В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Когда будут статус приставам?».
В Совете Федерации планируют повысить статус судебных приставов
МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. Члены Совета Федерации работают над поправками, призванными повысить статус судебных приставов и укрепить их правовое положение. Об этом во вторник корреспонденту ТАСС сообщил член верхней палаты Дмитрий Шатохин, представляющий Республику Коми.
«Повышение статуса судебных приставов — серьезная задача, требующая решения в масштабах всей страны. Сейчас эта служба [Федеральная служба судебных приставов] нуждается в формировании нового статуса, обеспечении дополнительных социальных гарантий и новых возможностях», — отметил он. Парламентарий напомнил, что работа в этом направлении на федеральном уровне идет уже четыре года, но «ее цели так и не были достигнуты».
«В настоящее время Совет Федерации разрабатывает поправки в действующее законодательство, которые призваны усовершенствовать Службу судебных приставов», — проинформировал Шатохин. К примеру, по его словам, «рассматривается возможность отнесения службы на должности судебного пристава к государственной службе иного вида».
Сенатор пояснил, что на сегодняшний день полномочия приставов выходят за пределы, регулируемые федеральным законом «О государственной гражданской службе». «То есть существует несоответствие их правового положения как гражданских госслужащих [возложенных на них обязанностям]. Фактически их функции схожи с функциями полиции, органов Росгвардии, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов», — резюмировал Шатохин.
Ранее он провел рабочую встречу с руководителем управления ФССП по Республике Коми Андреем Торховым. На ней Шатохин заметил, что, согласно аналитическим данным, на сегодняшний день уровень оплаты труда и объем социальных гарантий судебных приставов ниже, чем у сотрудников МВД России, МЧС, ФСИН и ФТС.
ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
На рассмотрении депутатов Государственной Думы находится проект нового закона, суть которого состоит в радикальном изменении статуса сотрудников ФССП. Если законопроект о судебных приставах 2016 года будет одобрен, то ведомственная структура из гражданской службы будет преобразована в полноценное силовое ведомство.
Министр юстиции Александр Коновалов выступил за повышение статуса судебных приставов. По его мнению, работники ФССП отвечают тем критериям, которые в законодательстве предусмотрены для правоохранителей.
«Так или иначе, но статус приставов, конечно, повышать надо, и там могут быть очень важные детали — как организовать их отношения с работой частных структур, допускать ли вообще к этой работе частные структуры, как разгружать эту службу от охраны судов либо создать специальную службу, похожую на американскую службу маршалов. Но то, что этим нужно серьезно заниматься, это правда», — подчеркнул Коновалов.
К самим исполнителям также будут предъявляться высокие требования. Находящиеся на службе сотрудники пройдут переаттестацию, а также повысятся требования к образованию приставов: высшее образование, экономическое или юридическое, станет обязательным. Приставов будут проверять на полиграфе, тестировать на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ. В конечном счете, должна появиться новая структура государственной службы.
Фото взято из открытого доступа
Пресс-служба УФССП России по Рязанской области
Статус судебного пристава (стр. 1 из 6)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Специальность 021100 «юриспруденция»
Дисциплина: Исполнительное производство
Тема: Статус судебного пристава
Выполнил: студент 5-ЮСО
Проверил: Волгаева И.Ю.
| Введение | |
| 1 | Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве |
| 2 | Правовой статус судебного пристава-исполнителя |
| 3 | Принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями |
| 4 | Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего |
| 5 | Основные обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего |
| 6 | Ограничения, связанные с государственной службой |
| 7 | Порядок прохождения судебным приставом-исполнителем государственной службы |
| 8 | Специальный статус судебного пристава-исполнителя |
| 9 | Обязанности судебного пристава-исполнителя |
| 10 | Функции старшего судебного пристава |
| Заключение | |
| Список использованной литературы |
За последние годы принято множество интересных и прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в России. Однако само по себе число законов не является самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию. Исполнение – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской юрисдикции, является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.
Данный участок правовой действительности, связанный с принудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства. Не разработанность или незавершённость исполнительных процедур крайне дорого обходится как отдельным субъектам, так и обществу в целом. В конечном счёте, оставление без решения ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит к незащищённости прав собственников, инвесторов, других заинтересованных лиц. Тем самым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должником, чем кредитором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав. Всё это вынуждает взыскателей прибегать к не правовым способам разрешения конфликтов с должниками, обращаться к нелегальным способам решения проблем, что приводит к криминализации сферы частного права.
Проблема исполнения судебных и иных актов гражданской юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера – об исполнении законов в целом и как их частного случая – принудительного исполнения судебных актов.
Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через определённую систему действий либо путём воздержания от их совершения. Однако в случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определён в решении. Равным образом система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта гражданской юрисдикции.
Исходной предпосылкой реформы исполнительного производства является внесение в систему исполнения современных рыночных механизмов цивилистического характера при одновременном сочетании с административными и уголовно-правовыми мерами воздействия. Это позволит создать условия для функционирования полноценной и работающей системы защиты собственника, инвестора в сфере частного права и, что особенно важно, изменить мотивацию деятельности всех участников сферы исполнения, введя её в правовое русло.
6 ноября 1997 года вступил в силу новый федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», регулирующий порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и значительно укрепляющий гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральным законом «О судебных приставах».
Закон «О судебных приставах» определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначении на эту должность, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов.
По существу созданы новые органы принудительного исполнения, расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие возбуждение исполнительного производства, определяющие правовые последствия требований, предъявляемых к исполнительному документу. Рассмотрению этих, а также многих других проблем участия судебных приставов-исполнителей исполнительном производстве как стадии гражданского процесса и посвящена данная контрольная работа.
1. Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве
Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02. 1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.12 мая 1995 г. законопроекты были внесены в Госдуму, в июле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16.04. 1997 г. приняты во втором чтении, 4 июня 1997 г. – в третьем, одобрены Советом Федерации 03.07. 1997 г. и подписаны Президентом РФ 21.07. 1997 г. Оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 года. Этими законами решены следующие основные вопросы исполнительного производства:
— Создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов и таким образом осуществлена одна из основных идей, положенных в основу этих законов. Принудительное исполнение судебных актов и тем более актов административных и других контролирующих органов исполнительной власти не является и не может быть частью гражданского или арбитражного судопроизводства, а поэтому не может и не должно регулироваться ГПК и АПК.
— Исполнительное производство – это вполне самостоятельная отрасль права, такая же, как уголовно-исполнительное производство, регулируемое в настоящее время Уголовно-исполнительным Кодексом РФ, и поэтому нормы о нём должны быть сосредоточены в отдельном и специальном правовом акте — федеральном законе (законах).
— Законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Государственная собственность не имеет никаких преимуществ по сравнению с иными формами.
— Созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъёма их профессионального уровня.
— Усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве.
— Обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный и прокурорский) контроль над действиями судебного пристава-исполнителя.
2. Правовой статус судебного пристава-исполнителя
Судебный пристав-исполнитель как государственный служащий.
Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статуса является государственным служащим.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Необходимо отметить, что лишь в свете последних изменений в законодательстве судебный пристав-исполнитель получил статус государственного служащего. До этого его функциональное значение явно недооценивалось.
Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти [1] .
Поэтому статус судебного пристава-исполнителя определяется не только ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», но и законодательством о государственной службы. Основным актом в этой области является закон «Об основах государственной службы РФ» [2] . Он содержит нормы общего характера, которые относятся ко всем государственным служащим.
Действие норм законодательства о труде также распространяется на судебных приставов-исполнителей, но применяются они с особенностями, установленными ФЗ «Об основах государственной службы».
3. Принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями
Законодательство закрепляет следующие принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями [3] :
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Когда будут статус приставам» в комментариях.
