В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что во власти судебных приставов?».
Государство заплатит за ошибки приставов

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ постановил, что государство должно отвечать за правильность исполнения судебных решений. Важным для российской судебной практики прецедентом стало требование суда оплатить из федеральной казны вреда в размере 1,35 миллиона рублей, причиненный коммерческой фирме незаконными действиями судебных приставов.
Решающую роль в этой истории сыграла петербургская «Строительная компания «Ирбис»». Четыре года назад она получила судебное решение о взыскании с потребительского жилищно-строительного кооператива «Восток» около полутора миллионов рублей. Имущество кооператива было описано, однако потом арест сняли, а взыскание судебный пристав-исполнитель решил обратить на векселя, принадлежавшие «Востоку».
Они были оценены в 1,25 миллиона рублей при номинальной стоимости 7 миллионов рублей. Однако даже за такую сумму вексели так и не были проданы, поскольку на самом деле их стоимость, как впоследствии установили арбитражные суды, равнялась нулю. Пристав предложил «Ирбису» забрать эти векселя, предупредив, что в случае отказа исполнительное производство продолжаться не будет. Когда же оно возобновилось, кооператив «Восток» уже находился в Череповце без какого-либо имущества.
Строительная компания так и не смогла добиться взыскания причитающейся суммы. Вину за нанесенный убыток она возложила на Федеральную службу судебных приставов (ФССП), чьи сотрудники, по мнению юристов «Ирбиса», небрежно отнеслись к ведению исполнительного производства.
Арбитражные суды трех инстанций в Санкт-Петербурге отклонили иск «Ирбиса» к государству о возмещении вреда, причиненного судебным приставом, сославшись на существование кооператива «Восток», что позволяет взыскивать долги него. Причем сама ФССП даже не прислала на судебное заседание своего представителя.
Но судьи ВАС, передавшие дело в президиум, посчитали, что при таком решении «судебный пристав-исполнитель, совершивший противоправные действия, не несет за них никакой ответственности перед взыскателем». Взыскатель «вследствие этого, не получает присужденное ему по суду имущество, что может привести к нарушению права на справедливое судебное разбирательство, которое включает в себя обязанность государства по исполнению решения суда, вступившего в законную силу», — заключили судьи, сославшись на положения Европейской конвенции по правам человека.
Проблема 1. Неисполнение судебных решений
Юристы придают большое значение этому решению суда. В перспективе такой прецедент может позволить существенно сократить поток жалоб россиян в Европейский суд по правам человека, существенная часть которых касается нарушения права на справедливое судебное разбирательство. Кроме того, около 10% обращений граждан к уполномоченным по правам человека в России касаются именно проблемы неисполнения судебного решения.
Согласно официальным отчетам, часто причиной таких обращений становится бездействие или недобросовестное исполнение своих обязанностей судебными приставами-исполнителями. Такие случаи отрицательно сказываются на авторитете судебной власти и порождают сомнения в эффективности правовых средств защиты, дискредитируют всю судебную систему.
Заметим, что основные принципы имущественной ответственности государства перед гражданином за причиненный вред незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц закреплены в статье 53 Конституции РФ и статье 1069 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем, механизм осуществления права на получение возмещения от государства урегулирован недостаточно.
Особенно негативно это сказывается на бизнес-климате в стране. В условиях, когда реальная возможность защиты предпринимателей своих имущественных прав от неправомерных действий со стороны государства поставлена под сомнение, неизбежно снижение активности инвесторов, что влечет замедление экономического роста, а социальном аспекте — кризис доверия к власти.
Вынесенное президиумом ВАС постановление, может стать необходимым прецедентом, на основе которого российские суды могут начать формировать практику применения статьи 53 Конституции РФ вообще, и возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями приставов, в частности. Заметим, что подобные иски доходили до суда и раньше, но до недавних пор ни один из них не был удовлетворен.
Проблема 2. Размытость правовых рамок работы приставов
Этот прецедент будет также, безусловно, полезен для усовершенствования работы приставов. ФССП достаточно новый в нашей в стране институт, вследствие чего механизмы работы службы в рамках существующих законов еще не до конца отлажены. Недостаток юридической практики в отношении действий приставов приводит к тому, кто некоторые их противозаконные действия могут даже формально не нарушать закон «Об исполнительном производстве».
Например, юристам известны случаи, когда приставы арестовывают невостребованное имущество, после чего предлагают взыскателю оставить его себе. И даже если тот отказывается от малоценного имущества, долг считается полностью погашенным.
Известны и более прямолинейные способы манипулирования недобросовестными приставами имуществом компании-должника в ходе исполнительного производства. В частности, в январе этого года был заключен под стражу заместитель начальника межрайонного отдела управления ФССП по Камчатскому краю. Он положил в свой карман 500 тысяч рублей, провернув сделку с квартирой должника. Для этого он дал указания своему подчиненному наложить арест на квартиру гражданина, в отношении которого суд вынес решение о взыскании долга по алиментам. После чего, используя свои служебные полномочия, приобрел ее в личную собственность за 945 тысяч рублей, а через два месяца продал уже за 1,45 миллиона рублей.
Как отмечают юристы, отсутствие четкие нормативных рамок в работе приставов приводит к тому, что они покушаются и на личную неприкосновенность граждан. Например, в ближайшие дни одна из пользователей сети «Одноклассники», собирается подать в суд иск против Удмуртского управления ФССП за незаконное использование ее изображения в спецоперации «Блондинка». Она утверждает, что ее личные фотографии без ее ведома были использованы судебными приставами в качестве «приманки» для неплательщиков, чем был нанесен ущерб не только ее репутации, но и репутации ее фирмы.
Действия приставов, которые формально не являются нарушением закона, но создают условия для ухода от взыскания, по словам экспертов, встречаются нередко. Так что важность прецедента по делу «Ирбиса» еще и в том, что президиум ВАС нарушил практику формального подхода к такого рода делам. Теперь же подобных исков к казне о возмещении вреда может быть немало. Что позволит исправить и дополнить закон «Об исполнительном производстве», и сделать работу приставов еще более креативной.
Заметим, что ФССП – одна из наиболее быстро прогрессирующих государственных служб. Благодаря ее деятельности сегодня фактическим исполнением завершаются почти три четверти соответствующих судебных решений. При том, что еще пять лет назад эта цифра была чуть больше 30%. Известно, что служба ставит перед собой цель продолжать оптимизацию деятельности, чтобы выйти через два года на 80% исполнения судебных решений. Можно с большой долей уверенности предположить, что нынешнее решение президиума ВАС будет способствовать решению этой задачи.
Стр. 1 | 1. Взаимодействие с судами | Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ С ИНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
Участие суда в исполнительном производстве сводится в основном к следующему.
Во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения.
Во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки судом резолютивной части порой зависят в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий.
В-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту; решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к взысканию; разъяснение судебного акта для целей его исполнения; отсрочка или рассрочка исполнения; изменение способа и порядка исполнения; поворот исполнения решения; отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
В-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава, старшего судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава РФ. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом ст. 128 Закона об исполнительном производстве.
К числу исполнительных документов, выдаваемых судами, относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами, исполнительные листы иностранных судов и арбитражей (только в случаях, предусмотренных международными договорами. Как правило, российские суды выдают собственные исполнительные документы после процедуры признания иностранных судебных решений), судебные приказы, судебные акты по делам об административных правонарушениях. Суд помимо выдачи исполнительных документов осуществляет текущий и последующий судебный контроль — основные формы взаимодействия суда и судебного пристава-исполнителя.
Иногда текущий контроль именуется предварительным.
К текущему судебному контролю в исполнительном производстве относятся следующие действия суда:
1) восстановление пропущенного срока на выдачу исполнительного листа;
2) разъяснение судебного акта;
3) отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, изменение способа и порядка исполнения;
4) отложение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения;
5) приостановление и прекращение исполнительного производства.
Безусловно, текущий судебный контроль состоит и в вынесении в силу прямого указания закона или по просьбе заинтересованных лиц судебных актов, на основании которых органы принудительного исполнения возбуждают, изменяют или прекращают действия по производству принудительного исполнения.
Закон об исполнительном производстве предусматривает основания для приостановления исполнительного производства судом, что также является проявлением текущего судебного контроля .
См.: Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство. 2-е изд. М., 2011. С. 77 — 80.
Кроме того, суду принадлежат существенные функции в отношении возможности прекращения исполнительного производства (ст. 43 Закона об исполнительном производстве).
Также суд на основании судебного акта определяет правопреемника в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и др.).
§ 6. Служба судебных приставов
Первый шаг по воссозданию существовавших еще в российских дореволюционных судах судебных приставов был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что во время заседаний этого Суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом — судебным приставом (о нем см. § 2 гл. Х учебника).
Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 г. ввел такого рода должностных лиц для всех других судов, в том числе Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов основного среднего уровней. Но на них возложены более широкие функции — не только обеспечение установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решений Международного коммерческого арбитража, третейских судов).
С учетом такого определения функций судебные приставы должны подразделяться на две группы:
судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению y становленного порядка деятельности судов);
судебных приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебные приставы -–исполнители).
Такими должностными лицами могут стать граждане Российской Федерации, достигшие двадцатилетнего возраста, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. Ими не могут быть лица, имеющие судимость. При вступлении в должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему.
В обязанности судебных приставов no обеспечению установленного порядка деятельности судов входят:
обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам милиции;
осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;
прохождение специальной подготовки, а также периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Другими словами, эту группу судебных приставов, начавшую функционировать с 1 января 1999 г., вполне можно было бы называть судебной милиции (полиции), наподобие той судебной полицией, которая существует в наши дни во многих зарубежных странах.
Несколько иначе выглядят обязанности судебных приставов-исполнителей, которые до 1 января 1998г. были должностными лицами, входившими в состав аппаратов районных судов и назывались судебными исполнителями. Как и до реорганизации, они должны:
принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
взять самоотвод, если есть заинтересованность в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.
Все приставы наделены достаточно широкими правами, позволяющими им эффективно выполнять свои обязанности. В частности, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В соответствии с названным законом судебные приставы, обслуживающие суды общей юрисдикции и арбитражные суды среднего и основного звеньев, объединяются в единую службу, возглавляемую главным судебным приставом Российской Федерации — заместителем Министра юстиции РФ. Схематично эта служба состоит из следующих структур:
департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемого заместителем главного судебного пристава РФ;
службы судебных приставов, возглавляемой главным военным судебным приставом;
служб судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации, возглавляемых заместителями начальников органов юстиции субъектов Федерации— главными судебными приставами субъектов Федерации;
районных, межрайонных или соответствующих им подразделений судебных приставов, состоящих из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемых старшими судебными приставами.
Нетрудно видеть, что служба судебных приставов, когда она станет работать с полной отдачей, будет вносить существенный вклад в осуществление важной правоохранительной функции — организационного обеспечения деятельности судов.
Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .
Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .
2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .
в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .
задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .
2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .
. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .
Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .
Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .
г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что во власти судебных приставов» в комментариях.
