В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Как ведется делопроизводство у судебных приставов?».
Законно ли снимать деньги со счета не уведомив меня о начале делопроизводства?
Приставы при возбуждении исполнительного производства обязаны направить Вам копию, предоставить срок для добровольного погашения задолженности. Пишите жалобу в управление службы судебных приставов на нарушение процессуальных норм и иск в суд.
Уважаемый Аноним. В соответствии с ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Если СПИ этого не сделал, то нарушил закон. Вы будете ещё умнее, если обжалуете его действия в судебном порядке. Писать жалобу вышестоящим смысла нет. Вам ответят, что это мелочи.
Удачи. Мой ответ — ваш отзыв.
Обжалуйте действия приставов в суде согласно ст. 441 ГПК РФ — Вам должно быть предоставлено 5 дней для добровольного исполнения решения суда.
Да, действительно очень важен тот факт, направялось ли в Ваш адрес постановление о возбуждении исполнительного производства. С момента получения указанного постановления у Вас есть срок для добровольного погашения задолженности, который составляет 5 дней. Далее, если в указанный срок Вы не оплатили штрафили что там у Вас, то судебный пристав-исполнитель приимает меры к исполнению, но уже принудительно. Но опять-таки, если судебный пристав-исполниель выносит постановление о наложении ареста на денежные средства, он также обязан Вас об этом уведомить. В таком случае, у Вас есть все основания обжаловать действия судебного пристава-исполнителя. Также, взыскание исполнительского сбора осуществляется в случае не уплаты задолженности в 5-ти дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. А так как Вы его не получали, соответственно никакой исполнительский сбор оплате не подлежит. Смело идите в суд. Удачи!
Как регистрировать исполнительные листы работников
- Иритикова Вера | профессиональный управляющий документами, документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Ч аще всего организация получает исполнительные листы, обращенные к ее работникам (на выплату алиментов, административных штрафов и др.), для исполнения которых бухгалтерии необходимо осуществить удержания из их заработной платы. Гораздо реже организация получает исполнительные листы, обращенные к ней самой, — их «отработкой» обычно сначала занимается юридическая служба, которая и ведет судебные тяжбы. Ведь, говоря обычным языком, исполнительный лист является результатом проигранного в суде дела.
Исполнительный лист оформляется судом после вступления судебного акта в законную силу. Это правоустанавливающий документ, возникающий в процессе специального исполнительного производства, которое регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ.
Исполнительный лист поступает в статусе «входящего» документа лично от взыскателя или по доверенности от его представителя, от судебного пристава или из соответствующего суда по почте или по информационно-телекоммуникационным каналам в электронной форме (тогда он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего суда).
Как принимать и регистрировать?
Если в организации разрабатывается Перечень документов, не подлежащих регистрации службой делопроизводства (как одно из приложений к Инструкции по делопроизводству), то исполнительные листы всегда в него включаются.
Общий алгоритм ваших действий может быть следующим:
1. Нужно решить, кто что делает.
В порядке взаимодействия службы делопроизводства с другими подразделениями, прежде всего с бухгалтерией и юридической службой, решается вопрос, какое подразделение принимает, а какие подразделения регистрируют исполнительные документы, контролируют сроки исполнения и обеспечивают хранение после их исполнения в течение установленных сроков.
Разделение обязанностей доводится до сведения первого руководителя организации, а при необходимости разрабатывается краткий Регламент взаимодействия подразделений организации в процессе работы с исполнительными документами, поскольку административная ответственность (и возможные штрафы) за нарушение требований законодательства в работе с исполнительными документами возлагается на руководителя организации.
2. Прием документа и его регистрация — не одно и то же. По общему правилу, второе может происходить на следующий день после первого. Хотя с исполнительными документами так «затягивать» не стоит.
Специалистам службы делопроизводства сложно грамотно проверить подлинность исполнительного документа, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представившего его лица. Поэтому в средних и крупных компаниях функция взаимодействия с внешними взыскателями возлагается на юридическую службу или специально уполномоченного сотрудника службы безопасности, что вполне обоснованно. Именно эти специалисты, действуя более осознанно, и должны иметь право удостоверить (подписать) отметку о получении исполнительного листа. Кроме даты (что стандартно для такой отметки) в ней может указываться время, поскольку у исполнительных документов может быть срок немедленного исполнения.
Подпись в получении документа на экземпляре отправителя
Только в маленьких организациях (где на безрыбье и рак — щука) это стоит возлагать на секретаря или службу делопроизводства. Если документ принимает не то подразделение, которое его потом регистрирует в журнале учета, то «принимающий» может его фиксировать в простом Реестре (или списке), с обозначением даты и времени получения, наименования и других элементарных идентифицирующих реквизитов (но не в Журнале регистрации входящей корреспонденции).
3. Передача документа в бухгалтерию, которая будет его исполнять.
Специально уполномоченный на прием таких документов сотрудник (или служба делопроизводства / секретарь) передает полученные исполнительные документы работников в бухгалтерию организации в день получения (лучше — под расписку в том же Реестре, где зафиксирована дата получения). В номенклатуре дел «принимающей» службы дело с такими реестрами фиксируется как переходящее, а срок его хранения можно установить в 5 лет как у самих исполнительных листов (см. ст. 416 в Перечне):
В крупных организациях полученные исполнительные документы предварительно может рассматривать один из руководителей организации или начальник юридической службы. И в бухгалтерию исполнительные документы потом передаются с соответствующими указаниями руководства по исполнению. Тогда такое дополнительное блуждание документа внутри организации можно фиксировать все в том же Реестре приема таких документов.
4. Бухгалтерия регистрирует полученный исполнительный лист в Журнале регистрации исполнительных документов в день получения (или в крайнем случае не позднее следующего рабочего дня), см. Пример 2. Журнал в обязательном порядке прошивается, листы нумеруются, на месте скрепления наклеивается лист с заверительной надписью, которая подписывается руководителем организации или главным бухгалтером и удостоверяется печатью. В небольших организациях и при отсутствии печати (что должно быть зафиксировано в уставе организации) заверительную надпись удостоверяют двумя подписями: руководителя организации и бухгалтера.
Принятые и зарегистрированные исполнительные документы и Журнал их регистрации включаются в номенклатуру дел бухгалтерии и тоже являются переходящими делами. Журналы регистрации исполнительных листов имеют срок хранения 5 лет по ст. 459 о) Перечня, фрагмент которого приведен ранее.
После регистрации исполнительного документа бухгалтерия обязана направить судебному приставу обратное уведомление о получении документов. Кредитные организации обязаны немедленно взыскивать денежные средства по исполнительным документам и информировать об этом в течение 3 дней со дня исполнения (в силу ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Остальные организации тоже должны действовать оперативно. Если пристав после отправки вам документов на исполнение не получит в разумный срок вашего обратного уведомления, он может прийти с проверкой.
В уведомлении указываются входящие номер и дата исполнительного документа, телефон организации, ставятся подпись бухгалтера и печать (при наличии). Такой порядок описан, например, в разделе I приложения I к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 № 01-16).
Журнал регистрации исполнительных документов может состоять из следующих граф:
Структура Журнала регистрации исполнительных документов
На основании регистрационной записи в Журнале на исполнительном документе проставляется штампом или от руки отметка о регистрации в правом нижнем углу: наименование организации (возможно сокращенное), дата регистрации (можно добавлять и время), индекс.
Отметка о поступлении документа в организацию
Если исполнительные документы поступают из судов в электронном виде (после арбитражного процесса), то в зависимости от технологической оснащенности организации они могут быть после проверки усиленной квалифицированной электронной подписи зарегистрированы в применяемой информационной системе в электронном виде, а могут быть и распечатаны, заверены службой делопроизводства как бумажные копии электронных документов и переданы на регистрацию в бухгалтерию.
Распределение ролей в описанном алгоритме может быть и иным. Мы описали оптимальный вариант, объяснив, почему стоит делать именно так.
Отчет по практике: Производственная практика у судебных приставов. Архивоведение и делопроизводство
Содержание
1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА
1.2. Понятие документооборота
Документооборот — движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки. Документооборот является важным звеном делопроизводства, осуществляется в виде потоков документов между пунктами обработки информации (руководители, специалисты, служащие) и пунктами технической обработки документов (экспедиция, секретарь, копировально-множительная служба и т.д.). От четкости и оперативности обработки и движения документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки решения. Несвоевременная обработка документов, особенно финансовых, может привести к отрицательным экономическим последствиям. Поэтому рациональной организации документооборота, быстроте и четкости обработки и передачи документов для исполнения всегда уделяется большое внимание. Главное правило документооборота – оперативное движение документов по наиболее перспективному пути с минимальными затратами времени и труда. Основу документооборота дают организационные документы: Устав, положения о структурных подразделениях, положения о службе ДОУ, приказы о распределении обязанностей, инструкции по работе с документами, инструкции по делопроизводству, схемы документопотоков, пути прохождения отдельных видов документов.
Документооборот в организации осуществляется в виде потоков документов между:
- теми людьми, которые анализируют информацию и производят информацию или принимают решения (руководители предприятия или подразделения, специалисты и квалифицированные служащие) и
- пунктами техниической обработки документо на предприятии (секретарь руководителя, канцелярия, экпедиция, множительная служба , архив).
- Четкая организация движения документов, т.е. поток документов должен быть прямоточным исключающим возвратные или повторные маршруты;
- Однократное пребывание в одном подразделении или у одного исполнителя;
- Оперативность обработки документов;
Согласование документов на всех этапах исполнения до подписания руководителем.
2. Основные правила организации документооборота в Федеральной службе судебных приставов
2.3 Контроль исполнения документов в Службе
Контроль исполнения документов — совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов. Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения, перечень которых утверждается руководителем Службы.
Контроль исполнения документов (далее — контроль) состоит из осуществляемых канцелярией процедур по учету, анализу сроков и качества исполнения входящих документов.
Контроль за исполнением документов и содержащихся в них поручений руководителя Службы осуществляет ответственная за делопроизводство — канцелярия Службы.
Контроль за исполнением документа начинается с момента постановки его на контроль. На документе поставленном, на контроль в соответствии с
делается отметка штампом «Контроль»в правом верхнем углу первого листа документа, подлежащего контролю. Технология контроля на бумажных носителях состоит из постановки документа на контроль, проверки своевременного доведения документа до исполнителя.
В электронной базе на каждый контрольный документ заводится электронная карточка, в которою включается входящий регистрационный номер документа и его дата, дата и содержание поручения, срок его исполнения и другая информация.
Срок исполнения контрольных документов устанавливаются нормативно-правовым актами, резолюцией и поручениями вышестоящих органов и исчисляются в календарных днях, отсчет начинается с даты контрольного документа или с даты ее поступления в Службу.
Существует два вида срока исполнения документа: типовой и индивидуальный.
Типовой срок исполнения документа — срок исполнения документа, установленный нормативно-правовым актом.
Индивидуальный срок исполнения документа — срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом Службы.
Данные о ходе и результатах контроля за исполнением документов периодически анализируются. На основе анализа разрабатываются предложения по ускорению исполнения документов и повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации контроля и управления в целом.
2.4 Подготовка и передача дел в архив
Подготовка документов к передаче на хранение в архив вышестоящей ФССП включает работу архивного работника Службы, который входит в состав канцелярии. по формированию и оформлению дел, проведение экспертизы ценностей документов, составлению описей дел и актов о выделении к уничтожению документов и дел. При подготовке дел в архив вышестоящей ФССП архивный работник Службы предварительно проверяется правильность их формирования и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, заведенной в соответствии со сводной номенклатурой дел вышестоящей ФССП. При этом выявленные недостатки устраняются.
Экспертиза ценностей документов- изучение документов на основании критериев их ценностей в целях определения сроков хранения документов, постоянного и временного хранения осуществляется архивариусом, совместно с ЦЭК. При проведении экспертизы ценностей документов осуществляется отбор дел: постоянного и временного хранения (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив вышестоящей ФССП; с временными сроками хранения и с пометкой «До минования надобности», подлежат к дальнейшему хранению в Службе; выделение к уничтожению дел за предыдущее годы, сроки хранения которых истекли.
По результатам экспертизы ценности составляются описи дел отдельно на дела постоянного, временного хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению. На дела временного (до 10 лет) хранения описи не составляются. Опись дела – архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда и предназначенный для их учета и раскрытия содержания.
В Службе оставляются описи дел, которые сдаются в архивный фонд вышестоящей ФССП, через три года после завершения дел. Описи дел подготовленные Службой служат основой для подготовки сводной описи дел вышестоящего архивного фонда ФССП, по которой осуществляется передача дел на постоянное хранение в Государственный архив РБ.
При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:
- порядковый номер дела (тома, части) по описи;
- индекс дела (тома, части);
- заголовок дела (тома, части);
- дата дела (тома, части);
- количество листов в деле (томе, части);
- срок хранения дела.
Перед внесением заголовков дел в описи проверяется качество формирования и оформления дел. В случае обнаружения нарушений установленных правил формирования и оформления дел они устраняются.
- При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:
- заголовки дел вносятся в опись в соответствии с принятой схемой систематизации на основе номенклатуры дел;
- каждое дело вносится в опись под самостоятельным порядковым номером (если дело состоит из нескольких томов (частей), то каждый том (часть), в том числе сформированное в отдельный том приложение к делу, вносятся в опись под самостоятельным номером);
- порядок нумерации дел в описи — валовой;
- порядок присвоения номеров описям структурных подразделений устанавливается по согласованию с архивом;
- графы описи заполняются в точном соответствии с теми сведениями, которые вынесены на обложку дела;
Список используемых источников и литературы
- Быкова Т.А., Вялова Л.М., Максимович Г.Ю., Санкина Л.В. Делопроизводство: Учебник для вузов – М.: МЦФЭР, 2004.–с.125
- Вялова Л.М. Документационное обеспечение деятельности кадровой службы. Учебное пособие для среднего профессионального образования – М.:Академия, 2007.–с.160
- Кирсанова М.В., Аксёнов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие.–М.:ИНФРА-М, 2005.–с.120-125
- Кошкина С.П. Основы делопроизводства: Учебник. М.:ЮНИТИ-Дана, 2007.–с.136
- Кузнецова Т.В. Кадровое делопроизводство. – М.:ООО Синтез АПР, 2008.–с.180-195
- Красавин А.С. Документирование трудовой деятельности работников. — М.: ИНФРА-М, 2006. –с.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Как ведется делопроизводство у судебных приставов» в комментариях.