Что такое программа юстиция для судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что такое программа юстиция для судебных приставов?».

Новостной блок


15.01.2014 04:37

Проект государственной программы «Юстиция» на 2014-2020 годы предусматривает реформирование системы исполнения судебных актов.

Так, согласно проекту, к структурным проблемам в сфере исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечения установленного порядка деятельности судов необходимо отнести следующие:

— недостаточно высокий профессиональный уровень судебных приставов в связи с отсутствием их мотивации в своевременном и эффективном исполнении возложенных на них функций, низкий уровень материального обеспечения (отсутствие социальных гарантий) судебных приставов, неспособность значительной части сотрудников решать сложные задачи, поставленные перед ФССП России;

— низкий уровень подготовки лиц, ответственных за организацию исполнительного производства и осуществляющих процессуальные полномочия в рамках исполнительного производства, а также судебных приставов по ОУПДС по причине непривлекательности службы в ФССП России для лиц с высшим юридическим образованием и высоким уровнем подготовки, недостаточно высокого престижа ФССП России на рынке труда и в системе органов государственной власти;

— недостаточный уровень материально-технического и информационного обеспечения судебных приставов, отсутствие кадровых возможностей для освоения денежных средств, выделяемых на техническое перевооружение, недостаточный уровень информационной инфраструктуры в ряде регионов страны;

— негативный имидж ФССП России в глазах пользователей системы принудительного исполнения в связи с коррупцией, неэффективностью работы по исполнению исполнительных документов;

— дублирование функций ФССП России с функциями других органов государственной власти, размывание ответственности должностных лиц различных ведомств в вопросах обеспечения установленного порядка деятельности судов;

— неурегулированность рынка коллекторских услуг, отсутствия единых правил деятельности негосударственных субъектов исполнения, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

К настоящему времени в Российской Федерации сформировался рынок услуг по взысканию задолженности, оказываемых взыскателям частными лицами. В ряде секторов (в том числе в секторе взыскания банковской задолженности) услуги так называемых коллекторских организаций являются альтернативой судебным приставам. В связи с указанным рядом экспертов ставится вопрос о законодательном закреплении специального статуса коллектора (коллекторского агентства), предусматривающего объединение коллекторов в саморегулируемые организации (по типу СРО арбитражных управляющих), наличие требований по допуску в профессию, установление системы ограничений при осуществлении коллекторской деятельности, обязательное страхование ответственности и так далее.

Одновременно коллекторам предоставляется ряд квазипубличных полномочий по взысканию задолженности, которыми в настоящее время обладают судебные приставы (получение информации о должнике из государственных информационных ресурсов, применение принуждения к должнику и так далее). Таким образом, ставится вопрос о формировании параллельной ФССП России структуры, осуществляющей взыскание задолженности по исполнительным документам.

Необходимо признать, что такие предложения являются необоснованными. В настоящее время стоит задача не по формированию альтернативы службе судебных приставов, а по созданию условий для привлечения в систему исполнения судебных актов негосударственных субъектов, которые действуют во взаимодействии с судебными приставами и взыскателями. Также необходимо расширить возможности взыскателя по осуществлению взыскания самостоятельно либо с привлечением иных лиц на стадии до предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Такие полномочия взыскателя по направлению исполнительного документа непосредственно в организацию, исполняющую требования исполнительного документа (кредитная организация, в которой открыты счета должника, работодатель должника, эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг), в настоящее время предусмотрены статьями 8, 81 и 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Указанные полномочия взыскателя должны быть расширены и упорядочены с целью формирования в исполнительном производстве полноценной стадии самостоятельного исполнения (с момента выдачи исполнительного документа и до возбуждения исполнительного производства).

В данном случае у взыскателя также существует возможность обращения к профессиональным коллекторам для реализации предоставленных взыскателю законом полномочий.

При регламентации отношений по взысканию негосударственными субъектами просроченной задолженности следует исходить из понимания «коллекторской деятельности» как профессиональной деятельности по взысканию просроченной задолженности, осуществляемой коллектором в целях ее добровольного погашения должником.

Основанием для осуществления коллектором коллекторской деятельности должен быть заключенный между кредитором и коллектором договор, предусматривающий взыскание коллектором просроченной задолженности в пользу кредитора, либо уступка коллектору права требования, принадлежащего кредитору на основании обязательства. При этом с учетом особенностей правового статуса публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и государственных (муниципальных) учреждений коллекторская деятельность не должна распространяться на взыскание просроченной задолженности с указанных субъектов, а также задолженности перед публично-правовым образованием.

В связи с тем, что деятельность коллекторов связана с получением доходов от взыскания просроченной задолженности следует предусмотреть уплату государственной пошлины коллекторами, осуществляющими коллекторскую деятельность на основании уступки коллектору права требования, принадлежащего кредитору на основании обязательства, при обращении в органы принудительного исполнения.

Правовое регулирование коллекторской деятельности должно быть направлено не на создание параллельных квазигосударственных структур, подменяющих собой органы государственной власти и являющихся потенциальным фактором для развития коррупции и злоупотреблений, а на защиту прав и законных интересов взыскателя и должника, поощрение добровольного исполнения и экономию репрессии.

Перспективным является создание правовых и экономических предпосылок для формирования в Российской Федерации полноценного рынка финансовых услуг по приобретению и реструктуризации просроченной задолженности, подлежащей взысканию в исполнительном производстве. Концентрация мелких долгов в руках «профессионального» взыскателя значительно разгрузит ФССП России, повысит эффективность работы судебных приставов. В ряде стран Европы (например, Финляндия) значительное количество взыскателей в исполнительном производстве составляют именно коллекторские организации (оказывающие первый вид коллекторских услуг, указанный выше).

С проектом госпрограммы можно ознакомиться здесь.

Государственная программа Юстиция 2017 Кратко

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
  • и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

Публикации

Министерство юстиции РФ опубликовало для общественного обсуждения проект Государственной программы «Юстиция». Документ предполагает достаточно существенные нововведения в целом ряде правовых институтов, подконтрольных министерству.

О самом главном

Начнем с двух инициатив Минюста. Им в проекте уделено на удивление немного места, но именно подобные нововведения в теории могут оказать наибольшее воздействие на бизнес и граждан.

Первое, о чем хочется сказать — министерство предлагает осуществить рокировку в вопросе госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. В программе содержится предложение передать указанный функционал от налоговых инспекций к органам юстиции. В свое время «обратная» передача данных полномочий налоговикам обернулась на практике неразберихой и сумятицей. Например, существенной проблемой стала передача данных об уже зарегистрированных лицах в налоговые органы (цена ошибки — ликвидация фирмы).

Про ажиотаж и очереди в помещениях инспекций можно и не говорить. Разумеется, нередки были и случаи путаницы в документах, и т.д. Между тем сейчас очевидно, что для изменения действующего в последние годы порядка нужны очень и очень веские причины. Однако ни одна из них разработчиками документа почему-то не названа.

Вторая инициатива — введение, по сути, монополии адвокатов на многие виды правового сопровождения. Конкретно в программе не указано, о каких именно юридических услугах идет речь. Однако можно предполагать, что в случае одобрения этого предложения речь в первую очередь пойдет о судебном представительстве. Налицо очередной всплеск старой идеи о фактической приватизации некорпоративной юриспруденции юристами, имеющими адвокатский статус.

Нотариат

Разумеется, планируется авторами программы и реформирование нотариата. При этом предлагаемые новеллы фактически дублируют то, что записано в проекте нового федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ», который, к слову, также готовит Минюст.

Во-первых, предлагается окончательно ликвидировать все государственные нотариальные конторы как не приносящие дохода и неэффективные в плане оказания нотариальных услуг.

Во-вторых, по мнению авторов госпрограммы, следует:

— возвратить обязательную нотариальную форму для сделок с недвижимым имуществом;
— предоставить нотариусу широкие полномочия в сфере оказания юридической помощи (сбор документов, проверка их достоверности, передача документов на регистрацию прав и т.д.);
— признать судебную преюдицию нотариально удостоверенных документов.

