В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто такие частные судебные приставы в казахстане?».
10 новых правил для казахстанских судебных исполнителей
С 1 января 2016 года в Казахстане вступил в действие целый пакет нововведений в сфере исполнительного судебного производства, направленных на обеспечение защиты прав собственности и реализацию принятых судебных актов, а также актов других государственных органов.
Редакция сайта //otyrar.kz по разъяснениям Багдаулета Жумаханова, руководителя управления обеспечения исполнительного производства департамента юстиции ЮКО, подготовила списки новых правил для казахстанских судебных исполнителей.
1. Разграничены полномочия государственных и частных исполнителей
Если еще в прошлом году и государственные и частные судебные исполнители были правомочны осуществлять производства по большинству исполнительных документов, в том числе в пользу физических лиц на альтернативной основе, то с 1 января 2016 года исполнение документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц, а также государства на сумму, не превышающую тысячекратный размер МРП, отнесено к исключительной компетенции представителей частного судоисполнения.
2. Определены документы, которые могут принимать в производство только государственные судебные исполнители
Государственные судебные исполнители могут принимать в производство только такие документы, которые касаются, в частности,
- вопросов о взыскании с государства;
- о взыскании с юридического лица, у которого пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) принадлежит государству и аффилированным с ним юридическим лицам;
- о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;
- о взыскании средств в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей;
- о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;
- о выселении, вселении, сносах, изъятиях, производимых в интересах государства.
3. Прокурор может принудительно передать исполнительный документ
Законодательно закреплено право прокурора на принудительную передачу любого исполнительного документа, находящегося в производстве частного судебного исполнителя, государственному судебному исполнителю. Такое действие прокурор сможет предпринять, если возникнет угроза нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц либо государства.
С 1 января 2016 года подавляющий объем исполнительных документов принимается к исполнению только частными судебными исполнителями.
Например, исполнительные листы о взыскании алиментов, денежных сумм, о выселении, вселении, сносе в пользу физических и юридических лиц могут быть предъявлены к принудительному исполнению исключительно частным судебным исполнителям.
При этом необходимо отметить, что правом предъявления исполнительного документа обладает сторона взыскателя. Законодательством оговорены сроки предъявления исполнительных документов. Так, исполнительные листы, выписанные на основании актов суда, могут быть переданы судебному исполнителю в течение трех лет с момента их выдачи.
4. Исполнительное производство может быть возбуждено без заявления
Новым законом предусмотрена возможность возбуждения исполнительных производств без заявления взыскателя, но по направлению исполнительных документов через автоматизированную систему либо их распределения через региональные палаты частных судебных исполнителей.
5. Определен механизм оплаты услуг частного судебного исполнителя
Законодательно закреплено, что деятельность частного судебного исполнителя является самофинансируемой. Это предполагает оплату его действий за счет средств должника. В то же время при принятии частным судебным исполнителем документа на исполнение с взыскателем заключается договор об авансировании расходов частного судебного исполнителя, связанных с исполнением документа. В дальнейшем сумма авансирования, оплаченная взыскателем, возмещается за счет средств, взысканных с должника. На сегодняшний день размеры оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждены постановлением правительства РК №437 от 4 мая 2014 года.
6. При взыскании алименты авансирование оплаты услуг не требуется
Новые законодательные нормы содержат запрет на требование авансирования оплаты услуг частного судебного исполнителя для лиц, предъявляющих документы о взыскании алиментов. Более того, взыскание алиментов в новой редакции закона отнесено к социально значимой категории дел, и в случае отсутствия у должника по таким производствам доходов и имущества, за счет которого возможно было бы производить взыскание, оплата услуг частного судебного исполнителя будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
7. Расширены полномочия судебного исполнителя
Предусмотрено право судебного исполнителя на получение сведений о банковских счетах физических лиц, на ведение видео- или аудиофиксации исполнительных действий, в частности, при отказе должников от ознакомления с извещениями и иными процессуальными документами судебного исполнителя.
