Что такое контроль у приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что такое контроль у приставов?».

53. Судебный контроль за законностью действий (бездействий) судебного пристава- исполнителя.

В настоящее время суд также занимает важное место среди субъектов исполнительных правоотношений, однако он является необязательным субъектом правоотношений, каким является судебный пристав-исполнитель. Роль суда в исполнительном производстве в настоящее время двойственна. С одной стороны, он является хотя и необязательным, но важным участником исполнительных правоотношений, с другой — на него возложены контрольные функции за исполнительным производством.

На основании статьи 32 того же Закона и статьи 433 ГПК РФ, в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, должник, взыскатель, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан этот исполнительный документ. Суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, рассматривает такое заявление в 10-дневный срок со дня его поступления и при необходимости дает разъяснение принятого им судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ.

В соответствии с ч. 2 статьи 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд на основании факультативных признаков может приостановить исполнительное производство, а в соответствии с ч. 1 названной статьи должен приостановить исполнительное производство.

При этом суд осуществляет контрольные функции и в случае необходимости вмешивается в исполнительное производство.

Суд, выступая в качестве контрольного органа за законностью действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, тем самым реализует предусмотренное Конституцией РФ право граждан на судебную защиту. Причем при осуществлении судебного контроля на судебного пристава-исполнителя возлагается бремя доказывания законности оспариваемого действия (бездействия) или вынесенного постановления.

Так, согласно п. 1 статьи 19 Федерального закона «О судебных приставах» действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Причем обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

постановления главного судебного пристава РФ, Главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава и их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действием (бездействием) в суде. Заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности должностное лицо службы судебных приставов-исполнителей. Жалоба подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления, совершения действий (отказа в совершении действий) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действий судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

В судебном порядке рассматривается также отказ об отводе судебного пристава-исполнителя.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает судебный контроль и при обжаловании конкретных действий и постановлений судебного пристава-исполнителя при осуществлении принудительного исполнения и в других случаях, прямо указанных в Законе.

Руководствуясь ч. 1 статьи 442 ГПК РФ, должник имеет право подать в суд заявление на допущенные судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имущества нарушения федерального закона. Причем такое заявление должник может подать вне зависимости от того, кому принадлежит имущество.

Если же с заявлением о допущенных нарушениях судебным приставом-исполнителем при проведении ареста хотят обратиться иные лица, не принимавшие участия в деле, а их права и интересы нарушены при совершении ареста имущества, то указанные лица обращаются в суд в порядке искового производства с иском об освобождении имущества от ареста. Например, такая необходимость может возникнуть в результате ошибки судебного пристава-исполнителя или неопределенности в правовом положении имущества.

Контроль суда за деятельностью приставов-исполнителей

Судебный контроль осуществляется и за деятельностью должностных лиц службы ФССП России и является одним из основных и действенных средств защиты прав и охраняемых законом интересов лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства, от неправомерных действий (бездействия) органов принудительного исполнения и их должностных лиц. Возможность судебного контроля предусмотрена ст. 441 ГПК РФ и ст. 121, 128 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Выявление качественной характеристики судебной деятельности, связанной с проверкой деятельности должностных лиц органов принудительного исполнения, требует учета понятий более общего порядка, таких как «судебная власть», «правосудие», формы осуществления судебной власти Вопросы понятия и функционирования судебной власти до настоящего времени остаются предметом научных дискуссий, ведущихся специалистами различных отраслей российского права С позиций специалистов в области процессуального и судебного права судебная власть — есть предоставленные судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства Грицай О.В. К вопросу о сущности судебного контроля за деятельностью органов принудительного исполнения // Юридические записки . 2013. №1..

Анализ современной научной литературы позволяет сделать вывод, что в последние годы в российской правовой теории обоснованно утверждается положение, согласно которому правосудие является основной, но не единственной функцией судебной власти Высказано мнение, что судебная власть, наряду с отправлением правосудия, проявляется также через осуществление контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов и должностных лиц; вынесение частных определений и постановлений; судебный надзор вышестоящих судов с целью проверки правомерности решений нижестоящих судов; разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики.

Разрешение вопросов, относящихся к судебно-контрольной деятельности, если оно осуществляется с соблюдением установленной законодательством процедуры, требований процессуальной формы посредством проведения судебного заседания, следует включать в состав правосудия в широком значении этого понятия. Таким образом, понятие правосудия как деятельности суда, связанной с разрешением конфликтов и иных вопросов, имеющих юридическое значение, включает в себя правосудие в чистом виде, как деятельность по разрешению дела, а также судебный контроль и иные направления судебного функционирования, связанные с реализацией задач судебной деятельности.