Исполнительное производство

Немало изменений, по мысли авторов программы, ждет и систему исполнительного производства. Основная суть — существенное увеличение объема полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

В частности, судебным приставам предлагается передать такие полномочия, как:

— административное выдворение за пределы РФ;
— конвоирование в суд подследственных;
— обеспечение физической безопасности судей;
— отдельные полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности (к сожалению, авторы не написали, о каких именно полномочиях идет речь).

В программе предлагается установить правило, что любому обращению в ФССП за принудительным взысканием должна предшествовать уплата исполнительского тарифа (например, 3 тыс. руб. для фискальных взысканий). Эта сумма, насколько можно понять авторов, не подлежит возврату (только если за счет должника при успешном исполнении). Эти меры позволяют решить сразу две задачи: «отсечь» малозначительные, но очень трудозатратные дела, и вместе с тем пополнить «казну» ФССП.

Кроме того, для облегчения работы приставов Минюст настаивает на внесении изменений в Уголовный кодекс (УК) РФ. Во-первых, речь идет об установлении ответственности должника за не предоставление судебному приставу декларации об имущественном положении, подача которой, как предполагается, должна затруднить ему уклонение от взыскания.

Во-вторых, к ответственности за неисполнение требований исполнительных документов (статья 315 УК РФ) предлагается привлекать не только чиновников и сотрудников организаций (как это происходит сейчас), но также индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих и физических лиц.

Наконец, такие возможности ФССП делают, по мнению Минюста, неоправданным существование коллекторов как структуры, работающей фактически параллельно с приставами. В госпрограмме коллекторская деятельность вообще почему-то названа «фактором коррупции». В итоге предлагается ограничить функции коллекторов посредничеством между взыскателем и ФССП.

Уголовно-исполнительная система

Ну и, разумеется, в таком документе невозможно было обойти вопросы системы исполнения наказаний. В рамках этого блока инициатив Минюст предлагает следующие новации:

— замена исправительных колоний тюрьмами;
— зачет заключения в СИЗО в срок лишения свободы по повышенным коэффициентам;
— замена целого ряда мер процессуального принуждения (включая заключение под стражу) на формы контроля с применением новейших технических средств (видеонаблюдение, электронные браслеты и проч.);
— создание службы пробации для облегчения социальной адаптации освобождающихся заключенных.

Заключение

Следует признать, что в случае принятия в полном объеме программа может существенно изменить «юридический ландшафт» страны, поскольку содержит немало предложений, вносящих значимые изменения в правоприменительную практику. Однако при этом нельзя не отметить, что большинство этих инициатив носят контурный, проще говоря, весьма расплывчатый характер. Очевидно, что в ходе их уточнения возникнут новые вопросы. И вряд ли на все из них министерство сумеет подготовить такие ответы, которые позволят согласиться со всем текстом программы.

В то же время, Минюст – достаточно влиятельное ведомство, и вряд ли позволит себе выпускать столь объемный документ (309 страниц), не продумав его как следует. А это значит, многое из предложенного в программе вскоре может стать реальностью.

Косвенное подтверждение: утверждение Госдумой на текущей неделе сразу в двух чтениях закона, расширяющего права судебных приставов при поиске должников. В частности, в случае принятия данного документа приставы смогут на законных основаниях задерживать скрывающихся от суда или следствия лиц для передачи их полиции, а также получат возможность привлекать к поискам должников частных детективов.

Раньше полномочия по поиску должника принадлежали МВД, однако после принятия закона «О полиции» они ей переданы не были. И еще одна маленькая деталь: о вероятном расширении полномочий ФССП министр юстиции Александр Коновалов говорит уже не первый год.

Таким образом, пока получается, что его инициативы потихоньку начинают воплощаться в жизнь даже безо всякой госпрограммы.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Что такое программа юстиция для судебных приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru