Кто контролирует федеральную службу судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто контролирует федеральную службу судебных приставов?».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ КАК КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЙ ОРГАН

В 2004 г. в России начала проводится административная реформа, в результате которой, была принята следующая типология функций органов исполнительной власти: 1) функции по принятию нормативных правовых актов; 2) функции по контролю и надзору; 3) функции по управлению государственным имуществом; 4) функции по оказанию государственных услуг. Функциями по контролю и надзору, согласно указу Президента РФ 2004 г. были наделены федеральные службы[5]. Однако при реформировании органов исполнительной власти в части совершенствования контрольной деятельности не были приняты во внимание мнения и рекомендации ученых и практиков относительно различий в терминах «контроль» и «надзор»[9, с. 55].

Следует отметить следующие различия контроля и надзора. Так контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно хозяйственную деятельность контролируемого объекта, а должностные лица этих органов вправе сами привлекать к ответственности правонарушителей. При осуществлении надзора не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного субъекта, а должностные лица надзорных органов не вправе сами непосредственно применять меры взыскания за нарушения законности[9, с. 56]. То есть это есть различные виды деятельности, которые существуют самостоятельно и объединять их в рамках одного органа как минимум не корректно.

Между тем в 2004 г. Федеральная служба судебных приставов РФ (далее – ФССП) на законодательном уровне такими функциями так и не была наделена [6]. Хотя законодательство об исполнительном производстве и о судебных приставах такие функции ФССП предоставляло [1,2]. Так, судебные приставы-исполнители наделялись правом проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов, а также контролировать исполнение исполнительных документов, направленных в банк или иную кредитную организацию. Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника являлось основанием для наложения судом на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа в размере 50 процентов от суммы, подлежащей взысканию. Однако отсутствие законодательно закрепленных контрольно-надзорных полномочий затрудняло осуществление административной практики.

В 2007 г., после очередной реформы исполнительного производства в КоАП РФ были введены ст.ст. 17.14 и 17.15 («Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера»)[3,4]. Причем по ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст.17.15 производство осуществляется должностными лицами ФССП РФ. Ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ устанавливала ответственность банков и иных кредитных организаций за Неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника. Однако по этой части судебные приставы- исполнители имеют право только составлять протокол, рассмотрение же дела осуществляется судом.

21 апреля 2008 г. после издания указа Президента РФ о внесении изменений в Положение о службе судебных приставов ФССП был придан статус контрольно-надзорного органа [7]. Это привело к расширению полномочий судебного пристава-исполнителя, в частности, в вопросах административной практики. Должностные лица ФССП были наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), ч. 1 ст. 19.5 (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), ст. 19.6 (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), ст. 19.7 (Непредставление сведений (информации)) КоАП РФ. Также на Службу возлагалось осуществление межведомственной координации деятельности органов и организаций, исполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение в пределах своей компетенции защиты персональных данных.

По сути, с приданием ФССП РФ статуса контрольно-надзорного органа произошло ее полное оформление как федерального органа государственной власти в форме федеральной службы и тем самым логически, в рамках административной реформы заканчивалось реформирование органов принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов.

Статьи гл. 19 КоАП стали применяться ФССП с 2009 г. Однако, по мнению правоприменителя, наделение судебных приставов функцией государственного контроля осуществлено без учета положений ФЗ «Об исполнительном производстве» 2007 г. и КоАП РФ. Это повлекло конкуренцию норм – ст.ст. 17.8, 17.14, 17.15 с ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5 и со ст. 19.7 КоАП РФ[8, с. 23]. Квалификация административных правонарушений осложняется возможным неоднозначным определением признаков объективной стороны состава правонарушения. К примеру, в случае воспрепятствования деятельности должностных лиц ФССП России могут быть применены нормы ст. 17.8, 19.4 или 17.14 КоАП РФ.

Довольно часто судебные приставы-исполнители применяли положения гл. 19, тогда как целесообразнее было бы использовать статьи гл. 17 КоАП РФ[8, с. 25]. Использование положений гл. 19 КоАП РФ в исполнительном производстве усложняется необходимостью обращения в суд, тогда как по ч. 1 и 3 ст. 17.14 постановления могут выноситься непосредственно должностными лицами ФССП РФ, к тому же ст. 17.14 устанавливает более жесткие меры наказания.

Список литературы

1. ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

2. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

3. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.// СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

4. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 октября 2007 г.// СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4845.

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

6. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.

7. Указ Президента РФ от 21 апреля 2008 г. «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316»// СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1815.

8. Воронов Е.Н. Особенности применения административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия история и право. 2012. № 1. Ч. 2. С. 22-27.

