В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Институт судебных приставов был создан?».
История образования института судебных приставов в России (стр. 4 из 5)
Институт судебных приставов был ликвидирован после Октябрьской революции Декретом № 22 ноября 1917 года. Низкая эффективность советской системы органов исполнения судебных решений особо проявилась в 90-е годы, когда значительно возросло количество гражданских дел. Новые экономические отношения и хозяйственный оборот настоятельно требовали коренной реорганизации всей системы исполнительного производства в Р.Ф. В декабре 1993 года Президент Р.Ф. распорядился подготовить законопроект об исполнительном производстве и внести предложение о создании специальной службы по обеспечению исполнения судебных решений. В 1995 года Верховный суд Р.Ф. и Высший Арбитражный суд внесли в Государственною Думу проекты федеральных законов « Об исполнительном производстве» и О судебных приставах», разработанных с участием Министерства юстиции Р.Ф.
Рассматривали два варианта создания новой системы исполнения судебных решений.
Первый вариант- это исполнительная система континентальной Европы, где судебные приставы являются частными лицами и работают по лицензии. Лицензированием и контролем за их деятельностью занимаются региональные и национальные палаты судебных исполнителей со статусом органов самоуправления.
Второй вариант- это служба маршалов США, которая относится к правоохранительным органам. Помимо исполнения судебных решений, обеспечения безопасности судебных учреждений и участников процесса, они выполняют и военные функции. Служба маршалов имеет своих представителей в Интерполе.
Воссозданная в Р.Ф. служба судебных приставов имеет ряд общих черт со службой маршалов. Она является федеральным органом исполнительной власти и входит в систему органов Министерства юстиции Р.Ф.
Также как и в США на них возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных судов и по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов- исполнителей. Первые имеют право на хранения и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
Служба судебных приставов возглавляется Главным судебным приставом Р.Ф., а на уровне субъектов Федерации возглавляются главными судебными приставами субъектов Р.Ф. Непосредственное осуществление функции по исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные и межрайонные подразделения, возлагаемые старшими судебными приставами.
2.2. Демократические реформы России начала 90-х, воссоздание службы судебных приставов.
Начиная 1991 года, с изменением политической и экономической жизни страны, проявились низкая эффективность существующей системы принудительного исполнения судебных решений. Это было связано с тем, что переход к новым отношениям в сфере производства и гражданского оборота, к новой модели экономики сопровождается ухудшением исполнения решений судов общей юрисдикции, арбитражных судов и других юрисдикционных документов. Это стало особенно заметно в последние годы, когда значительно возросло количество гражданских дел и дел, вытекающих из споров экономического характера. Жизнь настоятельно требовала коренной реорганизации всей системы исполнительного производства Российской Федерации. В этой связи реформирование исполнительного производства было выделено в качестве одной из основных задач судебно-правовой реформы в России. Концепцией судебной реформы в Российской Федерации было предусмотрено воссоздание института судебных приставов.
Существующая ранее необеспеченность принудительной реализации судебных актов тормозила развитие отношений собственности, способствовала криминализации в системе реализации частного права. В связи с чем возникла необходимость создания целостной правовой базы в сфере принудительного исполнения, преобразования системы исполнения с учетом современных рыночных механизмов цивилизованного характера, а также административно- и уголовно-правовых мер воздействия.
При разработке нового законодательства об исполнительном производстве его авторы учитывали не только отечественный, но и зарубежный опыт. Одной из основополагающих идей стал принцип отделения принудительного исполнения судебных и других актов от судопроизводства, выделения нормативной базы исполнительного производства в отдельную отрасль и передачи принудительного исполнения от судебной власти исполнительной. Исполнительное производство должно было стать частью процесса защиты нарушенных или оспариваемых прав, осуществляемой исполнительной властью путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов при процессуальном контроле судов за деятельностью судебных приставов.
Таким образом, главные цели реформ в сфере исполнительного производства и исполнительного законодательства заключались в следующем:
1. привести действующий регламент исполнительного производства в соответствии с последними изменениями законодательства, в том числе и связанными с современным пониманием функций судебной власти и местом исполнения в правовой системе и системе разделения властей;
2. вывести систему принудительного исполнения судебных и несудебных актов за пределы гражданского, конституционного, арбитражного, третейского, иного производства с передачей организационных функций исполнения полностью Министерству юстиции и его органами на местах;
3. обеспечить единства системы исполнения для актов всех видов судов; дифференцировать и разнообразить меры принудительного исполнения, а также исполнительные процедуры в зависимости от вида принудительно реализуемых требований;
4. обеспечить существующие исполнительные процедуры, сделав их более удобными и рациональными в применении;
5. материально стимулировать судебных исполнителей, иные органы и лиц, содействующих принудительному исполнению, ввести обязательную оценку и профессионального оценщика как самостоятельного субъекта исполнительного производства при реализации имущества.
Одним из активных разработчиков проектов законов « Об исполнительном производстве» и « О судебных приставах» было Министерство юстиции Российской Федерации». В мае 1995 года были внесены в Государственную Думу.
6 ноября 1997 с момента вступления их в законную силу в системе Министерства юстиции Российской Федерации была создана Служба судебных приставов. Впоследствии службы судебных приставов образованы во всех 89-ти субъектах Р.Ф. На территориальные органы юстиции возложено осуществление организационного и методического руководства за их деятельностью через главных судебных приставов субъектов Р.Ф.
Непосредственно же функции по исполнению судебных актов и актов других органов были переданы судебным приставам-исполнителям, объединенным в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных- приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.
Институт судебных приставов ждет ренновация
Рыков групп
В Торгово-промышленной палате России обсудили будущее судебных приставов в России. Участники круглого стола призвали ускорить процесс создания института частных взыскателей долгов.
Как заявил глава Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ Владимир Гамза, основные задачи частных судебных приставов — решить проблему роста просроченной задолженности в РФ и облегчить нагрузку на ФССП, которая задыхается под количеством исполнительных актов.
«Вы не хуже меня знаете ситуацию в сфере корпоративного взыскания. К сожалению, в отрасли проблем больше чем достижений. Институт частных взыскателей долгов существенно поможет решить многие из них», — заметил В.Гамза.
По мнению руководителя ГК «Рыков групп» Ивана Рыкова, создавая институт частных судебных приставов Россия не будет делать что-то уникальное. «Если мы обратим внимание на зарубежный опыт, то мы найдем много стран, где существует подобная структура. Есть страны, где существуют только частные приставы, есть страны, в которых работают и государственные и частные приставы. В частности, такая система работает в Бельгии, Канаде, Великобритании и Казахстане. И везде ситуация с проблемными активами с введением частных приставов улучшалась, ведь главное преимущество частных приставов это оперативность», — заметил он.
Как сказал И.Рыков, тут, разумеется, масса вопросов, которые требуют регулирования. В какой форме будут работать частные приставы, как разграничивать функции и полномочия частных и государственных приставов. Как обеспечить качественную подготовку частных взыскателей, все это по его словам, требует работы и обсуждения профсообщества, государственных органов, и конечно, ФССП. «К сожалению, ФССП неохотно идет на контакт по этому вопросу, — отметил И.Рыков, — видимо боятся, что их будут обвинять во всех грехах. Тогда как инициаторы создания института частных приставов хотят лишь помочь ФССП, сняв с них часть нагрузки и тем самым снизив количество жалоб на службу».
Как подчеркнул глава ГК «Рыков групп», он убежден, что контроль за частными приставами должен оставаться за государством, а полномочия и условия работы таких взыскателей требуется определить законодательно.
Отметим, что по итогам круглого стола было решено выйти с инициативой в Минюст о создании рабочей группы по данному вопросу.
В России хотят создать институт частных судебных приставов
Директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов заявил о том, что в связи с высокой нагрузкой на их службу, частные коллекторские агентства возьмут на себя часть функционала судебных приставов.
Работа над новым законопроектом уже начата. Планируется, что частные взыскатели будут работать исключительно с юридическими лицами, физических лиц-должников нововведение не коснется. Аристов подчеркнул, что функции ФССП могут перенять не обязательно коллекторы, для этой цели может быть создан институт частного взыскания. К слову, идею создания институт частных судебных приставов горячо поддерживают и руководители коллекторских агентств.
По итогам 2017 года в работе ФССП находилось 86 млн исполнительных производств — это на 6 процентов больше, чем в 2016 году (81 млн производств). Особенно быстро растет число исполнительных производств по взысканию задолженности с юридических и физических лиц в пользу кредитных организаций: число банковских долгов за первое полугодие 2018 года сровнялось с показателями за весь 2017 год. Общее количество «кредитных» производств по итогам 2018 года прогнозируется на уровне 10–12 млн дел.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Институт судебных приставов был создан» в комментариях.