В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Где на дороге стоят судебные приставы?».
Судебные приставы ловят задолжавших водителей и арестовывают их машины
Подмосковные судебные приставы будут арестовывать автомобили должников по новой технологии. Если гражданин, имеющий крупную задолженность, проехал под камерой, то недалеко от этого места его может остановить патруль из ГИБДД и судебных приставов. Прямо на дороге машину могут описать и увезти на эвакуаторе.
О новой технологии работы с должниками агентству «Москва» рассказал начальник отдела организации исполнительного производства управления ФССП России по Московской области Игорь Никишин. «Мы провели тестовые мероприятия на прошлой неделе, стояли стационарно на 20-м километре Щелковского шоссе,— рассказал он.— Судебные приставы выставляют свой мобильный экипаж где-то в 1,5 км от камер, которые следят за скоростным режимом, и, когда должник на своем транспортном средстве под этой камерой проехал, мы видим это на своем компьютере. Соответственно, судебные приставы стоят и ждут, чтобы принять меры». По словам господина Никишина, новая схема заработает после «небольших корректировок» по всей территории Московской области. «Мы сможем подвергать описи и аресту транспортные средства в режиме реального времени»,— отметил он.
Должников сбивают с пути
Отметим, что ФССП уже давно активно использует арест автомобиля. К примеру, в сентябре 2015 года в Республике Коми приставы наложили арест на автомобиль ВАЗ-2110 (оценив его в 90 тыс. руб.) гражданина, у которого был долг 228 тыс. руб. по алиментам, кредиторская задолженность — 30 тыс. руб. и неуплаченные штрафы ГИБДД на 6 тыс. руб. Должника выявили во время рейда на одном из перекрестков Сыктывкара, там же автомобиль и был арестован. В Вологодской области приставы арестовали Renault Logan женщины, которая перестала оплачивать счета за коммунальные услуги, накопив долг 100 тыс. руб. Сотрудники ФССП приехал по месту жительства должника и увезли автомобиль на эвакуаторе. Московское УФССП возбудило исполнительное производство в отношении гражданина, имевшего задолженность 323 тыс. руб. по штрафам. После того как должник добровольно не уплатил эту сумму, в рамках совместного с ГИБДД рейда его остановили на дороге и наложили арест на его Volkswagen Touareg. Судя по сообщениям ФССП, довольно часто после ареста машины должники срочно гасят долг и возвращают транспортное средство. В некоторых случаях приставы, налагая на автомобиль арест, оставляют его у должника на ответственное хранение. Жительница Омской области, оказавшись в такой ситуации, незаконно продала арестованную машину, после чего ФССП возбудила уголовное дело в сентябре 2015 года.
Камеры попали под наблюдение
Технология по отлову должников с помощью камер уже частично применяется в Москве. К примеру, накануне, 5 ноября, в 4-й спецбатальон ДПС поступила оперативная информация о передвижении по Москве автомобиля Infiniti белого цвета, владелец которого уплатил только один штраф из 133, выписанных ему за 2015 год. Ранее в отношении гражданина приставы возбудили исполнительное производство. С помощью нарядов ДПС и данных с камер машина была найдена в течение десяти минут на Ленинградском проспекте. «Машина была задержана, помещена на специализированную стоянку и для дальнейшего разбирательства передана судебным приставам Кунцевского района Москвы»,— рассказали в ГИБДД.
Напомним, что Госдума совместно с ФССП сейчас готовит законопроект, наделяющий судебных приставов новыми рычагами воздействия на должников. Граждан, не уплачивающих вовремя алименты и административные штрафы (при сумме долга более 10 тыс. руб.), суды смогут временно лишать прав на управление машиной, а также яхтой и самолетом. Новый вид санкций может коснуться примерно 300 тыс. должников по всей России. “Ъ” сообщал об этом документе 14 октября. В интервью «Российской газете» 5 ноября глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Артур Парфенчиков не исключил, что в будущем в стране могут появиться новые виды ограничения прав должников — например, права на доступ в интернет.
Для судебных приставов поднимут планку
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин обращает внимание на некоторые нюансы при работе приставов на дороге. «Сами приставы остановить водителя не могут, на это имеет право только инспектор ГИБДД,— пояснил он “Ъ”.— У гаишников же в регламенте есть четкий перечень оснований для остановки, задолженность по штрафам там не записана. Поэтому такой повод для остановки мне кажется сомнительным. Исключение составляют только спецмероприятия, проводимые вместе с ФССП. В любом случае водитель имеет право узнать у инспектора, за что его остановили». Господин Травин также отметил, что арестованную машину приставы могут отправить на спецстоянку ФССП, а не на традиционную штрафстоянку, куда увозятся машины нарушителей правил парковки. Перед арестом машины, уточнил правозащитник, приставы должны уведомить гражданина о возбуждении исполнительного производства и дать время на добровольную уплату штрафа. «Если у гражданина задолженность по штрафам в Москве, то подмосковный пристав даже во время спецрейда сделать ничего не может»,— отметил господин Травин.
Автомобили
Закон и право
Приставов убрали с дороги
Приставам приказано прекратить совместные рейды с ГИБДД
Прокуратура Зауралья запретила совместные рейды ГИБДД и судебных приставов, в ходе которых автомобилистов останавливали на дороге и пробивали по долговой базе. Руководство ГИБДД тоже считает, что это незаконно, но такая практика продолжается в других регионах России.
Прокуратура Курганской области предупредила местную Госавтоинспекцию и региональное управление Службы судебных приставов (УФССП) о том, что они нарушают закон, проверяя водителей прямо на дороге. Как поясняют в пресс-центре прокуратуры, из местных СМИ прокуроры узнали о существовании практики совместных рейдов гаишников и приставов. Инспекторы ДПС тормозят на дороге водителей и, не имея к ним претензий по своему роду деятельности, тем не менее проверяют их по базе должников ФССП. Если долги (скажем, по алиментам или по штрафам) обнаруживаются – водитель передается приставам. В итоге у него могут конфисковать имущество и даже арестовать автомобиль.
По факту публикаций была проведена прокурорская проверка, по итогам которой было принято решение, что облавы на дорогах незаконны.
Свое решение прокуратура обосновывает так: согласно ч.1 ст. 27 Конституции России, все граждане имеют право на свободу передвижения. Поэтому останавливать их, при отсутствии в действиях водителей нарушений, нельзя. Противоречат совместные действия и п. 63 Административного регламента МВД РФ, описывающему основания для остановки автомобиля, где нет положений, разрешающих инспектору останавливать авто для обеспечения выполнения функций судебного пристава.
Кроме того, полагают в прокуратуре Курганской области, такие рейды не соответствуют смыслу и содержанию ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой «проведение каких-либо действий, предусмотренных указанным нормативным актом, возможно только в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве». То есть взыскатель и должник, лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, а также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие».
Сотрудники ГИБДД в этот круг никак не входят.
К тому же прокурор области Валерий Макаров счел, что «внеслужебные действия» инспекторов ГИБДД создают лишний повод для злоупотребления полномочиями. И вдобавок формируют «негативное общественное мнение о вседозволенности власти».
В Федеральной службе судебных приставов и Министерстве юстиции России обсуждать законность «кооперации» гаишников и приставов отказались.
Заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин, напротив, рассказал «Газете.Ru», что поддерживает решение Курганской областной прокуратуры. «Мы постоянно получаем, преимущественно из СМИ, сигналы о подобных совместных действиях в разных регионах России.
Я всегда выступал против такой практики. Она не только не соответствует регламенту МВД, но и в целом, на мой взгляд, противоречит законодательству – как о деятельности МВД, так и о работе судебных приставов», — говорит Владимир Кузин.
В 2007 году подобные рейды начали проводиться в Санкт-Петербурге и Москве. В этом году гаишники начали совместно с приставами ловить алиментщиков также в Краснодарском крае, Сыктывкаре, Тверской, Тульской и многих других областях.
В Конституционном суде РФ от оценки ситуации пока воздерживаются: как пояснила «Газете.Ru» главный консультант КС Екатерина Сидоренко, этот вопрос может в будущем стать предметом спора в суде, поэтому высказывать мнение преждевременно.
Юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов отмечает, что законодательство и регламент четко определяют список задач, которые входят в задачи инспекторов ДПС. «Гаишник вправе делать только то, на что его уполномочил закон. Он не имеет права передавать водителя в руки служебных приставов, поскольку для этого водителя необходимо задержать. А для гаишника факт наличия у автомобилиста долгов по исполнительным документам просто не существует. Он стоит на дороге для других целей», – поясняет юрист. Он не исключает, что решение прокуратуры Курганской области повлечет за собой большое количество судебных исков водителей к правоохранительным органам.
Приставы арестовывают автомобили водителей, не заплативших штрафы, прямо на дороге
Судебные приставы в Татарстане начали использовать специально адаптированные дорожные камеры видео фиксации для поиска должников. По статистике, владелец каждого 8 автомобиля в республике имеет неоплаченный штраф. И новая система «Дорожный пристав» позволяет находить таких нарушителей повсюду.
Вовремя не заплатил штраф — арестуем автомобиль. Приставы борются с неплательщиками прямо на дороге. И совсем не важно, сколько задолжал владелец авто — 500 рублей или 5 миллионов — не погасил долг, дальше пешком.
«За 4 часа остановлено около 70 автомашин. 10 машин арестовано. Несколько машин начинают изыматься. И взыскано где-то 60 тысяч денег», — сообщил начальник отдела организации работы по розыску должников и их имущества Виталий Алексеев.
У штрафника есть возможность оплатить долг на месте по квитанции. Но иногда это невозможно: сумма слишком большая.
Крупный молокозавод задолжал государству около 1 миллиона рублей. В машине оказался первый заместитель министра сельского хозяйства республики, и, даже несмотря на присутствие высокопоставленного пассажира, на внедорожник накладывают арест.
На выезде из города машины останавливают каждые 5 минут. Комплекс «Дорожный пристав» показал свою эффективность. Только одной стороне стоят около десяти машин, на другой — столько же. Все владельцы автомобилей — должники, и они обязаны выплатить государству от 500 рублей до нескольких сот тысяч.
В начале дороги стоит специальная камера. Она считывает номера проезжающих машин, и компьютер сверяет их с базой данных должников. Как только неплательщик обнаружен, номера сразу передают на пост ГИБДД, где полицейские совместно с приставами останавливают машину.
Практически у каждого должника есть своя жизненная история. Вероника Рябинина, например, индивидуальный предприниматель. Правда, давно не работает, а вот фирма до сих пор официально существует. «ИП открыла, не закрыть: там деньги требуют. Мы живем за городом, я мужа на работу вожу», – рассказала Вероника Рябинина.
Чаще всего, говорят приставы, у рядовых граждан проблемы с выплатой кредитов, налогов и дорожных штрафов. Порой, не оплачивая долги годами, о них просто забывают. Сейчас в базе данных дорожных приставов числятся 140 тысяч владельцев авто. Арестовать такие машины могут и в отсутствии собственника.
«Должника нет в городе, а машина передана по генеральной доверенности. Водитель оставляет машину — изымаем ключи и документы», — пояснила судебный пристав Вахитовского отдела Лилия Барташева.
Когда сумма долга невелика, но оплатить его все равно не могут, приставы описывают не саму машину, а то, что находится внутри.
Дорожные приставы говорят, что так работать с должниками намного эффективнее. Изъятые машины, редко приходится продавать: водители не любят ходить пешком. Как правило, неплательщики быстро расплачиваются по счетам и получают назад арестованное имущество.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Где на дороге стоят судебные приставы» в комментариях.