9. Контроль в современной России: вопросы теории и практики правового регулирования: монография/ авт. Беляев В.П., Брежнев О.В., Лагутин И.Б., Хорошильцев А.И. М.: Юрлитинформ, 2013. 312 с.

4. Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ

Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ определены ст. 9 Закона о судебных приставах и Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта РФ возглавляет территориальный орган ФССП России по соответствующему субъекту РФ, назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России — главного судебного пристава РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ. Он также осуществляет управленческие полномочия и полномочия по реализации исполнительной власти в установленной сфере деятельности, но на уровне субъекта РФ:

— организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта РФ;

— организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава РФ об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

— организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;

— издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта РФ;

— имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица службы судебных приставов субъекта РФ;

— обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

— организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

— организует работу аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделений;

а) положения о подразделениях аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделениях территориального органа ФССП России, должностные инструкции;

б) состав аттестационной комиссии территориального органа ФССП России;

в) состав и порядок работы оперативного совещания руководителей территориального органа ФССП России;

г) служебный распорядок;

д) регламент работы аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;

— организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

— обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных структурных подразделениях территориального органа ФССП России;

— назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, организует их профессиональную и специальную подготовку и стажировку;

— решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе ФССП России;

— представляет в установленном порядке территориальный орган ФССП России в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;

— устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России в соответствии с действующим законодательством РФ надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа ФССП России;

— решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством РФ, вопросы о присвоении классных чинов государственным служащим территориального органа ФССП России;

— обеспечивает мероприятия по проведению аттестации государственных служащих территориального органа ФССП России, участвует в работе аттестационной комиссии;

— в пределах полномочий создает кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе ФССП России;

— применяет к государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

— организует выполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ, приказов и распоряжений ФССП России;

— заключает договоры и соглашения по вопросам основной деятельности территориального органа ФССП России, финансово-хозяйственные договоры;

— распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа ФССП России;

— приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;

— принимает участие (направляет уполномоченных им лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Главный судебный пристав субъекта РФ вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления к нему жалобы на постановление, действие (бездействие) подчиненных ему должностных лиц территориального органа ФССП России.

Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган ФССП России задач.

Путин передал контроль за работой коллекторов Минюсту и ФССП

Владимир Путин сегодня, 15 декабря, подписал указ, которым передал контроль за деятельностью коллекторов Министерству юстиции и Федеральной службе судебных приставов. Документ размещен на портале правовой информации.

С января следующего года взыскивать долги с физлиц смогут только те коллекторские агентства, которые состоят в специальном госреестре профессиональных взыскателей (см. «Совет Федерации одобрил закон об ограничении работы коллекторов»). Ведение этого реестра будет осуществлять уполномоченный правительством орган. Выбрать его предполагалось до конца этого года. В середине июля «Коммерсантъ» узнал, что полномочиями по контролю за работой коллекторов планируется наделить сразу два ведомства – Минюст и ФССП (см. «Путин передаст контроль за деятельностью коллекторов Минюсту и ФССП»).

Согласно подписанному сегодня указу, Минюст займется нормативно-правовым регулированием деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц и ИП (по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности), а также задолженностей по коммунальным платежам.

ФСПП, в соответствии с документом, будет осуществлять функции по госконтролю за деятельностью юрлиц, занимающихся возвратом просроченной задолженности физлиц и включенных в госреестр. Служба также будет контролировать ведение этого реестра и принимать решение об ограничении и прекращении взаимодействия с должником. Тем же указом предельная численность работников центрального аппарата ФССП устанавливается в количестве 640 единиц (без персонала по обслуживанию и охране зданий). Предельная численность работников территориальных органов ФССП устанавливается в количестве 73 919 единиц.

Летом служба представила свои расчеты в связи с передачей ей новых функций: согласно им, в ближайшие три года потребуется дополнительное финансирование более чем на 1,6 млрд руб. (см. «ФССП попросила на надзор за коллекторами дополнительно 1,6 млрд руб.»). В октябре по итогам совещания у первого замглавы аппарата Кабмина Максима Акимова было решено к 2017 году создать автоматизированную информационную систему для надзора за работой коллекторов. Ее стоимость оценили в 150 млн руб. Кроме того, на совещании определили примерную численность сотрудников ФССП, которые будут контролировать коллекторов (см. «Отслеживать работу коллекторов будут порядка 400 приставов»).

Кроме того, президент поручил правительству при корректировке бюджета на следующий год и на плановый период 2018–2019 годов предусмотреть ассигнования на финансирование расходов, связанных с реализацией данного указа.

С текстом президентского указа от 15 декабря 2016 года № 670 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» и в Положение, утвержденное этим Указом» можно ознакомиться здесь.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кто контролирует федеральную службу судебных приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru