В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «К какому органу государственной власти относится служба судебных приставов?».
Судебные приставы как самостоятельный вид государственной службы в системе органов исполнительной власти
Правовой статус судебного пристава
Почти пятилетняя практика применения Федеральных Законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» выявила массу проблем, разрешение которых необходимо для деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере гражданско-правовых отношений. Особая значимость придается в настоящее время правосудию в экономической сфере, связанной с предпринимательской деятельностью. В последние годы вследствие экономической нестабильности кризиса неплатежеспособности создалась обстановка, при которой большинство экономических споров имущественного характера (в частности, о взыскании денежных средств) заканчиваются принудительным исполнением не через банковскую систему, а посредством системы органов судебных приставов -исполнителей.
С переходом страны к рыночной экономике существенно осложнился характер гражданско-правовых отношений. В новых условиях, чтобы обеспечить надлежащую правовую защиту законных прав и интересов участников гражданско-правовых отношений, повысить эффективность и авторитет власти в обществе, усилить ответственность организаций и граждан в отношении исполнения собственных обязательств, потребовалось создать принципиально новый правоохранительный орган. Для достижения указанных целей был принят Федеральный закон «О судебных приставах» №118-ФЗ, который вступил в силу 06.11.1997 г. Этим законом, а также Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» в связи с проведенной в соответствии с ними реформой, сами исполнительные органы были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, судебный контроль за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью обжалования в судебном порядке их действий (как и действий любых других должностных лиц в Российской Федерации), но и получили совершенно новое качество.
Служба судебных приставов построена на централизованных началах и входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции — главным судебным приставом Российской Федерации.
Служба судебных приставов — составное звено системы органов Министерства юстиции Российской Федерации. В неё входят:
- — департамент судебных приставов Министерства юстиции, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;
- — служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;
- — службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;
- — районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно — территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов — исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется ФЗ «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.
Однако в пункте 4 ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве» специально оговорено, что непосредственное исполнение судебных актов и актов других органов возлагается только на территориальные подразделения Службы судебных приставов. В силу такого положения указанная Служба субъекта Федерации исполнением более сложных дел заниматься не имеет права, что не отвечает провозглашенному тем же законом принципу своевременного, правильного, быстрого и полного исполнения судебных актов и актов иных органов. Однако при этом законодатель определил, что исполнением исполнительных документов, издаваемых Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (и, надо полагать, соответствующими судами субъектов Российской Федерации), территориальные подразделения Службы судебных приставов заниматься не имеют права в силу п. 2 ст. 5 Закона «О судебных приставах»», который предусматривает существование соответствующих подразделений Службы судебных приставов при Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. То есть, законодателем, частично введен принцип подведомственности в исполнительном производстве. Правда, пока таких подразделений Службы судебных приставов нет (подобная служба создана при арбитражном суде г. Москвы: с 1998 г. существует отдел судебных приставов по исполнению решений арбитражного суда г. Москвы, работающий по исполнительным документам указанного суда, если сумма взыскания по исполнительному листу превышает 3 000 000 рублей).
К сожалению, в настоящее время в Службе судебных приставов еще не сложилась четко организованная система, которая позволила бы максимально оптимизировать процесс выполнения основных задач, стоящих перед судебным приставом. Например, с моей точки зрения, в рамках территориального подразделения Службы судебных приставов необходимо создать группы, которые бы в силу специализации занимались бы исполнением лишь одной, строго определенной категории — в зависимости от вида исполнительного документа, характера и степени сложности осуществляемого взыскания. Можно выделить группы:
- а) по исполнению судебных актов и актов иных органов в отношении физических лиц;
- б) по исполнению судебных актов и актов иных органов в отношении юридических лиц;
- в) по исполнению исполнительных производств особой важности (исполнительные производства, возбужденные в отношении системо — и градообразующих организаций, СП, предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) или связаны с ТЭК, органов государственной власти, управления или органов власти субъектов Российской Федерации; исполнительные производства по взысканию особо крупных сумм).
В связи с этим хотелось бы сказать, что, как показывает практика, старые проблемы исполнителей, в основной своей части, перешли «по наследству» к службе судебных приставов-исполнителей по той простой причине, что контингент этой службы по сути остался тем же, то есть состоящим в основном из молодых девушек и женщин, не имеющих юридического образования (по закону оно обязательно только для старших судебных приставов). По последним статистическим данным «от всего количества судебных исполнителей мужчин не будет и десяти процентов». При специфике работы судебных приставов-исполнителей, это не может не отразиться на качестве исполнительного производства.
В соответствии со ст. 2 Закона «О судебных приставах» в своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией, законом «О судебных приставах», Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами (в частности, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (с 1.07.02 г. — Кодексом РФ об административных правонарушениях), Законом РФ «О милиции», «Об оружии», ФЗ «О статусе судей в РФ», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Президента, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации (например, постановлением Министерства юстиции РФ и Министерства труда РФ от 27.06.96 г. № 41 б / 06 — 74 — 125 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов», Приказом Министерства юстиции РФ от 10.08.98 г. № 93 «О введении в действие инструкции по проведению проверок служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации», Приказом Министерства юстиции РФ от 7.06.99 г. «Об утверждении положения о профессиональной подготовке в службе судебных приставов Министерства юстиции РФ», Приказом Министерства юстиции РФ и МВД РФ от 25.08.99 г. № 262/628 «О взаимодействии служб судебных приставов Министерства юстиции РФ и органов внутренних дел РФ», Приказом Министерства юстиции РФ и МНС РФ от 25.07.00 № 215/ВГ — 3 — 10/265 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов РФ и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации», инструктивным письмом Министерства юстиции РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ от 17.03.98 г. № С1 — 7/ОУ — 202 «О мерах по организации взаимодействия арбитражных судов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 6.01.98 г. № 6 «О федеральном долговом центре при Правительстве РФ» (с изменениями и дополнениями от 10.07.98 г., 23.04.99 г.) и многими другими. В связи с этим можно сказать, что только от четкого и неуклонного соблюдения законодательства и будет зависеть эффективность работы судебных приставов.
Образовательный портал — все для студента юриста.
III. Министерство юстиции РФ.
1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.
Министерство юстиции РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.
Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».
Система органов Министерства юстиции РФ:
— Центральный аппарат министерства юстиции.
— Территориальные органы Министерства юстиции РФ.
— Подведомственные федеральные службы и агентства:
а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).
б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).
— Подведомственные учреждения и подразделения:
а. Судебно-экспертные учреждения.
б. Государственная регистрационная палата.
в. Научный центр правовой информации.
г. Российская правовая академия.
д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.
Также система органов Министерства юстиции РФ отражена в таблице.
2. Компетенция Министерства юстиции РФ.
Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».
В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:
— Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.
— Деятельность в сфере юридической экспертизы.
— Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.
— Деятельность в сфере государственной регистрации.
— Деятельность в сфере международно-правовых отношений.
3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.
Федеральная служба судебных приставов — государственный орган исполнительной ветви власти, реализующий полномочия по обеспечении установленного порядка деятельности судов, деятельность по исполнению судебных актов и актов других органов государственной власти.
Система органов Федеральной службы судебных приставов представлена в этой таблице.
Правовую регламентацию деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ осуществляют нормы права отраженные в следующих нормативных правовых актах:
— ФЗ «Об исполнительном производстве».
— ФЗ «О судебных приставах»
4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.
Задачами Федеральной службы судебных приставов РФ являются:
— Деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции РФ, арбитражных судов РФ, КСРФ, ВСРФ, ВАС РФ.
— Деятельность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов определенных (ссылка на статью ФЗ об исполнительном производстве) органов государственной власти и должностных лиц.
— Деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным УПК РФ к
Федеральной службе судебных приставов присущи следующие полномочия:
5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.
Федеральная служба исполнения наказания РФ — государственный орган исполнительной ветви власти, осуществляющий деятельность по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых лиц, а также, функции по их охране и конвоированию, контролю поведения условно осужденных лиц.
Система органов Федеральной службы исполнения наказания РФ представлена в этой таблице.
Федеральная служба исполнения наказаний РФ создана и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
— Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
— Указом Президентом РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.
6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.
Задачами Федеральной службы исполнения наказаний являются:
— Деятельность по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудим лиц.
— Деятельность по контролю поведения условно освобожденных лиц.
— Деятельность по охране прав и свобод осужденных и лиц, которые находятся под стражей.
— Деятельность по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
— Деятельность по охране и конвоированию лиц, содержащихся под стражей.
— Деятельность по созданию условий содержания под стражей в рамках правовых норм международного права.
— Деятельность по организации осужденным помощи в социальной адаптации.
— Деятельность по управлению территориальными органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний.
Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов; по исполнению судебных актов и актов других органов.
Система органов ФССП включает центральный аппарат и территориальные органы (в субъектах РФ). Структурные подразделения центрального аппарата: директор, первый заместитель, заместители, управления, отделы. Структурные подразделения территориальных органов: районные отделы, межрайонные отделы, специализированные отделы – в них судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).
- обеспечение установленного порядка деятельности судов;
- исполнительное производство принудительного исполнения актов судебных и других органов;
- производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к их подследственности;
- производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «К какому органу государственной власти относится служба судебных приставов» в комментариях.