Федеральная служба судебных приставов россии как орган принудительного исполнения

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Федеральная служба судебных приставов россии как орган принудительного исполнения?».

Органы принудительного исполнения

Самыми главными органами принудительного исполнения, безусловно, являются судебные приставы-исполнители.

Закон об исполнительном производстве определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Данная Федеральная служба в соответствии с Указом Президента России от 13 октября 2004 г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации, которое, в свою очередь, относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой Федеральной службы.

Согласно законодательству Российской Федерации на судебных приставов возлагаются такие задачи как:

Обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц. А также исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других.

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, в соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» .

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Непосредственные функции по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагаются на судебных приставов-исполнителей. Их правовой статус обуславливается совокупностью закрепленных за ними прав и обязанностей, которые реализуются в соответствующих полномочиях. В соответствии с законодательством, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности, что закреплено в п. 1 ст. 12 Федерального Закона «О судебных приставах».

Судебный пристав-исполнитель наделен совокупностью прав, обеспечивающих ему возможность эффективного решения задач исполнительного производства, но все эти права должны использоваться судебным приставом-исполнителем в соответствии с условиями о соразмерности требований. К примеру, право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе сведения о банковских счетах и вкладах лиц, являющихся должниками, в банках и иных кредитных организациях, необходимо отметить, что данное право ограничивается правилами о банковской тайне, закрепленными в статье 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматриваемая статья была дополнена указанием на органы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц как на субъектов, которым кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации, предметом рассмотрения которого стал вопрос о конституционности требований судебного пристава-исполнителя в части предоставления ему банковских сведений о денежных средствах на счетах, открытых в соответствующей кредитной организации, указал, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения, однако только в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу.

В ч. 8 ст. 69 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г. закреплено право судебного пристава-исполнителя, при условии отсутствия сведений о наличии у должника имущества, запрашивать эти сведения, в том числе у банков и иных кредитных организаций, но только исходя из размера задолженности.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранение в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.

Закрепленные в ст. 13 Федерального Закона «О судебных приставах» правила, согласно которому судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Законные же требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

§ 2. Органы принудительного исполнения 1. Органы принудительного исполнения

В соответствии со ст. 5 ФЗИП принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются ФЗИП, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Органы принудительного исполнения с 2004 г. называются Федеральной службой судебных приставов (ФССП) при Министерстве юстиции РФ. Возглавляет ФССП главный судебный пристав России. На уровне субъектов Федерации действуют органы ФССП субъектов РФ, возглавляемые главными судебными приставами субъектов РФ.

На уровне районов и городов действуют подразделения судебных приставов, которым руководят старшие судебные приставы.

Судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия судебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судебного пристава-исполнителя или суда в зависимости от характера исполнительного документа.

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. На основании ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Поэтому в соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять все меры к его полной реализации.

2. Обязанности и полномочия судебных приставов-исполнителей

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены ФЗИП, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены ФЗИП;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены ФЗИП;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений — в порядке подчиненности (гл. 18 ФЗИП) и в арбитражный суд либо суд общей юрисдикции.

3.2. Федеральная служба судебных приставов

  1. ФССП России – центральный аппарат;
  2. Главные управления (управления), отделы в субъектах РФ;
  3. Районные, межрайонные и специализированные отделы — структурные подразделения территориальных органов ФССП.

Как упоминалось, в центральном аппарате ФССП России образованы 9 управлений по основным направлениям работы: обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, организационному, кадровому, материально-техническому обеспечению и другие.
Территориальные органы ФССП России включают главные управления (управления), отделы ФССП России, которые руководят деятельностью структурных подразделений территориальных органов на территории субъекта Российской Федерации. Круг решаемых ими задач и полномочий определены применительно к нормам упомянутого Положения о ФССП России и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. По согласованию с руководством ФССП России взаимодействует с органами власти иностранных государств и международных организаций по вопросам своей компетенции.
Территориальные органы ФССП России представляют интересы ФССП России в суде, оказывают практическую помощь в подготовке к судебным процессам по жалобам на действия (бездействия) судебных приставов: обеспечивают функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности; осуществляют ряд других полномочий, в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 187 .
В территориальный орган ФССП России входит аппарат управления, состоящий из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала. Структурные подразделения аппарата возглавляются начальниками отделов – старшими судебными приставами.
Возглавляет территориальный орган ФССП России руководитель – Главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность приказом ФССП России по согласованию с Минюстом России.
Руководитель территориального органа ФССП России: распределяет обязанности между своими заместителями; организует работу аппарата и структурных подразделений; утверждает положение о структурных подразделениях аппарата; обеспечивает мероприятия по проведению аттестации работников территориального органа ФССП России; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях.
На районном уровне созданы районные, межрайонные специализированные отделы – структурные подразделения территориальных органов ФССП России.
Отделы, возглавляемые старшими судебными приставами, функционируют под непосредственным управлением территориального органа ФССП России и осуществляют свою деятельность в рамках своих полномочий на соответствующей территории.
Организация деятельности судебных приставов по выполнению полномочий ФССП России регламентируется упомянутым ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах». В зависимости от исполнения обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее общее или профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
обеспечивает безопасность участников судебного процесса и свидетелей, выполняет распоряжение судьи, связанные с соблюдением порядка в суде; предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, задерживает лиц их совершивших, с последующей передачей их в органы милиции;
исполняет решения суда о применении к подсудимому мер процессуального принуждения; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
обеспечивает охрану зданий судов и судебных помещений в рабочее время; проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает доставку к месту заседания уголовного дела и вещественных доказательств; взаимодействует с военнослужащими по конвоированию и охране лиц, содержащихся под стражей.
Судебный пристав-исполнитель:
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве»;
имеет право: получать необходимую информацию, объяснения и справки; входить в помещения и хранилища, занимаемые должником, при необходимости вскрывать их;
арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника; объявлять розыск должника, его имущества или ребенка;
совершать иные действия, предусмотренные федеральным законодательством в сфере исполнительного производства.
Полномочия органов ФССП России в сфере уголовного судопроизводства установлены п.2 ч.I ст. 40 УПК РФ, определяющей круг должностных лиц службы судебных приставов имеющих право проводить дознание и п. 4 ч. 8 ст. 151 УПК РФ, устанавливающей перечень преступлений, по которым эти лица вправе проводить дознание.
Упомянутый перечень включает следующие преступления против правосудия: воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. I ст. 294); неуважение к суду (ст. 297); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. I ст. 311); незаконные действия в отношении описанного или арестованного имущества (ст. 312); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за ряд нарушений, связанных с деятельностью судебных приставов. В их числе: неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст. 17.3); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8) и за ряд других правонарушений, затрагивающих сферу деятельности органов ФССП России.

Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3590; 2004, № 35, ст. 3607

Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3591; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Федеральная служба судебных приставов россии как орган принудительного исполнения» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru