В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Как работает электронный пристав?».
4.11. Особенности работы с электронными документами
4.11.1. В Службе создаются и включаются в СЭД:
электронные документы, создаваемые в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе и электронные копии документов;
электронные копии документов, полученные в результате сканирования документов, исполненных на бумажном носителе информации.
Электронные документы в Службе оформляются по общим правилам делопроизводства и должны иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттиска печати и изображения Государственного герба Российской Федерации. При создании электронных документов без предварительного документирования на бумажном носителе используются электронные шаблоны бланков документов Службы.
4.11.2. Документы, поступающие в Службу и создаваемые в Службе на бумажном носителе, включаются в систему электронного документооборота после сканирования и создания электронных копий документов. Включение электронной копии документа в СЭД возможно после его верификации .
Процедура включения электронной копии документа, исполненного на бумажном носителе информации, в электронный документооборот осуществляется в три этапа:
4.11.2.1. На первом этапе после завершения регистрации документа и сохранения соответствующей ему ЭРК с использованием принтера штрихкодов на этикетке специальной ленты принтера, изготовленной из термочувствительной бумаги, печатается уникальный идентификационный штрихкод зарегистрированного документа.
Этикетка с напечатанным на ней штрихкодом наклеивается на первый лист документа (для входящего документа — в верхней правой части первого листа, для исходящего документа — в верхней правой части первого листа первого экземпляра документа).
При регистрации и включении в электронный документооборот электронных копий внутренних документов, исполненных на бумажном носителе, и неиспользовании потокового сканирования штрихкоды не печатаются и не наносятся на документ.
4.11.2.2. На втором этапе осуществляется подготовка документа к сканированию и сканирование документа. Документ помещается в лоток подачи бумаги сканирующего устройства так, чтобы первый лист документа с присоединенным штрихкодом поступал в сканирующее устройство первым. В пачке подготовленных для сканирования документов их листы располагаются в аналогичном порядке.
После этого включается программа сканирования. В процессе сканирования создается электронная копия документа, распознается и анализируется штрихкод документа, в соответствии с указанной в нем информацией полученные электронные копии документов автоматически прикрепляются к соответствующим им ЭРК, хранящимся в базе данных СЭД.
4.11.2.3. На третьем этапе производится процедура верификации. Проверка соответствия электронной копии подлиннику документа, исполненного на бумажном носителе информации, осуществляется уполномоченным должностным лицом подразделения документационного обеспечения. При необходимости электронная копия документа заверяется электронной подписью.
4.11.3. Прием и отправка электронных документов в центральном аппарате, в аппарате управления и структурных подразделениях территориального органа Службы осуществляется уполномоченным должностным лицом подразделения документационного обеспечения с использованием функционала АИС ФССП России.
4.11.4. Для подтверждения подлинности электронных документов в Службе используются сертифицированные ФСБ России средства электронной подписи.
4.11.4.1. При получении электронных документов от других органов власти или организаций проверку подлинности электронной подписи осуществляет уполномоченное должностное лицо подразделения документационного обеспечения центрального аппарата (аппарата управления, структурного подразделения территориального органа) Службы.
4.11.4.2. При передаче электронных документов в другие государственные органы и организации, гражданам документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Службы — автора документа в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».
4.11.5. При обработке, рассмотрении, согласовании и подписании электронных документов во внутреннем электронном документообороте центрального аппарата (аппарата управления, структурного подразделения территориального органа) Службы усиленная квалифицированная электронная подпись для подтверждения действий с электронными документами может не использоваться.
4.11.6. Электронные документы, поступающие по системе МЭДО, проходят регистрацию в СЭД в порядке, предусмотренном подразделом 4.4 Инструкции, и включаются в электронный документооборот Службы с использованием функционала АИС ФССП России.
При загрузке электронного сообщения из системы МЭДО в СЭД реквизиты, содержащиеся в соответствующем XML-файле электронного сообщения, используются функционалом АИС ФССП России для заполнения полей ЭРК поступившего документа в электронной форме.
4.11.7. Электронные документы создаются, обрабатываются и хранятся в СЭД Службы. При создании, обработки и хранении в СЭД электронных документов, содержащих информацию, в отношении которой установлены требования по обеспечению ее конфиденциальности должна применяться система разграничения доступа СЭД.
Состав электронных документов, обращающихся в СЭД Службы, определяется Директором.
Перечень документов, создание, хранение и использование которых может осуществляться исключительно в форме электронных документов, утверждается приказом Службы по согласованию с Федеральным архивным агентством.
4.11.8. Рассмотрение электронных входящих документов руководством, вынесение поручений по ним, организация их движения на основании вынесенных поручений осуществляется в соответствии с подразделом 4.5 Инструкции путем направления в электронные кабинеты должностных лиц соответствующих этим документам ЭРК.
4.11.9. Движение электронных документов, подготовленных в Службе, от исполнителя к руководству осуществляется в соответствии с подразделами 4.6, 4.7 Инструкции также путем направления в электронные кабинеты должностных лиц проектов документов с соответствующими им ЭРК.
4.11.10. Для рассмотрения электронных документов руководством, руководителями структурных подразделений центрального аппарата и руководителями территориальных органов Службы может создаваться с использованием информации, содержащейся в ЭРК электронного документа, его печатная форма на бумажном носителе.
4.11.11 — 4.11.16. Исключены. — Приказ ФССП России от 31.03.2014 N 112.
4.11.11. Утратил силу. — Приказ ФССП России от 15.02.2019 N 65.
4.11.11. Единицей учета электронного документа является электронный документ, зарегистрированный в СЭД Службы. Электронный документ, имеющий приложения, регистрируется как один документ.
4.11.12. Исполненные электронные документы систематизируются в дела в соответствии с номенклатурой дел центрального аппарата (территориального органа) Службы. Дела с электронными документами индексируются в порядке, предусмотренном в отношении дел, составленных из документов на бумажном носителе.
При составлении номенклатуры дел в графе «примечания» указывается, что такое дело ведется в электронном виде со ссылкой на перечень документов, создание, хранение и использование которых может осуществляться исключительно в форме электронных документов.
Сроки хранения электронных документов соответствуют срокам хранения документов, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, типовыми или ведомственными перечнями для аналогичных документов на бумажном носителе.
4.11.13. Место, а также форматы хранения электронных документов определяются с учетом функционирующих в Службе программно-технических средств СЭД, требований нормативных и методических документов Федерального архивного агентства.
4.11.14. Экспертиза ценности электронных документов осуществляется в общем порядке, установленном в отношении документов на бумажном носителе.
После истечения срока, установленного для хранения электронных дел (электронных документов), на основании акта о выделении их к уничтожению, утверждаемого уполномоченным должностным лицом Службы, указанные электронные дела (электронные документы) подлежат уничтожению.
Приставы договорились с нотариусами по поводу исполнительных надписей
ФССП России совместно с Федеральной нотариальной палатой разъяснили, как должен работать порядок исполнения исполнительной надписи нотариуса с учетом недавних поправок. Для этого они выпустили письмо ФССП России от 14.10.2016 № 00011/16/96020-АП, ФНП № 3815/01-01-2 «О порядке исполнения исполнительной надписи нотариуса».
В декабре 2015 г. в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» были внесены поправки, согласно которым приставам можно предъявить для исполнения не только исполнительную надпись нотариуса, предусматривающую обращение взыскания на заложенное имущество, но и другие виды исполнительных надписей (изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ). То есть сейчас нотариусы вправе совершать исполнительные надписи о взыскании задолженности или истребовании имущества, а также об обращении взыскания на заложенное имущество. Исполнительная надпись о взыскании задолженности или истребовании имущества совершается в связи с задолженностью по нотариально удостоверенным сделкам, устанавливающим денежные обязательства или обязательства по передаче имущества, а также по кредитным договорам, за исключением договоров, кредитором по которым выступает микрофинансовая организация, при наличии в этих договорах или дополнительных соглашениях к ним условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса. Также исполнительная надпись совершается при наличии задолженности по договорам хранения, займа (залоговый билет), проката. Это следует из Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2012 № 543.
При возникновении сомнений в подлинности исполнительной надписи старший судебный пристав в течение суток в письменном виде запрашивает у нотариуса подтверждение даты и номера в реестре регистрации нотариальных действий о регистрации совершения нотариусом исполнительной надписи. Нотариус не позднее следующего рабочего дня должен направить старшему судебному приставу ответ. Причем первоначальный обмен информацией осуществляется посредством любого вида связи с последующим направлением обычным почтовым отправлением.
При исполнении исполнительной надписи нотариуса об обращении взыскания на заложенное имущество приставам рекомендовано использовать в работе положения Методических рекомендаций по вопросам действий судебного пристава — исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество от 08.12.2015 № 0014/14, утвержденных директором ФССП России.
Совместное письмо ФССП России и Федеральной нотариальной палаты от 05.03.2009 № 12/01-2702-АП/296/05-22-2 «О порядке исполнения исполнительной надписи нотариуса» признано недействующим.
В Ангарске начал работать электронный «Дорожный пристав»
Новая электронная система «Дорожный пристав» заработала в Ангарске Иркутской области. Аппарат по госномеру авто на расстоянии 20-30 метров устанавливает факт задолженности по штрафам, налогам, алиментам и кредитам, а судебным приставам необходимо задействовать ГИБДД, остановить должника и взыскать с него всю сумму долга.
Пристав при себе имеет ноутбук с установленной на него информационной базой по должникам. Видеокамера программного комплекса исследует номера авто, а сведения о должнике выводятся на дисплей компьютера.
В первый же день функционирования аппаратно-программной системы «Дорожный пристав» в городе Ангарск приставы остановили больше 50 машин. Сотрудники Федеральной службы судебных приставов составили восемь актов, предписывающих арест или опись имущества и взыскали 100 000 рублей.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Как работает электронный пристав» в комментариях.