Новыми положениями законодательно уравнены обязанности государственных и частных судебных исполнителей на судебное санкционирование. Также сокращены виды постановлений судебного исполнителя, подлежащие санкционированию судом. К исполнительным действиям, которые должны будут осуществляться только с санкции суда, отнесены наложение ареста на имущество, изъятие недвижимого имущества, а также правоустанавливающих документов, ограничение на выезд за пределы Республики Казахстан.Последняя мера обеспечения исполнения будет применяться только по производствам о взыскании суммы, превышающей 20-кратный размер МРП, а также по производствам с периодическим взысканием, где задолженность не погашалась свыше трех месяцев.
8. Изменен порядок замещения должности частного судебного исполнителя
Лицо, изъявившее желание заняться деятельностью частного судебного исполнителя, должно получить соответствующую лицензию, чему предшествует стажировка и прохождение квалификационного экзамена в Министерстве юстиции РК. Следующий этап – прохождение конкурса на занятие должности частного судебного исполнителя, который также проводится в Министерстве юстиции.
Обязательный конкурс на занятие должности частного судебного исполнителя с нового года упраздняется.
Функции по проведению аттестации (замена действующего ранее этапа квалификационного экзамена) на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя переданы территориальным органам юстиции.
При этом судьи, лица, работавшие судьями, за исключением тех, кто был освобожден от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении служебных обязанностей, лица, сдавшие квалификационный экзамен на должность судьи, лица, окончившие обучение и сдавшие квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, лица, работавшие в уполномоченном органе и его территориальных органах в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов не менее двух лет, лица, работавшие в правоохранительных или специальных органах, при наличии стажа работы в должности прокурора, следователя или осуществлявшие оперативно-розыскную деятельность либо обеспечивавшие охрану общественного порядка не менее пяти лет, будут вправе получить лицензию частного судебного исполнителя без прохождения стажировки и аттестации, за исключением лиц, уволенных по отрицательным мотивам.
9. Изменен порядок организации деятельности частных судебных исполнителей
Теперь частные судебные исполнители могут осуществлять свою практику не только индивидуально, но и в составе конторы частных судебных исполнителей, которая будет создаваться в виде учреждения, подлежать регистрации в качестве юридического лица и, соответственно, иметь учредительные документы (устав, учредительный договор).
10. Закреплен статус помощников судебных исполнителей
На практике большую работу в процессе осуществления исполнительного производства выполняют помощники судебных исполнителей. В этой связи важным является законодательное закрепление их статуса. Согласно внесенным изменениям и дополнениям квалификационными требованиями к помощнику частного судебного исполнителя являются высшее юридическое образование и прохождение обучения по специальной программе обучения Республиканской палаты частных судебных исполнителей.
К какому судебному исполнителю лучше обратиться: к частному или государственному?
Законодательство предусматривает альтернативный способ исполнения исполнительных документов посредством делегирования части полномочий частным судебным исполнителям. Рассмотрим основные отличия в статусе государственного и частного судебного исполнителя.
Подпунктом 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» дано определение государственного судебного исполнителя, которым признается должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов.
Частным судебным исполнителем, в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 указанного Закона признается гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом (Комитетом по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан).
Отличия по объему полномочий
Частный судебный исполнитель также как и государственный вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», однако с некоторыми ограничениями, а в некоторых моментах и запретами.
Возможность применения мер по обеспечению
Так статьей 32 данного Закона предусмотрено право судебного исполнителя принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов (налагать аресты на имущество должника, производить изъятие имущества должника, запрещать должнику совершать определенные действия и другие меры). При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что принятие обеспечительных мер частным судебным исполнителем допускается только после получения санкции суда.
Возможность привлечения должника к административной ответственности
В отличие от государственного судебного исполнителя, частный судебный исполнитель не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях совершаемых в рамках исполнительного производства.
Реализация арестованного имущества
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» реализация арестованного имущества, кроме имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частными судебными исполнителями самостоятельно, тогда как государственным судебным исполнителем торги проводятся через специализированную торговую организацию. Данное право на самостоятельное проведение торгов безусловно способствует более быстрому исполнению исполнительных документов и удовлетворение требований взыскателей.
