Кто в россии шел в приставах

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто в россии шел в приставах?».

Коллекторы станут властью: В России может появиться институт частных приставов

Вместо того, чтобы позволить банкам нести потери из-за безответственной раздачи кредитов кому попало, власти подумывают о расширении прав коллекторских контор

Глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрий Аристов не исключил, что в скором будущем в нашей стране появится институт частных судебных приставов. Проще говоря, вымогателям из коллекторских агентств разрешат приходить в квартиры, описывать и изымать имущество, забирать у должников машины.

Новшество активно лоббируют руководители легализовавшихся коллекторских агентств, которым работать по закону оказалось не так выгодно, как «по понятиям».

Кризис коллекторского жанра

Два года назад в России был принят закон о коллекторской деятельности и защите прав заемщиков с просроченной задолженностью. С этого момента начался большой передел рынка охотников за долгами: часть контор сумела легализоваться, но большинство все-таки осталось вне правового поля. По официальным данным, число коллекторских фирм сократилось примерно в четыре раза, и к настоящему времени регистрацию имеют 210 организаций. При этом реальную деятельность ведут не более сотни, а 60% долгов находятся в разработке всего трех агентств.

В общем, налицо кризис жанра. Экономисты называют такую ситуацию монополизацией рынка: крупные конторы поглощают мелкие, прибыли на всех не хватает, конкуренция обостряется.

Но это еще не все. Проблемы появились и со стороны должников – тех самых неплательщиков, которых бравые коллекторы еще недавно могли безнаказанно донимать звонками в три часа ночи, подкарауливать у подъездов, угрожать, избивать, а при случае еще и устраивать в домах поджоги. Теперь же граждане нашей страны поняли, что не обязательно ждать статуса потерпевшего в уголовном деле, а можно идти в суд после первого же грубого заявления со стороны взыскателей. В результате за прошлый год заемщики подали 4625 исков против коллекторских контор. По итогам разбирательств агентства заплатили почти 23 миллиона рублей штрафов. Мелочь, как говорится, а неприятно.

Юристы и адвокаты поймали волну и теперь охотно берутся как за защиту пострадавших должников, так и за законное списание долгов. Оба эти направления на рынке юридических услуг стали популярным трендом. Более того: из-за возросшей готовности граждан судиться коллекторам тоже приходится писать заявления и в судебном порядке отстаивать свои права на чужое (!) имущество. В результате скорость взыскания долгов упала примерно на треть. Бизнес существенно потерял и обороты, и привлекательность.


Фото: www.globallookpress.com

Коллекторы хотят влезть в госорганы

Решение этой проблемы воротилы рынка видят в расширении своих прав. При этом подают его как желание помочь судебным приставам, ускорить их работу и вообще улучшить ситуацию с долгами в стране. Правда, взысканием так называемых социальных долгов коллекторы заниматься не хотят – носиться за беглыми алиментщиками, у которых в кармане найдется-то разве что пара тысчонок, им неинтересно. Не привлекает их и возврат собственности государству. А вот долгами граждан и предприятий они бы занялись с большим удовольствием.

То, что коллекторы хотят влезть в госорганы, получить дополнительные возможности по выбиванию долгов и укрепить свое положение – дело очень понятное. В 2016 году они осаждали МВД с требованием выдать им сведения о владельцах огнестрельного оружия; летом нынешнего года стало известно, что банки намерены передать им биометрические данные доверчивых клиентов. Хуже другое: служба судебных приставов, в принципе, согласна поделиться с ними реальной властью и реальными полномочиями.

Судя по всему, пока процесс передачи останавливает лишь то, что руководство ФССП не совсем понимает, как это организовать.

Готовы ли профессиональные взыскатели работать с убыточными исполнительными листами, за которые никогда не возьмут свой процент, потому что должник неплатежеспособен?

– задается вопросом глава службы Дмитрий Аристов.


Д. Аристов. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Получается, что если коллекторы согласятся забирать вместе с жирными долгами и безнадежные «висяки» – глава федерального ведомства согласится уровнять их в полномочиях со своими подчиненными.

Но тогда возникает вопрос, а нужна ли стране такая федеральная служба? Может, сразу перевести ее в ранг небольшой конторы, человек на десять, которая в круглосуточном режиме будет раскидывать плохие и хорошие долги по частным агентствам? Если уж сокращать долю государственного участия, зачем ограничиваться полумерами?

Деньги любят тишину

В дискуссиях о коллекторском вопросе практически всегда обсуждается поведение трех сторон: самих коллекторов, заемщиков и регулирующих госорганов. Однако настоящий виновник проблем остается за кадром.

Банки. Кредитные организации годами раздавали деньги налево и направо, халатно относились к проверке платежеспособности заемщиков и при этом вкладывали, да и сейчас вкладывают, огромные средства в рекламу. А ведь не секрет, что не только спрос рождает предложение, но и навязчивое предложение рождает спрос. По сути, все проблемы между коллекторами, гражданами и государством – результат нежелания банков нести убытки и отвечать за собственные ошибки.


Фото: www.globallookpress.com

Интересно, что в этом плане банкиры и коллекторы стараются не упоминать опыт Запада. А между тем в Европе принято завершать все переговоры о реструктуризации долга частного лица в 30 дней. Просрочка больше трех месяцев считается достаточным основанием для признания долга безнадежным и последующего объявления заемщика банкротом. Банкротятся и американцы, с последствиями для репутации и иногда для трудоустройства, но, в общем и целом, это не считается жизненной трагедией. Да и в Европе люди тщательно следят за своей кредитной историей, но, попав в трудную жизненную ситуацию, признают поражение. У нас же система налажена так, чтобы годами тянуть жилы из граждан.

Главный аргумент противников либерализации банкротств физлиц состоит в том, что при таком подходе банки будут давать больше отказов, и доступность кредитов сократится. Однако на деле потребительское кредитование физлиц – это лишь приятная опция, но никак не святая обязанность банков. Вопрос получения прибыли, не более того. По той же логике можно требовать государственного субсидирования производства спирта, аргументируя это тем, что в противном случае доступность водки для населения снизится.

Что касается угрозы разорения банков, то к коллекторам попадают только те долги, которые кредитные организации уже отчаялись получить своими силами. Иными словами, несмотря на гигантские суммы просроченных задолженностей, без этих денег кредитные организации вполне способны работать.

Если же банки лишатся возможности получать легкую прибыль на потребкредитах, они вынуждены будут заняться более правильными и полезными вещами: кредитованием ипотеки, фермеров, предпринимателей. Деньги пойдут не на потребление, а на производство.

Тем не менее, пока страна идет в противоположном направлении. Банки надувают кредитные портфели, коллекторы гоняются за гражданами, а государство пытается быть хорошим для всех.

Однако до бесконечности такая игра продолжаться не может, рано или поздно придется делать выбор.

В РФ могут появиться частные приставы

В России может появиться институт частных судебных приставов, эта идея нашла поддержку в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), есть у неё сторонники в Генпрокуратуре и Минюсте. О том, может ли эта инициатива воплотиться в реальность, рассказал News.ru президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.

По его словам, дискуссии о необходимости создания такого института в России идут уже не первый год. На сегодняшний день Федеральная служба судебных приставов (ФССП) занимается взысканием всех видов долговых обязательств. Это и долги перед бюджетом, в том числе «социальные» (например, алименты), и долги по коммерческим спорам. Добиваясь за счёт автоматизации и электронного документооборота всё большей эффективности по взысканию долгов перед бюджетом, ФССП может быть более эффективной и в работе с так называемыми социальными долгами. Но не очень понятно, почему по исполнению решений судов по коммерческим спорам расходы должен нести федеральный бюджет, который, как мы понимаем, не резиновый, считает Мехтиев.

Он отметил, что принимая во внимание низкую собираемость таких долгов, было бы правильнее говорить об отсутствии выплат исполнительского сбора как о средствах, недополученных бюджетом.

Как показывает практика и мировой опыт, частные судебные приставы успешно работают во многих странах. В Болгарии, Великобритании, Канаде часть судебных решений исполняют госслужащие, а другую часть — частные судебные приставы. При этом в Бельгии, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Франции и Эстонии все судебные исполнители — это частные лица, работающие по лицензии. С этой точки зрения создание в России института частных приставов станет очередным шагом на пути к цивилизованному рынку взыскания просроченной задолженности, соответствующему общемировой практике. Говоря о специфике нашей страны, сейчас наиболее реальной выглядит именно «смешанная система». В будущем появление такой системы исполнения позволит не только увеличить процент исполнения судебных решений, но и значительно снизить расходы государства, — сказал президент НАПКА.

По его мнению, в данном вопросе не столь важна кадровая сторона создания новой организации — право быть частными судебными приставами можно предоставить и бывшим сотрудникам ФССП, коллекторских агентств или силовых ведомств. Наиболее важным вопросом является регулирование. В том случае, если в нём будут пробелы, то и надзор будет недолжным, подчёркивает Мехтиев.

По его оценке, в текущих условиях говорить о появлении института частных судебных приставов можно не раньше чем через 3–5 лет, но если сейчас к этому не готовиться, то это не случится ни через три года, ни даже через пять лет.

Служба приставов России находится «в тупике», но ищет пути выхода

МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Службу судебных приставов в России планируют сократить с 2017 года на 10 процентов, при этом повышения денежного довольствия до уровня зарплат в других близких по функциям ведомствах не ожидается: руководство службы предрекает отток кадров и снижение эффективности, сообщил первый заместитель главы ФССП России Сергей Сазанов.

«Принято решение правительством: с 2017 года нам предстоит сокращение на 10 процентов и снижение финансирования», — сказал Сазанов в среду в ходе слушаний в Общественной палате на тему проблем в деятельности ФССП.

Он отметил, что в связи с этим руководство службы ожидает оттока кадров и снижения сумм взыскания, в том числе налоговых платежей. Если в 2010 году ФССП России в консолидированный бюджет было взыскано 120 миллиардов рублей, то в 2013 году эта сумма составила 114 миллиардов — 6 миллиардов уже потеряли. «Основная причина — снижающаяся квалификация, снижающаяся мотивация судебных приставов. Помните поговорку: как нам платят, так мы и работаем», — сказал Сазанов.

Он подчеркнул, что из бюджета РФ выделяется на службу 47 миллиардов рублей в год, а взыскивает служба — 114 миллиардов, то есть рентабельность — в три раза. При этом средний оклад судебного пристава-исполнителя — 4 тысячи рублей, реальная зарплата московских приставов — порядка 14 тысяч.

Тем не менее Сазанов отметил, что считает материальное обеспечение не самой главной проблемой. «Один из важнейших факторов — это то, что приставы не видят перспективы развития, мы находимся в тупике», — сказал чиновник. Он пояснил, что сегодня у приставов огромное количество функций, в том числе выходящих за рамки функций гражданских служащих — например, некриминальный розыск детей и охрана зданий судов. Вооруженный отряд службы сегодня насчитывает 30 тысяч человек. «Сегодня нам нужно трансформироваться», — сказал Сазанов.

Он сообщил, что ФССП готова расти и совершенствоваться, в частности взять на себя еще часть функций, избыточных для других ведомств. В частности функции Федеральной службы исполнения наказаний, не связанные с лишением свободы, функции охраны судьи до решения вопроса о предоставлении ему государственной защиты, а в перспективе при необходимости и функции госзащиты судей. «Мы готовы дальше развиваться», — подчеркнул представитель ведомства.

Его поддержал глава общественного совета приставов, профессор Валерий Чичканов. «Служба на сегодняшний день не просто рентабельна, а очень рентабельна. При этом нам говорят в Министерстве финансов, что одна из главных причин, почему нашу службу никак не приравняют к правоохранителям — нет денег. Зная резервы страны, я совершенно не согласен с этим выводом Минфина, тем более, что служба в два, в три раза себя оправдывает», — сказал Чичканов, отметив, что служба имеет возможность еще увеличить свою эффективность при создании соответствующих условий.

Член общественной палаты РФ, председатель общественного совета при столичном управлении ФССП РФ Антон Цветков в свою очередь сообщил, что ротация кадров службы в Москве составляет 38 процентов, а зарплата пристава — существенно ниже средней зарплаты по городу. Цветков предложил провести в дальнейшем общественные слушания в Госдуме и поставить вопрос перед государством о необходимости изменений для сотрудников службы. Кроме того, он предложил составить программу развития службы, с которой и выходить на дальнейшие обсуждения.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кто в россии шел в приставах» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru