Кем осуществляется надзор за исполнением законов судебными приставами

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кем осуществляется надзор за исполнением законов судебными приставами?».

Надзор за исполнением законов судебными приставами

На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов. Поэтому, исходя из содержания данной нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов.

Объектомданного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.

Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:

– обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

– своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;

– соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства. Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7951 —
| 6565 —
или читать все.

213.87.225.122 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

37. Надзор за исполнением законов судебными приставами

37. Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами – это новое направление в деятельности прокуратуры, связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

1) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;

2) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;

3) исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;

4) оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;

5) удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;

6) постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Предмет, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами


Читайте также:

  1. I И ИХ СПЕЦИФИКА
  2. I.6. Специфика философского мировоззрения относительно мифологии и религии.
  3. III.2. Всеобщие философские методы, их специфика. Диалектика и принцип развития.
  4. VI. Специфика Западного мира
  5. Асимметрия полушарий и специфика психических процессов
  6. В общем случае имя — это выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность сходных предметов, свойства, отношения и т.п.
  7. Вдругой формулировке, резюмирующей, по мнению Гоббса, основной смысл всех естественных законов, данное правило гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
  8. Великий русский поэт А. А. Фет очень точно описал состояние человека, страдающего в рамках контекста и боящегося выйти за их пределы.
  9. ВЕРХНИЙ И НИЖНИЙ ПРЕДЕЛЫ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК
  10. Внешняя спецификация
  11. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей
  12. Вопрос 1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, ЕГО СПЕЦИФИКА

Действующий Закон о прокуратуре нормативно не определяет предмет надзора за исполнением законов судебными приставами. В литературе в предмет прокурорского надзора традиционно включают:

— соблюдение судебными приставами Конституции РФ и иных действующих на территории РФ законов;

— законность выносимых судебными приставами правовых актов;

— законность принимаемых судебными приставами решений.

Некоторые авторы уточняют предмет надзора, дополнительно включая в него обеспечение законности при:

— осуществлении исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов;

— осуществлении исполнительного производства по принудительному исполнению актов иных органов;

— осуществлении розыска должников и их имущества;

— рассмотрении и разрешении приставами жалоб и иных обращений граждан;

— возбуждении исполнительного производства.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами имеет четкие пределы.

По кругу поднадзорных субъектов.

Несмотря на то, что Закон о прокуратуре не уточняет, о каких приставах идет речь, прежде всего, имеется в виду деятельность судебных приставов-исполнителей. Деятельность же судебных приставов, обеспечивающих порядок в судах, не является предметом прокурорского надзора, поскольку они не осуществляют ни в каких формах правоприменительную деятельностью: все меры обеспечения принимаются судьями, ведущими производство, в рамках соответствующих судебных заседаний в распорядительном порядке.

Таким образом, поднадзорными органами и должностн6ыми лицами являются: Главный судебный пристав, Федеральная служба судебных приставов, служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции, управления и отделы службы судебных приставов в субъектах Федерации; районные и межрайонные подразделения службы судебных приставов.

По кругу правоотношений.

Предметом надзора могут быть только правовые отношения, складывающиеся в ходе деятельности судебных приставов-исполнителей, связанной с исполнением решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также других органов и учреждений, которым при осуществлении своих полномочий законом предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц обязанности по передаче соответствующего имущества, денежных средств либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения данных действий.

По кругу нормативных актов пределы надзора включают в себя:

1. Федеральное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с исполнительным производством:

ФЗ РФ № 229 от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»;

ФЗ РФ № 118 от 21.07.1997 г. «О судебных приставах»;

АПК РФ, ГПК РФ, ГК РФ, УИК РФ, Таможенный кодекс;

Семейный кодекс РФ (ст.ст. 99, 100, регулирующие заключение соглашений об уплате алиментов);

Налоговый кодекс РФ (ст. 47 о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации);

Трудовой кодекс РФ (гл. 60. Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам);

КоАП РФ (вопросы, касающиеся порядка принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещения имущественного ущерба);

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 г. (ст.ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);

иные федеральные законы.

2. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства РФ № 516 от 06.01.1998 г. «О дополнительным мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27.05.1998 г.;

Постановление Правительства РФ № 723 от 07.07.1998 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества»;

Приказ Минюста РФ № 76 от 03.07.1998 «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций»;

Приказ Минюста РФ № 166 от 12.11.1998 г. «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества».

Нормативно-правовой основной организации и осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами являются:

Указание Генерального прокурора РФ № 1/7 от 06.01.1999 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами»;

Указание заместителя Генерального прокурора РФ № 19/38 от 25.03.1999 г. «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения взыскания на имущество мобилизационного назначения».

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, несмотря на то, что относится к сфере общего надзора имеет свою специфику. Во-первых, в силу того, что в ходе исполнительного производства возможно существенное ограничение конституционных прав, свобод и законных интересов лиц, надзор носит инициативный характер. Во-вторых, поскольку при исполнении судебных решений административная деятельность тесно переплетается с судебной, надзор носит смешанный характер, включая отдельные элементы участия в суде. В этой связи одним из направлений деятельности прокурора в данной сфере является участие в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 1396 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кем осуществляется надзор за исполнением законов судебными приставами» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru