В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что является законным требованием пристава?».
Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
Комментарий к статье 6
1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Обязательность требований судебного пристава-исполнителя предполагает, что данное требование соответствует определенным положениям:
1) соответствие требования судебного пристава-исполнителя исполнительному документу. Судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы исполнительного документа. В силу процессуального законодательства судебные акты обладают общеобязательностью для всех без исключения (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ): вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Общеобязательность судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, предопределяет общеобязательность требований судебного пристава-исполнителя;
2) законность требования судебного пристава-исполнителя. В силу особенностей принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вынужден применять принудительные меры, совершать исполнительные действия, что должно соответствовать закону. При их совершении судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы своих полномочий, что также определено принципом законности.
По кругу лиц общеобязательность требований судебного пристава-исполнителя распространяется на лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве»), и на всех остальных лиц.
В силу обязательности требований судебного пристава-исполнителя информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» данное положение признано не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.
Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов (ч. 3 ст. 16 АПК РФ, ч. 4 ст. 13 ГПК РФ). Точно также лица, участвующие в исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с обжалованием действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.
2. Судебный пристав-исполнитель наделен правом по применению санкций к тем лицам, которые не исполняют его законные требования:
1) в случае невыполнения законных требований он применяет меры, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель может наложить штраф на лицо, не исполняющее его законные требования, взыскать исполнительский сбор (см. комментарий к гл. 15 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
2) в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствования осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц наступает ответственность, предусмотренная законодательством РФ.
Административная ответственность предусмотрена КоАП РФ за следующие действия:
СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1 (с послед. изм.).
— воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);
— заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9; см. комментарий к ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
— нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14);
— неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.15).
Уголовное право также предусматривает ответственность: за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ); за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ ); за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ).
СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954 (с послед. изм.).
Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную процессуальным законодательством и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 16 АПК РФ, ч. 3 ст. 13 ГПК РФ).
Что является законным требованием пристава
(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 78-ФЗ)
Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, находящегося при исполнении служебных обязанностей, —
(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 78-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Комментарий к статье 17.8
1. О статусе судебного пристава-исполнителя см. п. 7 комментария к ст. 17.3.
Согласно ст. 3, 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
2. Законная деятельность судебного пристава-исполнителя обусловлена его полномочиями, определенными Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право:
— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
— использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;
— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя выражается в действиях гражданина, должностного лица, осуществление которых несовместимо с реализацией судебным приставом-исполнителем полномочий, возложенных на него указанными федеральными законами.
3. Согласно ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление.
При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Вопрос: Законно ли требование-запрос судебного пристава-исполнителя о представлении сведений о месте работы должников, если данный документ поступил в организацию посредством факсимильной связи (его подлинник не получен)? (Консультация эксперта, 2010)
Вопрос: Законно ли требование-запрос судебного пристава-исполнителя о представлении сведений о месте работы должников, если данный документ поступил в организацию посредством факсимильной связи (его подлинник не получен)?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории России.
Действующим законодательством не предусмотрено, что запрос судебного пристава-исполнителя, направленный посредством факсимильной связи, обладает свойствами оригинального документа (запроса).
Согласно абз. 1 пп. 5.5.3.5 п. 5.5.3 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 27.12.2006 N 179, передаваемая и принимаемая по факсимильной связи служебная информация не считается официальным документом и подлежит обязательному дублированию досылкой подлинника документа на бумажном носителе тому же адресату почтовой или фельдъегерской связью.
Таким образом, федеральным законодательством и внутренними локальными актами ФССП России установлено, что передаваемая и принимаемая по факсимильной связи служебная информация не считается официальным документом. Кроме того, законодательством РФ определен особый правовой режим оборота персональных данных.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании таких сведений физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, число и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ оператором персональных данных являются государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие их обработку, а также определяющие ее цели и содержание. При этом операторы и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких сведений.
Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты такой информации от неправомерного или случайного доступа к ней, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий (ч. 1 ст. 19 Закона N 152-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон N 149-ФЗ) обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации, соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, реализацию права на доступ к ней (ч. 1 ст. 16 Закона N 149-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 16 Закона N 149-ФЗ обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
С учетом изложенного требование судебного пристава-исполнителя, направленное посредством факсимильной связи без его оригинала, незаконно, поскольку факсимильный запрос не является официальным документом и содержит требования, противоречащие законодательству о защите персональных данных конфиденциального характера.
Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики (Постановление ФАС Уральского округа от 23.01.2009 N Ф09-10531/08-С2).
Л.В.Попова
Директор Департамента
налогового консультирования
ООО «Центр консалтинга «Панацея»
23.03.2010
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что является законным требованием пристава» в комментариях.