В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов?».
Тема 8. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью
— перечень и полномочия органов государственной власти, осуществляющих контрольные функции в отношении службы судебных приставов;
— законодательно определенные виды ответственности судебных приставов;
— судебный порядок разрешения жалоб на действия (бездействие) судебных приставов.
— определять предмет и порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) судебных приставов;
— применять соответствующие нормы материального и процессуального права при судебном порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) судебных приставов
— о компетенции должностных лиц ФССП по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) судебных приставов;
— о направлениях работы по совершенствованию контрольных функций органов государственной власти в отношении судебных приставов.
Органы, осуществляющие надзор и контроль над деятельностью судебных приставов. Прокурорский надзор. Виды ответственности судебных приставов за совершенные при исполнении служебных обязанностей правонарушения. Судебный контроль над деятельностью судебных приставов, порядок рассмотрения судами жалоб на действия судебных приставов.
Тема 9. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.
— нормативную базу, определяющие объем и порядок предоставления судебным приставам гарантий правовой и социальной защиты;
— виды гарантий правовой и социальной защиты судебных приставов.
— определять объем и порядок предоставления социальных гарантий, предоставляемых судебным приставам;
— применять на практике нормы, определяющие порядок материального обеспечения судебных приставов.
— о перспективах развития законодательства, определяющего порядок предоставления гарантий правовой и социальной защиты судебных приставов.
Страховые гарантии судебных приставов. Право судебных приставов на возмещения вреда, причиненного им при исполнении служебных обязанностей. Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судебных приставов.
Тема 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов.
— законодательную базу, определяющую объем и порядок финансирования и материально-технического обеспечения ФССП;
— содержание основных организационных мероприятий по финансовому и материально-техническому обеспечению ФССП.
— применять законы и подзаконные нормативные акты, определяющие порядок финансового и материально-технического обеспечения ФССП, в организационной деятельности;
— полномочия соответствующих должностных лиц ФССП по финансовому и материально техническому обеспечению судебных приставов.
— о тенденциях развития законодательной базы в сфере финансового и материально-технического обеспечения ФССП.
Порядок финансирования деятельности службы судебных приставов. Порядок и нормы материально-технического обеспечения службы судебных приставов. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц по финансовому и материально-техническому обеспечению ФССП.
Тема 11. Организация взаимодействия судей и работников аппарата суда со службой судебных приставов.
— нормативно определенные полномочия судей и работников аппарата судов по организации взаимодействия с ФССП;
— требования нормативных актов в сфере судебного делопроизводства по взаимодействию с ФССП;
— права и обязанности судебных приставов в процессе обеспечения установленного порядка деятельности судов и совершения исполнительных действий.
— организовывать взаимодействие с судебными приставами в соответствии с нормативными документами;
— составлять проекты процессуальных и иных служебных документов по взаимодействию с судебными приставами.
— о перспективах совершенствования работы по взаимодействию судебных органов с ФССП.
Порядок изготовления и выдачи исполнительных документов судами. Порядок разъяснения судебных постановлений, подлежащих принудительному исполнению, по запросу судебного пристава-исполнителя. Требования к судебному делопроизводству по вопросам взаимодействия со службой судебных приставов.
Тема 12. Вопросы организации деятельности службы судебных приставов в судебной практике Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в решениях органов судейского сообщества.
— перечень и основное содержание постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам полномочий и организации деятельности судебных приставов;
— постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ, затрагивающие деятельность судебных приставов, основные судебные постановления органов судебной власти по вопросам деятельности судебных приставов;
— решения органов судейского сообщества по вопросам деятельности ФССП.
— применять на практике правовые позиции, определенные в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и ВАС РФ.
— о полномочиях высших судебных органов и органов судейского сообщества по вопросам, затрагивающих организацию деятельности ФССП.
Постановления и определения Конституционного Суда РФ по вопросам организации деятельности службы судебных приставов. Письма, обзоры судебной практики и судебные постановления Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам организации деятельности службы судебных приставов. Решения органов судейского сообщества по вопросам деятельности судебных приставов.
Тематический план семинарских занятий
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Контроль за коллекторами теперь осуществляют судебные приставы
В соответствии с Указом Президента РФ от 15 декабря 2016 г. N 670 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» и в Положение, утвержденное этим Указом» расширились функции Минюста России. Теперь Министерство, среди прочего, вырабатывает госполитику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере указанной деятельности (с учетом установленных исключений).
Также расширены полномочия ФССП России. Она теперь ведет госреестр юридических лиц, основным видом деятельности которых является возврат просроченной задолженности, а также контролирует (надзирает) их деятельность. К обязанностям директора Службы добавилось утверждение формы заявления об ограничении или прекращении взаимодействия с должником; порядка ведения указанного реестра; формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности и др.
Предельная численность работников центрального аппарата Министерства повышена с 669 до 672 единиц.
Службе разрешено иметь на одно управление по основным направлениям деятельности больше, чем раньше. Предельная численность работников ее центрального аппарата также повышена с 615 до 640 единиц, территориальных органов — с 73 544 до 73 919 единиц.
Указ вступил в силу с 1 января 2017 г.
Кроме того, следует отметить, что в целях реализации положений части 8 статьи 12, части 1 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Приказом ФССП РФ от 28.12.2016 № 823 утвержден Порядок ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (коллекторов).
Таким образом, для юридических лиц, чья основная деятельность — возврат просроченной задолженности, с 9 января начали действовать важные формы документов: свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в госреестр и заявление об исключении данных из него.
В случае отсутствия указанных сведений в реестре, коллектор не сможет, например, напрямую общаться с должником: лично встречаться и звонить ему.
За нарушение данных требований предусмотрена административная ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ.
Стр. 1 | 7. Взаимодействие с прокуратурой | Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ С ИНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
Статьей 19 Закона о судебных приставах предусмотрено, что надзор и контроль за деятельностью судебных приставов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определяет, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366 (с послед. изм.).
Настоящий законодательный акт определяет основания и методы осуществления прокурорского надзора.
Кроме того, в своей деятельности по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами прокуроры руководствуются такими ведомственными нормативными актами, как:
— указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. N 19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения» ;
— указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» .
Статья 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» констатирует, что предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
На основании ст. 22 того же Закона к полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов ФССП России относится право: знакомиться с любым исполнительным производством; иметь доступ к его документации и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; требовать выделения специалистов для возникших вопросов; требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; опротестовывать противоречащие закону правоприменительные акты судебных приставов — постановления; обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Прокурор должен знать о месте и времени рассмотрения его протеста, он также имеет право участвовать в этом рассмотрении. Прокурору субъекта РФ или его заместителю представляются материалы и дела, требующие согласия или санкций на производство следственных действий, продление сроков проверки или расследования; утверждения обвинительных актов и постановлений о прекращении уголовных дел, возбужденных дознавателями ФССП России.
Меры прокурорского реагирования.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при выявлении фактов нарушения законодательства вправе и обязан принимать меры прокурорского реагирования. Целью таких мер являются пресечение нарушений закона, наказание виновных и профилактика подобных нарушений в дальнейшем.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кто осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов» в комментариях.
