В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Консультант плюс судебный пристав в исполнительном производстве?».
Консультант плюс судебный пристав в исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-фз «Об исполнительном производстве»
1 февраля 2008 года вступит в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и утратит силу принятый более 10 лет назад Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ с аналогичным названием и предметом регулирования.
Новый Закон устраняет многочисленные пробелы и противоречия правового регулирования действующего в настоящее время законодательства об исполнительном производстве, не меняя при этом его концепции. В данном обзоре рассмотрены наиболее важные положения глав 1 — 7 нового Закона. Анализ иных установленных новым Законом положений будет представлен позже.
Органы принудительного исполнения, а также иные лица, исполняющие требования, содержащиеся в исполнительных документах (..)
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами принудительного исполнения (службой судебных приставов), а в отдельных случаях — органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ст. 6 нового Закона).
Новый Закон более четко определяет условия исполнения требований о взыскании денежных средств (или их аресте), а также о взыскании периодических платежей органами, не являющимися органами принудительного исполнения (ст. 8 и ст. 9 нового Закона). Так, исполнительные документы, содержащие требования о взыскании денежных средств, могут направляться взыскателем непосредственно в кредитную организацию, а требования о взыскании периодических платежей и о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тысяч рублей, — в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
В названных случаях взыскатель одновременно с исполнительным документом обязан отправить заявление, которое должно содержать сведения по установленным ст. ст. 8, 9 Закона перечням, в том числе сведения, позволяющие идентифицировать взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства (ст. 8 и ст. 9 нового Закона).
Место и время совершения исполнительных действий (..)
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 3 ст. 30 нового Закона). Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ и заявление главному судебному приставу субъекта РФ по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 нового Закона).
Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (по новому Закону это должно быть указано в самом исполнительном документе), то после поступления в подразделение судебных приставов такой документ немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение (ч. 10 ст. 30 и п. 4 ч. 1 ст. 13 нового Закона). Новым Законом уточнено, что решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении такого исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 нового Закона).
Статья 11 действующего Закона предусматривает в необходимых случаях совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий на территории, на которую не распространяются его функции. В соответствии с частью 6 статьи 33 нового Закона в случаях, когда необходимо совершить отдельные исполнительные действия (применить отдельные меры принудительного исполнения) на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить совершение таких действий и мер судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на данную территорию.
Новый Закон наделяет главных судебных приставов правом передавать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое, в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства (ч. 9 ст. 33). При этом судебный пристав-исполнитель, которому передано исполнительное производство из другого подразделения, вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения в том числе на территории, на которую не распространяются его полномочия (ч. 11 ст. 33 нового Закона).
Законом решен вопрос о том, подлинник или копия исполнительного документа направляется судебным приставом-исполнителем для исполнения. В соответствии со статьей 12 нового Закона исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.
Новый Закон, как и ныне действующий, предусматривает осуществление исполнительных действий (мер принудительного исполнения) в рабочие дни с 6 часов до 22 часов (статья 12 действующего Закона и ст. 35 нового Закона). При этом расширен печень исключений из этого правила. Помимо случаев, когда создается угроза жизни и здоровью граждан, исполнительные действия по новому Закону могут осуществляться в нерабочие дни и ночное время в целях обеспечения иска, обращения взыскания на скоропортящиеся продукты, а также в целях исполнения требований, связанных с проведением выборов в государственные и муниципальные органы.
Исполнительные действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем (..)
Статьей 64 нового Закона определен перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель.
Помимо осуществляемых в настоящее время исполнительных действий судебные приставы-исполнители смогут проводить проверку финансовых документов, имеющих отношение к исполнительному производству (п. 3 ч. 1), проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе (п. 16 ч. 1), обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества (п. 14 ч. 1).
В соответствии со статьей 66 нового Закона государственная регистрация права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, проводится в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Судебные приставы-исполнители, кроме того, наделены правом давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах (п. 4 ч. 1), входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение (п. 6 ч. 1), а также устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации (п. 15 ч. 1).
Согласно статье 67 нового Закона ограничение на выезд должника за пределы государства может применяться судебным приставом-исполнителем лишь в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника такого ограничения.
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-фз «Об исполнительном производстве» можно скачать, кликнув на выделенную часть текста скачать.
Статья 55. Особенности исполнения исполнительных документов по нескольким исполнительным производствам
Комментарий к статье 55
1. Статья 55 Закона регулирует порядок исполнения исполнительных документов в случаях, когда в отношении одного и того же должника возбуждено несколько исполнительных производств.
Несколько исполнительных производств в отношении одного и того же должника может быть возбуждено:
— в одном подразделении службы судебных приставов;
— в нескольких подразделениях службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;
— в подразделениях служб судебных приставов различных субъектов Российской Федерации.
Во всех этих случаях в силу п. 1 ст. 55 Закона необходимо все возбужденные исполнительные производства объединить в сводное исполнительное производство. При этом следует наложить арест на имущество должника в пределах общей суммы взыскания, исполнительского сбора и предполагаемых расходов по совершению исполнительных действий. После этого судебным приставом-исполнителем устанавливается единая по времени предъявления исполнительного документа к исполнению последовательность удовлетворения требований взыскателей каждой очереди в соответствии со ст. 78 Закона.
2. Судебная практика свидетельствует, что не всегда должники и взыскатели правильно понимают содержание ст. 55 Закона.
Так, в арбитражный суд была подана жалоба на бездействие судебного пристава, выразившееся в уклонении от вынесения постановления об окончании исполнительного производства. Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о возбуждении ряда исполнительных производств по исполнительным листам. В каждом из постановлений указано, что они объединены в сводное исполнительное производство. Должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить исполнительные документы суда.
Должник обратился к судебному приставу-исполнителю с просьбой рассмотреть вопрос об окончании возбужденного исполнительного производства в связи с фактическим исполнением обязательств перед одним из взыскателей путем перечисления ему денежной суммы. Судебный пристав-исполнитель уклонился от рассмотрения данной просьбы. Бездействие судебного пристава и было обжаловано должником в суд.
Определением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, жалоба оставлена без удовлетворения.
Архив Федерального арбитражного суда Московского округа. Дело N КА-А40/2132-99.
В другом случае жалоба была подана взыскателем на постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства.
Определением первой инстанции в удовлетворении жалобы отказано.
Кассационная инстанция оставила судебные акты без изменения, указав следующее.
Судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанием главного судебного пристава РФ направил материалы исполнительного производства для их присоединения к сводному исполнительному производству, возбужденному в другом городе. В соответствии со ст. 27 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство было окончено.
Довод заявителя о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя нарушены его права, нельзя признать обоснованным, поскольку реализация прав взыскателя, установленных ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», обеспечивается в совокупности с правами и интересами других субъектов, имеющих неудовлетворенные требования к одному и тому же должнику .
Там же. Дело N КА-А40/842-99.
3. В п. п. 2 — 4 ст. 55 Закона указаны субъекты, обеспечивающие и контролирующие выполнение требований Закона о сводном исполнительном производстве.
4. Для того чтобы реализовать требования Закона об объединении нескольких возбужденных исполнительных производств в сводное исполнительное производство, необходимо обеспечить в подразделениях судебных приставов создание соответствующих банков данных о возбуждении исполнительных производств. Данное требование Закона можно реализовать только путем установления единой компьютерной сети для всей службы судебных приставов.
2. Документационное оформление действий судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве
2.1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В постановлении должностного лица службы судебных приставов указываются:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) реквизиты исполнительного документа (наименование, номер, дата выдачи исполнительного документа, наименование и адрес должника и взыскателя, предмет исполнения, орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ);
6) вопрос, по которому выносится постановление;
7) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
8) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
9) порядок обжалования постановления.
Судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
По общему правилу постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Консультант плюс судебный пристав в исполнительном производстве» в комментариях.
