В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что возлагается на судебных приставов?».
Правовой статус судебного пристава — исполнителя
Общие положения
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов — исполнителей и службы судебных приставов — исполнителей субъектов Российской Федерации. В связи с этим у этой службы выделяется особый правовой статус, который будет рассмотрен в данном параграфе. Судебные приставы — исполнители наделены широкими полномочиями в пределах своей компетенции, однако данные им права связаны с выполнением ими обязанностей по исполнению решений суда, а также других органов.
Законодательство, определяющее особенности статуса судебного пристава-исполнителя представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об исполнительном производстве», федеральным законом “О судебных приставах” и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».
На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Государственная служба судебных приставов-исполнителей проходит в органах юстиции субъектов РФ, точнее, в подразделениях судебных приставов — районных, межрайонных или иных (соответствующих административно-территориальному делению субъектов РФ). Система таких подразделений образует Службу судебных приставов.
Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них.
Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.
Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватывает не все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками (и иными кредитными учреждениями). Во-вторых, названный Закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Не только служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, судебные приставы не единственный орган осуществляющий принудительное исполнение.
При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступает как представитель исполнительной власти, требования и указания которого являются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особым правомочием — от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного листа или требования судебного пристава-исполнителя.
Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Исключение предусмотрено ст. 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия на другой территории с согласия соответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются, исполнительный документ должен быть принят теми, кому он направлен.
С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФ должны разрешаться вопросы направления исполнительных документов для дальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставов одного субъекта РФ.
При возникновении необходимости перенести исполнение на территорию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованию главных судебных приставов соответствующих субъектов, а в особо сложных случаях — по согласованию с Главным судебным приставом РФ.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как мы видим, исполнение функций судебными приставами — исполнителями происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство закрепляет порядок назначения на должность судебного пристава, требования к лицу назначенному на эту должность, а также его основные обязанности и права
Статья 1. Задачи судебных приставов. На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Комментарий к статье 1
1. Законодатель возложил на судебных приставов, точнее на службу судебных приставов (ст. 5), выполнение двух функций: обеспечение установленного порядка деятельности названных в комментируемой статье судов и принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, вступивших в законную силу, которым в соответствии с Законом предоставлено право при осуществлении своих полномочий возлагать на граждан, организации, Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, бюджеты различных уровней обязанности в пользу других (в том числе вышеуказанных) лиц.
2. Задачу по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют соответствующие судебные приставы. Задачу по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, выполняют судебные приставы-исполнители (ст. 4).
3. Согласно п. 1 Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 1999 г. N 226, под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимается следующий комплекс мер:
обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
взаимодействие с сотрудниками милиции, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Кроме того, перечень обязанностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов закреплен также в ст. 11 комментируемого Закона, который, по существу, представляет собой комплекс вышеуказанных мер, только закрепленный уже на законодательном уровне.
Следует отметить, что в настоящее время не отсутствует только нормативный правовой акт, специально определяющий порядок выполнения судебными приставами задачи по обеспечению установленного порядка деятельности высших судов, но и не закреплен указанный порядок в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР». Можно указать только на то, что организационно-методическое руководство деятельностью службы судебных приставов, осуществляемой в целях обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской, отнесено к функции Департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (см. комментарий к ст. 5).
Поэтому комплекс мер, направленный на обеспечение установленного порядка деятельности судов, предусмотренный вышеуказанной Инструкцией, реализуется службой судебных приставов и при обеспечении установленного порядка деятельности высших судов, с учетом конкретных указаний и распоряжений председателей высших судов и главного судебного пристава Российской Федерации.
4. Как указано в п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 8-П, правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника — физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.
Поэтому непосредственно задача по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, выполняется судебными приставами при отказе должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень актов судебных и других органов, которые подлежат принудительному исполнению службой судебных приставов, указан в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», который регулирует порядок их принудительного исполнения в процессе исполнительного производства.
Правовой статус и полномочия судебных приставов
Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.
Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.
Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
- обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
- выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечивать охрану зданий, совещательных ком’ нат и судебных помещений в рабочее время.
Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).
Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.
Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.
Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.
Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества, отсутствие права доступа к базам данных правоохранительных органов.
В этой связи важным является постановление КС, согласно которому приставы могут делать запрос в банк и получать информацию о вкладах физических лиц.
Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что возлагается на судебных приставов» в комментариях.