Отличия по видам исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению
Статьей 9 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусмотрен перечень исполнительных документов, которые могут быть предъявлены на принудительное исполнение.
Основным отличием частного судебного исполнителя от государственного, в части исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению, является то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 138 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», частным судебным исполнителем не могут быть приняты к исполнению исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Все остальные исполнительные документы могут быть приняты частным судебным исполнителем к исполнению без ограничений.
Особенности назначения на должность
Отличия между государственным и частным судебным исполнителем имеются также и в порядке назначения на должность.
Являясь государственным служащим, государственный судебный исполнитель, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», назначается на должность и освобождается от нее руководителем территориального органа, в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О государственной службе». Тогда как частный судебный исполнитель назначается на должность, в соответствии со статьей 145 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» на основании решения уполномоченного органа (Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан) совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.
Ответственность
Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителе» установлена ответственность как государственного так и частного судебного исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и должностных полномочий. В данном случае это может быть как административная ответственность судебного исполнителя, так и уголовная.
Отличительным моментом ответственности частного судебного исполнителя от государственного является то, что частный судебный исполнитель помимо предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и должностных полномочий, обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан. Таким образом, существенным отличительным признаком в деятельности частного судебного исполнителя является обязательное наличие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. Пунктом 1 статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что частный судебный исполнитель не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности, условия которого определяются соглашением сторон.
Частный судебный исполнитель не вправе совершать исполнительные действия, если сумма взыскания превышает размера страховой суммы по договору страхования его гражданско-правовой ответственности. Тогда как для государственного судебного исполнителя не требуется вовсе какого-либо договора страхования.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», если размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по индивидуальному договору страхования гражданско-правовой ответственности частного судебного исполнителя, выплаты производятся по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей. Если же размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей Республики Казахстан, частный судебный исполнитель отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом и деньгами.
Таким образом, законодателем предусмотрена личная имущественная ответственность каждого частного судебного исполнителя за вред причиненный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей и должностных полномочий.
Оплата услуг
Наиболее важным и существенным моментом в деятельности частного судебного исполнителя является оплата его услуг.
Так в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», исполнительные действия производятся частным судебным исполнителем на возмездной основе.
Согласно статье 118 указанного Закона сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя устанавливается в размере 10% от взысканной суммы или стоимости имущества или 10 МРП с физических лиц и 20 МРП с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера. Указанная сумма выплачивается только после полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если же исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судебный исполнитель взыскивает только часть вознаграждения, пропорционально взысканной сумме.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства об исполнительном производстве можно утверждать, что деятельность частного судебного исполнителя направлена на максимально быстрое, полное и эффективное исполнение исполнительного документа, поскольку от этого зависит и оплата деятельности самого частного судебного исполнителя.
Кто такие частные судебные приставы в казахстане
По ее данным, постепенное сокращение государственных приставов намечено на 2016-2017 годы. «И мы полагаем, что в 2018 году уже останется то минимальное количество судебных исполнителей, которые будут выполнять судебные производства в интересах государства», — сказала С. Сагадат.
Новшества в деятельности ждут и частных судебных исполнителей. С 2016 года они получат право работать с взысканиями юридических лиц, а с 2017 года частным судебным исполнителям разрешат работать со всеми категориями долговых дел. Но при этом исключения составят исполнительные производства, в которых государство является должником, а также дела, производящиеся в интересах государства, и иски, сумма которых не превышает 1000 МРП. «Это наше предложение, Минюста, вот эти дела не будут у частных судебных исполнителей, а останутся у государственных», — пояснила Саида Сагадат.
По данным Минюста, сейчас в Казахстане работает 1275 государственных судебных исполнителей и 755 частных. Несмотря на численное неравенство, председатель Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей Ли (см., пожалуйста, на фото) на том же брифинге заявил, что именно частные судебные приставы работают более эффективно. В качестве аргументов он привел результаты мониторинга, показавшего, по его словам, что с приходом частных приставов стало меньше жалоб на качество и сроки борьбы с должниками, и главное, государство стал меньше тратиться на их содержание.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кто такие частные судебные приставы в казахстане» в комментариях.
