В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «К какой категории госслужащих относятся судебные приставы?».
Судебных приставов могут признать особым видом госслужащих
Судебные приставы, возможно, будут выделены в отдельную категорию госслужащих. Минюст России разрабатывает проект 1 федерального закона, посвященного исключительно этому виду службы.
Сейчас судебные приставы считаются государственными гражданскими служащими. Однако в Минюсте России отмечают, что это не совсем соответствует действительности: приставы, помимо гражданских, выполняют и правоохранительные функции. Поэтому решено выделить их в отдельную категорию.
В законе будут прописаны особенности службы приставов. Также там будут указаны государственные гарантии, предоставляемые на этой должности. Если законопроект будет принят, то он вступит в силу 1 января 2016 года.
В Минюсте России пока не уточняют, заменит ли этот нормативный акт действующий ныне Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», либо будет рассматриваться как дополнение к нему.
Перечень должностей госслужащих о которых надо сообщать
У меня вот какой вопрос:
к нам в организацию приняли сотрудника ( бывший госслужащий). С данной категорией работников есть определенные нюансы, необходимо направить сведения о приеме на работу бывшего государственного служащего
в соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , если должность есть в Перечне.
Сотрудник 25.02.09 принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов.
15.12.10 Присвоен классный чин Референт государственной гражданской службы 2 класса.
26.12.11 Присвоен классный чин Референт государственной гражданской службы 1 класса.
18.08.12 в соответствии с п.3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.04 № 79-ФЗ расторгнут служебный контракт и освобожден от занимаемой должности.
16.09.12 устроился к нам слесарем-ремонтником.
Должна ли я была сообщить по прежнему месту работы о его трудоустройстве в какой-то определенной форме или достаточно справки с указанием ФИО, должности и даты приема? В перечне я не нашла Референта государственной гражданской службы 1 класса или все таки должность у вышеописанного сотрудника так и осталась судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов Референт государственной службы 1 класса?
Спасибо за оказанное содействие и понимание,
Аналогичное требование закреплено в ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 ФЗ «О противодействии коррупции» при заключении им трудового или гражданско-правового договора налагает некоторые ограничения на госслужащего из Перечня. Анализ указанной нормы в совокупности со ст. 64.1. ТК РФ предписывает работодателю при приеме бывшего госслужащего направить уведомление о его приеме по последнему месту службы работника при следующих условиях:
• с момента увольнения бывшего госслужащего не прошло еще и двух лет;
• работник замещал должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Указ № 557), что специально оговаривается и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – Указ № 925);
• с бывшим госслужащим заключается трудовой или гражданско-правовой договор,
• бывший госслужащий сообщил о своем статусе, в том числе путем предъявления трудовой книжки с соответствующей записью;
• оплата труда или стоимость работ по гражданско-правовому договору составляла более 100 000 руб. в месяц
при приеме на работу сотрудника оплата труда по трудовому договору согласно штатного расписания составляла менее 100 000 руб/мес.
Одно из главнейших требований новой редакции статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции» – наличие минимальной установленной статьей суммы оплаты труда бывшего госслужащего (100 000 руб.), при превышении которой и требования увеличиваются (требуется согласование с комиссией), и у работодателя возникает необходимость уведомлять последнее место госслужбы работника о его приеме на работу.
Комментарий. законодатель отменил необходимость сообщать о принятии на работу бывшего государственного служащего, если его доход на новом рабочем месте составляет менее 100 000 руб. в месяц. Если заработная плата бывшего госслужащего из Перечня по условиям трудового договора меньше этой суммы, то несообщение по месту госслужбы о приеме на работу бывшего госслужащего нельзя квалифицировать как административное правонарушение.
• отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности госслужащего из Перечня (это обстоятельство требует дополнительного согласования соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов).
При приеме на работу на должность слесаря-ремонтникав должностные обязанности работника входит:
-ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулирование и наладка сложного оборудования, агрегатов и машин и сдача после ремонта.
-слесарная обработка деталей и узлов по 6-7 квалитетам.
-разборка, ремонт и сборка узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок.
При анализе должностных обязанностей (стандартная инструкция из СМИ, Консультанта и т.д.) по-прежнему мету работы конфликта интересов не выявлено.
Исходя из дословного толкования всех в совокупности частей ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», можно сделать вывод, что при всех перечисленных условиях работодатель обязан сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего. В случае же, если обязанности по месту новой работы полностью отличается от тех, которую работник выполнял, будучи на государственной или муниципальной службе, работодатель не должен отправлять сообщение. Такой позиции придерживается суд, но ее не желают принимать органы прокуратуры.
Категории и группы должностей государственной гражданской службы
Общие положения
Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.
Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:
- Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
- Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.
Категории должностей государственной гражданской службы
Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)
Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.
Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:
- Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
- Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
- Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
- Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
- Младшие: обеспечивающие специалисты.
Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:
Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:
- достаточным уровнем образования;
- определенным служебным стажем;
- необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
- владение определенной специальностью.
Требования к минимальному уровню профессионального образования:
Требования к минимальному стажу:
При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «К какой категории госслужащих относятся судебные приставы» в комментариях.