субсидиарном порядке.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2006 № А82-13907/2004-45
Акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании основного долга, неустойки и штрафа по договору контрактации сельскохозяйственной продукции.
В качестве солидарных ответчиков АО указало общество с ограниченной ответственностью, которое являлось покупателем по договору контрактации, а также администрацию Тукаевского района Республики Татарстан, которая предоставила по этому договору муниципальную гарантию.
Арбитражный суд удовлетворил исковые требования частично. Он постановил взыскать с ООО долг и неустойку, снизив ее размер. А в удовлетворении претензий к районной администрации ответчику было отказано. Вышестоящие инстанции оставили это решение в силе, отметив, что в соответствии с прямым указанием закона (п. 5 ст. 115 БК РФ) гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. По этой причине районная администрация не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение договора солидарно с покупателем.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кто является ответчиком в суде по действиям судебных приставов» в комментариях.
