В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Когда будет рассматриваться законопроект о судебных приставах?».
Законопроект о частных судебных приставах внесут весной
В России появятся частные судебные приставы-исполнители, которые будут действовать параллельно с государственными приставами. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию, после согласования во всех заинтересованных ведомствах. Он подготовлен рабочей группой при Минюсте под руководством бывшего замминистра Владимира Зубрина.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, введение института частных судебных приставов необходимо для повышения эффективности системы правосудия. Нынешнее исполнительное производство признается неэффективным. Так, по данным на 2012 год, доля оконченных фактическим исполнением производств в системе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) составляет менее половины (45,4%), а по суммам отношение взысканной задолженности к подлежащей взысканию составляет 18,5%. Остаток невзысканных сумм достигает 2 трлн рублей. При этом, как указано в документе, максимально эффективно исполняются документы, связанные со взысканием налоговых платежей и штрафов, а взыскание в интересах граждан и организаций осуществляется менее успешно.
— Причинами низкой эффективности исполнительного производства является большая нагрузка на ФССП в целом и на отдельных приставов-исполнителей в частности (на каждого из них приходится более 2 тыс. исполнительных производств), — считает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
В целях повышения эффективности правосудия законопроект предусматривает введение института частных судебных приставов-исполнителей параллельно с государственной системой исполнения судебных решений.
Взыскателям (гражданам и организациям) будет предоставляться право выбора варианта исполнения решения суда — через государственных или частных приставов. Объем полномочий у государственных и частных приставов будет одинаковым. Но вооружены частники не будут.
Согласно законопроекту, частным судебным приставом может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного судебного пристава-исполнителя в течение шести месяцев, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов. Частным судебным приставом-исполнителем не может выступать человек, признанный в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее уволенный «по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и органов юстиции». Должники по исполнительному производству и лишенные лицензии государственные приставы.
В законопроекте указано, что частный судебный пристав сможет «принять все исполнительные документы, за исключением исполнительных документов о взыскании с государства и в пользу государства».
Предложенная система исполнения судебных актов, по мнению разработчиков законопроекта, позволит не только повысить эффективность исполнения судебных актов (увеличит процент исполнения судебных актов) для частных взыскателей, но также позволит разгрузить ФССП, тем самым значительно снизятся расходы государства на содержание данного института. Также будет снижена нагрузка на судебную систему, так как большинство жалоб, поступающих в суды по поводу исполнительного производства, связано с бездействием судебных приставов-исполнителей.
Также наличие конкуренции между частными судебными приставами-исполнителями позволит ускорить модернизацию системы исполнения судебных решений, привлечь в нее дополнительные ресурсы и кадры. Возможность обращения к частным приставам-исполнителям снизит количество коррупционных преступлений в системе исполнительного производства, поскольку вместо подкупа будет возможность открытого и прозрачного дополнительного финансирования процесса розыска имущества и исполнения судебных актов, отмечается в пояснительной записке.
Частных судебных приставов объединят в систему палат по региональному принципу.
Юристы, опрошенные «Известиями», положительно восприняли новацию.
— Эффективность существующей системы принудительного исполнения крайне мала — об этом свидетельствуют низкие показатели исполнения решений судов и других органов, — утверждает юрист компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров. — Введение института частных судебных приставов может стать действенным механизмом повышения ее качества.
По словам партнера адвокатского бюро DS Law Натальи Рясиной, плюсы введения института частных приставов налицо: это и снижение загруженности федеральной службы, и повышение эффективности исполнения судебных актов, и, как следствие, повышение эффективности системы правосудия в общем.
Однако юрист компании «Хренов и партнеры» Алексей Долгов отмечает, что законопроект является недоработанным и не ведет к достижению тех целей, которые обозначены в пояснительной записке. В частности, в документе говорится о снижении коррупциогенности в сфере исполнительного производства за счет возможности открытого и прозрачного дополнительного финансирования процесса розыска имущества и исполнения судебных актов. Между тем в законопроекте не установлен механизм такого финансирования, а оплату услуг частных приставов предлагается осуществлять посредством исполнительского сбора в порядке, определенном законодательством.
— В соответствии с законодательством исполнительский сбор равен 7% от суммы задолженности, взыскивается с должника только после взыскания долга и в ряде случаев взысканию не подлежит, а также может быть снижен судом, — поясняет Долгов. — Такой подход к финансированию частных приставов в корне неверен. Частный пристав должен иметь право по соглашению со взыскателем на получение вознаграждения от взыскателя за свою работу до фактического взыскания долга, независимо от взыскания долга, а также иметь право на премию в случае достижения положительного результата.
Уровень цен на услуги частного пристава должен установить рынок, считает Долгов.
— Наличие финансовой привлекательности профессии гарантирует независимость частных приставов, обеспечит наличие на соответствующих должностях квалифицированных специалистов, — указывает собеседник «Известий».— В противном случае коррупция будет процветать и в сфере частных приставов.
Батыров в свою очередь обращает внимание на потенциальную угрозу криминализации деятельности частных приставов-исполнителей в силу специфики и важности их статуса.
— В настоящее время споры по обжалованию действий приставов — весьма распространенное явление, а в случае введения процедуры частных приставов, наверное, неизбежны (особенно на начальном этапе) злоупотребления как в пользу кредиторов (выбивание долгов), так и в пользу должников — неправомерное изменение способа и порядка взыскания, — соглашается партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко.
Законопроект о судебных приставах 2017

Для всех представителей ФССП предстоящий 2017 год сулит серьёзные перемены. Министерство юстиции хочет ввести для отмеченной категории работников новые и более жёсткие квалификационные требования. Согласно с рамками Минюста РФ, уже через несколько месяцев начнутся массовые увольнения и понижения в должностях тех служащих, кто не имеет при себе диплома о высшем образовании в сфере юрисдикции или экономики. По официальным сведениям ФССП, в эту категории уже сейчас попадает около 5,5 тыс. работников или 25% от общего количества всех представителей заявленного ведомства.
Подсчёты по отдельным регионам России показали ещё более угнетающую статистику – в некоторых федеральных субъектах после проведения нормы останется не более 300 приставов. В свете такого «будущего» представители ФССП уже сейчас выражают опасение, что оставшиеся «у руля» сотрудники попросту не смогут справиться с увеличившейся нагрузкой. В итоге ничего, кроме ухудшения качества работы получить не удастся. Так стоит ли законопроект о судебных приставах 2017 года того, чтобы его действительно утверждали, как норму?
Суть реформы о судебных приставах

Изначально стоит напомнить, что за разработку законопроекта в сфере исполнительного производства наполнил депутатам сам президент РФ. В итоге подготовленный перечень норм должен заменить собой нынешний закон, производящий регулировку всей отрасли ещё с 1997 года. Главным новшеством законопроекта редакции 2016 года стало решение отнести всех судебных приставов к отдельной специальной категории госслужащих.
Естественно, для работы уже обновлённого ведомства, придётся предоставить всем его сотрудникам новые звания, доплаты, социальные гарантии и другие стимулы. Помимо всего прочего работников ФССП разделят на несколько основных категорий:
- приставы, занимающиеся обеспечением нормального функционирования деятельности судов;
- приставы-исполнители – совершенно новая категория обычных дознавателей.
Вот только разнообразные привилегии будут предоставляться той категории представителей приставов, у которых есть высшее юридическое или экономическое образование. Остальные сотрудники, не отвечающие заявленным требования норм 2017 года, должны быть уволены со своих должностей. Кстати, в качестве альтернативы им могут предложить переход на должность помощника, или же выполнять чисто техническую работу по подготовке документов.
По мнению работников министерства юстиций РФ, подготовленная реформа ФССП обеспечит приток «свежей крови» – студентов с ещё не устаревшими знаниями, которые в перспективе могут рассчитывать на получение должности пристава-исполнителя.
Целью же всего этого «переворота» является возможность сделать профессию судебного пристава более престижной. По словам представителей Минюста, отмеченная мера повысит статус судебного пристава, сократив кадровую текучку и сделав должность государственного исполнителя более привлекательной среди молодых специалистов. Ещё благодаря подобному решению правительству удастся трудоустроить сокращённых из-за реформы юристов.
Очередной новацией 2017 года станет снижение количества региональных представителей ведомства ФССП. Все мелкие подразделение придётся объединить в межрегиональный орган управления, благодаря чему существенно снизятся бюджетные растраты.
Что думают о реформе опытные специалисты?
По словам первого заместителя председателя Госдумы относительно вопросов Конституционного законодательства Лысакова Вячеслава, оглашённая чиновниками политика на 2017 год может привести к крайне нежелательным последствиям. На фоне других силовых ведомств, сейчас у судебных секретарей самая низкая оплата труда. На фоне нового законодательства начнётся грандиозная кадровая текучка, затронувшая не менее 80% сотрудников. Заработная плата самих приставов также давно перестала отвечать их условиям работы, поэтому перед тем, как вводить в действие политику реорганизации, стоит изначально подумать далеко не о массовых увольнениях. В первую очередь лучше поднять престиж оговариваемой должности путём повышения зарплат, после чего создать по-настоящему достойные условия работы.
Такого же мнения придерживается и Дмитрий Гороцов – заместитель председателя Государственной думы 
относительно вопросов антикоррупционного противодействия и безопасности. С его слов следует, что пока президент России не давал никакого указа, согласно которого можно было бы начинать сокращение представителей МВД или ФССП. Пока на законодательном уровне оговаривался лишь вопрос относительно сокращения неэффективных расходов бюджета. Ведомства же, как оказалось, решили пойти по более лёгкому пути, и решить проблему просто уволив «лишних» людей.
Кстати, скорее всего к правительству слова Лысакова всё же были донесены – с начала января 2017 года судебные приставы в России смогут получить право на долю взысканных ими средств. А точнее, именно об этом шла речь в опубликованном ранее законопроекте. За счёт проведения взыскания денежных перечислений предлагается сформировать специальные фонды, чтобы поощрить работу судебных исполнителей, у которых показатели намного превышают предписанные нормы. Уже сейчас этот проект вынесен на общественное суждение.
Дальнейшее расширение полномочий судебных приставов
Не так давно приставы получили возможность распоряжаться по усмотрению правами на управление транспортом. Проще говоря, теперь приставы имеют полное право забирать у злостных должников их права. При этом для проведения подобной процедуры представителям исполнительной службы не нужно иметь официальное решение суда. Главное, чтобы во время личной беседы о подобном исходе дел был предупреждён сам водитель. Затем сведения относительно совершённого процесса попадают в ГИБДД, в котором приостанавливается срок действия лицензии транспорта до момента полного погашения должником всех своих обязательств. Пока отмеченная инновация будет касаться лишь тех, кто не выплатит согласно долгу сумму от 10 тыс. рублей.
Налогоплательщиков продолжают пугать расширением полномочий представителей ФССП в дальнейшей перспективе. Возможно, в 2017 году сотрудники оглашённого ведомства смогут ограничивать доступ должникам к некоторым государственным услугам. Прежде всего это правило коснётся отказа от регистрации товарных знаков и автотранспорта, а также запрета сдавать экзамены на права.
Законопроект о прохождении службы судебными приставами
Минюстом России подготовлен проект федерального закона «О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава».
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
В связи с осуществлением судебными приставами правоохранительных функций законопроектом предлагается с 1 января 2016 г. исключить судебных приставов из числа служащих, проходящих государственную гражданскую службу, и предусмотреть для них иной вид государственной службы с предоставлением соответствующих социальных гарантий.
Законопроект предполагает установление на государственной службе на должности судебных приставов специальных званий, денежного содержания и иных доплат стимулирующего характера, а также социальных гарантий, соразмерных тем правоохранительным функциям, которые они исполняют.
В зависимости от возложенных на ФССП России задач законопроектом предлагается установить различные квалификационные требования к лицам, претендующим на должность судебного пристава: судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебного пристава-исполнителя, судебного пристава-дознавателя. Одним из квалификационных требований для судебного пристава-исполнителя будет являться наличие у него высшего юридического или экономического образования.
Принятие проекта позволит повысить статус судебных приставов и привлечь на соответствующие должности высококвалифицированных специалистов
По информации «Минюста РФ»- официальный сайт
Комментарий Admin:
Министерство юстиции России вынесло на общественное обсуждение законопроект о порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава. Даты проведения обсуждения: 20.02.2015 — 06.04.2015. Статус судебного пристава будет радикально повышен. Сотрудники ФССП смогут применять оружие и физическую силу, а само ведомство станет полноценной силовой структурой. Кроме того, в службе появятся офицерские звания. Так что, когда в дверь постучал пристав, должник обязан открыть. Иначе пристав сможет войти сам, после 1 января 2016 года.
Усиление полномочий службы судебных приставов — результат «плачевного» исполнения решений судов в области гражданских правоотношений, а также в исполнении решений о взыскании административных штрафов и иной материальной ответственности сторон.
Читать другие юридические новости: статьи о знаковых делах, разъяснениях Верховного и Конституционного судов, изменениях в законодательстве. Перечень статей здесь
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Когда будет рассматриваться законопроект о судебных приставах» в комментариях.
