В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Какие перспективы у судебного пристава?».
Перспективы развития судебных приставов-исполнителей

Частные судебные приставы В последнее время увеличилось количество сторонников создания института частных приставов-исполнителей. Рассмотрим основные аргументы в пользу введения такого института. Главный довод заключается в том, что введение института частных исполнителей наряду с судебными приставами-исполнителями может позволить снизить их нагрузку и расширит их возможности и качество ведения исполнительных производств, как это произошло с нотариатом, который прежде тоже был государственным, но в связи с постоянно возрастающей нагрузкой появились частные нотариусы. Указывается, что повышение заинтересованности в результатах работы и сокращение государственных расходов на содержание, подготовку и реформирование системы принудительного исполнения будет достигнуто за счет самофинансирования негосударственных приставов-исполнителей. А возможный риск причинения убытков от неправомерных действий или непрофессионализма пристава-исполнителя будет покрываться обязательным страхованием деятельности негосударственного пристава-исполнителя. Также предлагается совместить частнопрактикующие образования с государственными, определив и законодательно закрепив компетенцию каждых, например, возложив на государственные органы исполнение судебных решений в том случае, когда существует опасность возникновения физического конфликта, для урегулирования которого необходимы государственно-властные полномочия. Скорее всего, законодатель пойдет по такому пути, так как в настоящее время в России приставами уже используются частноправовые услуги в виде привлечения частных розыскных фирм по поиску должника, его имущества и денежных средств, привлечения частных организаций для проведения торгов с целью реализации имущества, его хранения и оценки. Французская модель судебного пристава-исполнителя Адаптация международного опыта особенно актуальна для современного российского общества, открытость которого требует подготовки новых управленческих кадров, которые бы не только в совершенстве владели технологией управления, но и были конкурентоспособны на международном уровне. Достижению данной цели может способствовать более глубокое изучение существующих международных программ подготовки государственных гражданских служащих. В качестве перспективного направления развития системы государственной службы в Российской Федерации возможно предложить адаптацию опыта стран Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD), международной экономической организации развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. В странах OECD существуют два основных принципа комплектации кадрового состава государственной службы:
- принцип служебного роста (career-based);
- принцип конкуренции (position-based).
Системы подбора кадров, основанные на принципе служебного роста, набирают будущих чиновников на стадии завершения вуза либо на раннем этапе их профессионального продвижения, часто на конкурсной основе. Для данной системы характерны значительные инвестиции в развитие и совершенствование навыков чиновников, преследующее целью достижение их квалификационного соответствия занимаемым должностям. Служебный рост государственных служащих в данной системе происходит на основе централизованного регулирования и имеет четко обозначенные этапы. Системы, основанные на принципе конкуренции, обладают более открытой процедурой подбора кадров, предполагая наличие открытого конкурса на замещение всех вакантных должностей государственной гражданской службы. Для данных систем характерна большая децентрализация в вопросе подбора кадров и служебного продвижения. Несмотря на то, что рассматриваемые системы практически не бывают реализованы в чистом виде, сочетая, как правило, элементы друг друга, в системе государственной службы той или иной страны возможно выделить преобладание признаков одной из описанных выше систем. Принцип комплектации кадров государственной службы в Российской Федерации в большей мере обладает чертами системы, соответствующей принципу служебного роста. Данная система предполагает формирование кадрового резерва на основе выпускников соответствующих профильных вузов и предусматривает переподготовку служащих в соответствии с принципом повышения квалификации. Анализ существующих в странах OECD систем подготовки государственных служащих позволяет сделать вывод, что наиболее актуальным примером эффективной демократической системы подготовки государственных гражданских служащих может служить программа, осуществляемая Национальной школой администрации Франции (The Ecole Nationale d’Administration, ENA). Данный вывод объясняется тем, что Франция не только придерживается сходной с российской системы комплектации кадрового резерва по принципу служебного роста, но и имеет схожий централизованный институт подготовки кадров в сфере государственной гражданской службы и управления. В настоящее время во Франции исполнительное производство осуществляется несколькими лицами: судебными исполнителями, генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил. Сочетание государственного и негосударственного подходов Однако основные действующие лица – это судебные исполнители. Их правовой статус сочетает в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план выступают черты государственного служащего в статусе исполнителя. Требования, предъявляемые к кандидатам в исполнители, очень строгие. Система подготовки судебных приставов многоуровневая и состоит из подготовки пристава, подготовки сотрудников, работающих с судебными приставами, и непрерывного обучения судебных приставов. Подготовка пристава включает в себя:
- получение высшего юридического образования. Кандидат должен изучить юридические дисциплины и обладать степенью не ниже магистра права;
- практические занятия по специальности. После получения диплома о высшем образовании кандидат регистрируется в списке стажеров и прикрепляется к одному из офисов судебных приставов, где проходит стажировку в течение 2 лет в режиме полного рабочего дня;
- теоретическая подготовка в свободное время. Она включает в себя факультативную подготовку и обязательную подготовку. Факультативная подготовка проводится в Национальной школе исполнительного производства (The National School of Procedure), которая была создана Национальной палатой судебных приставов в1960 г.
Подготовка сотрудников проводится в течение 6 лет, за которые они проходят обучение на 3 блоках взаимосвязанных двухгодичных курсов. По окончании второго года обучения стажер сдает экзамен и получает диплом. После окончания регулярной профессиональной подготовки Национальной палатой судебных приставов организуется квалификационный экзамен, который происходит два раза в год. В связи с постоянными изменениями законодательства во Франции действует система непрерывного образования судебных исполнителей: на отделении непрерывного образования судебных приставов Национальной палаты судебных приставов, в ходе проведения профессиональных встреч и семинаров, в ходе изучения журналов и профессиональных изданий. Таким образом, во Франции судебные приставы не только обладают монополией на исполнение судебных решений, но также являются квалифицированными и заслуживающими доверия юристами. В дисциплинарном подчинении судебные исполнители находятся у прокуроров Республики. О назначении на должность судебного исполнителя выносится приказ министра юстиции. До издания названного приказа прокуратура соответствующего территориального округа и Департаментская палата дают свое заключение. После этого исполнитель приносит присягу перед судом того округа, при котором учреждена данная должность. Одной из последних стран, внедривших французскую модель исполнительного производства, является Литва. С января2003 г. литовские судебные исполнители утратили статус государственных служащих, получив статус «свободных профессионалов». Замещение должности судебного исполнителя проводится на конкурсной основе. Закон обязывает судебных исполнителей иметь университетское юридическое образование. Повышению качества исполнения способствовало и закрепление принципа полной имущественной ответственности судебного исполнителя за нанесенный им неправомерными действиями ущерб клиенту. Корпоративная ответственность судебных исполнителей повышает уровень доверия к системе принудительного исполнения Литвы и в то же время ложится дополнительным бременем на взыскателя. Особенностью литовской модели является и то, что расходы по исполнению покрываются взыскателем авансом. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме
Наши контакты
-
614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24 +7 (342) 212-12-61 info@pravovsem59.ru (тех.поддержка сайта)
Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter
Следуйте за нами
Обратная связь
Если у вас есть вопросы, задайте их через специальную форму
Проблемы и перспективы развития Федеральной службы судебных приставов
Пример готового доклада по предмету: Административное право
Содержание
1. Правовое регулирование деятельности службы судебных приставов 4
2. Проблемы службы судебных приставов 7
3. Перспективы современного развития службы судебных приставов 14
Список использованной литературы 18
Выдержка из текста
Развитие любой организации и любого учреждения невозможно без решения текущих проблем и совершенствования дальнейшей деятельности в условиях современной действительности. На сегодняшний момент можно выделить несколько «текущих» и «законодательных» проблем службы судебных приставов и определить альтернативные пути их решения.
Одной из «текущих» проблем является недостаточная физическая подготовка судебных приставов и отсутствие четких рекомендаций при возникновении сложных ситуаций. Об этой проблеме свидетельствует ряд фактов, существующих в практике. Так судебные приставы встречаются при реализации своих полномочий с оскорблениями, угрозами расправой, рукоприкладством, посягательствами на жизнь.
Решению данной проблемы может способствовать повышение требований к состоянию здоровья поступающих на службу судебных приставов. Помимо этого, надо разработать четкие правила поведения при возникновении экстремальных ситуаций. Для действующих сотрудников необходим курс занятий по самообороне, где будут прорабатываться возможные варианты реагирования в подобных ситуациях.
Еще одной «текущей» проблемой является возбуждение производства по «копеечным» делам — взимание долгов по ним, в конечном счете, не окупают затраты, потраченные на исполнительное производство.
К примеру, за минувшие полгода было исполнено 3 миллиона производств по недоимкам в 100 рублей, огромный объем — по суммам задолженности до 500 рублей.
Естественно, необходимы иные способы взимания долгов суммой менее 500 рублей, например, путем отчисления с сумм на расчетном счету в банке со счета, с банковской карты (с уведомлением), поскольку производство по данным делам затратнее взимаемой суммы долга. Данная работа сейчас проводится: устанавливаются банковские терминалы, практикуется интернет оплата долга. Но возникает следующая проблема — упрощение процедуры взыскания долга может «конфликтовать» с защитой информации о персональных данных физических лиц (информация в отношении юридических лиц, являющихся должниками уже размещается в сети).
Учитывая, что исполнительное производство и процесс, касающийся исполнения судебных решений, является завершающей стадией правосудия, любая информация о должнике как об участнике соответствующего судебного процесса может размещаться в любом источнике информации. Однако существуют и исполнительные производства по несудебным решениям. Есть и альтернатива данному решению проблемы —
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от
0. октября 2007 г. № 229-ФЗ с изм. от
1. июля 2009 г. № 205-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября.
2. Федеральный закон от
21 июля 1997 г. № 118-ФЗ с изм. от
1. июля 2009 г. № 194-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1997. 5 августа.
3. Федеральный закон от
2. июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004.
4. Федеральный закон от
2. июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. 2006.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
1. декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001.
6. Указ Президента Российской Федерации от
0. марта 2004 г. № 314 с изм. №
71. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004.
7. Указ Президента РФ от
64. «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004.
8. Указ Президента РФ от
1. октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета. 2004.
9. Хвориков В., ФССП займется «налоговым следствием» // «Расчет». 2009.
10. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление. М. Омега-Л. 2004.
Какие перспективы у судебного пристава
Авторы исследуют эффективность действующих в России инструментов кооперации взыскателя и судебного пристава-исполнителя, а также пределы такого сотрудничества.
По мнению авторов, быстрое и эффективное исполнение судебного акта возможно только в условиях всестороннего взаимодействия заинтересованных участников исполнительного производства, направленного на поиск и реализацию принадлежащего должнику имущества. Такое взаимодействие возможно в рамках как исполнения поручений судебного пристава-исполнителя, так и иного проактивного поведения взыскателя — содействия в розыске имущества, формирования правовой позиции по отдельным вопросам исполнения судебного акта, а также информационного сопровождения торгов.
Ключевые слова: исполнительное производство, принудительное исполнение судебного решения, судебный пристав-исполнитель, права взыскателя
С подробным обзором статьи можно ознакомиться по ссылке.
- Алина Кудрявцева, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»;
- Александр Подгорный, юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Статья опубликована в журнале «Закон», № 7 от 2017 года.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Какие перспективы у судебного пристава» в комментариях.