К иным направлениям судебного функционирования наряду с правосудием и судебным контролем некоторые современные процессуалисты предлагают относить функцию судебного санкционирования, под которым ими, в самом общем виде, понимается судебная деятельность по выдаче разрешения на осуществление определенных процессуальных действий

Так, по мнению Е. В. Рябцевой, судебным санкционированием в производстве, связанном с исполнением приговора, является процедура выдачи судом разрешений о производстве действий, связанных с изменением наказания или вида исправительного учреждения; связанных: с освобождением от отбывания наказания или отменой освобождения; с осуществлением международного сотрудничества по уголовным делам при исполнении приговора; отсрочкой исполнения приговора и снятием судимости; иными вопросами, обеспечивающими надлежащее исполнение приговора Рябцева Е. В. Исполнение приговора в уголовном процессе России / Е В Рябцева — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 18..

Действительно, в исполнительном производстве при реализации исполнительных документов суд осуществляет вопросы санкционирования, давая органам принудительного исполнения разрешение на отсрочку, рассрочку исполнения; приостановление и возобновление исполнительных действий; совершение исполнительных действий у третьих лиц; вскрытие жилых помещений должника и членов его семьи и др Но, на наш взгляд, выделение судебного санкционирования в качестве самостоятельной функции судебной власти не обосновано, так как при решении вопросов, возникающих в исполнительном производстве и относящихся к судебному санкционированию, суд не перестает осуществлять контроль за деятельностью органов принудительного исполнения. Поэтому мы присоединяемся к мнению авторов, относящих судебное санкционирование к одной из форм судебного контрол.

С учетом вышеизложенного, под судебным контролем в исполнительном производстве следует понимать форму реализации судебной власти, систему предусмотренных процессуальным законом средств, направленных на недопущение незаконного ограничения прав и охраняемых законом интересов личности в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других юрисдикционных органов, а также восстановление личности в этих правах, и состоящую в проверке деятельности органов принудительного исполнения и их должностных лиц, а также применении к ним мер воздействия, предусмотренных процессуальным законодательством

ГПК РФ, регулирующие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции жалоб на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей Прежде всего, изменения коснулись названия самой статьи Вместо прежнего названия «Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя» законодатель избрал формулировку «Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)», поскольку оспаривать в суде возможно не только действия судебного пристава-исполнителя, но и его вышестоящих руководителей (например, постановление Главного судебного пристава субъекта РФ об отказе в рассмотрении жалобы по существу)

Прежняя редакция ст 441 ГПК РФ, по существу, лишь предусматривала возможность подачи жалобы на действия судебных приставов-исполнителей, но не регулировала процедуру их рассмотрения. Устраняя данный законодательный пробел, суды применяли согласно ч 4 ст 1 ГПК РФ аналогию закона и рассматривали такие жалобы в порядке искового производства. В то время как Служба судебных приставов является составным звеном системы органов исполнительной власти Российской Федерации, приставы уполномочены принимать решения, обязательные не только для всех участников исполнительного производства, но и для других лиц Все это свидетельствует об особом публично-правовом характере отношений, возникающих в связи с подачей жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, которые требуют процедуры рассмотрения, отличной от той, что предусмотрена для частноправовых споров

Разрешение заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей осуществляют как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды Вместе с тем, заявление (жалоба) на действия судебного пристава-исполнителя может быть предметом рассмотрения только в федеральном суде, т к в соответствии со ст. 23 ГПК РФ разрешение дел, возникающих из публично-правовых отношений, не отнесено к компетенции мировых судей.

Поскольку предметом обжалования всегда является действие, решение, бездействие судебного пристава-исполнителя, работающего в рамках конкретного исполнительного производства, то именно он, а не соответствующее подразделение (отдел), должен выступать в качестве надлежащего заинтересованного лица в соответствии со ст. 245 ГПК РФ, предусматривающей возможность оспаривания решений, действий (бездействия) должностных лиц.

В заключение необходимо отметить, что изменения, внесенные в ст. 441 ГПК РФ, значительно усовершенствовали порядок судебного контроля за действиями органов принудительного исполнения, хотя некоторые вопросы требуют дальнейшей разработки, в частности, вопросы отраслевого регулирования судебного контроля при исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных приговоров и административных актов.

7 (495) 540 51 66

22.10.2015. Контроль за исполнительным производством

Исполнительное производство является последним этапом процедуры возврата денег с должника после того, как выигран суд. Получив на руки решение суда о взыскании с должника сумм долга, не стоит расслабляться и останавливаться, т.к. само по себе решение суда автоматически не исполнится. К сожалению, исполнительное производство не является автоматическим механизмом и без активного участия взыскателя редко продвигается.

Некоторые должники выплачивают долг сразу в самом начале исполнительного производства, т.к. не хотят платить исполнительский сбор, взыскиваемый приставом на основании ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительский сбор – это дополнительное денежное взыскание в размере 7% от суммы долга за то, что должник добровольно не исполнил своих обязательств.

Добровольно платят, как правило, страховые и иные крупные организации. Они, обычно, выплачивают все долги сразу после того, как получают от приставов-исполнителей определение о возбуждении исполнительного производства, но до этого момента, т.е. без возбуждения исполнительного производства ничего сами не платят. Другие же должники, которых большинство, могут уклоняться от выплат, прятать свое имущество и всячески затягивать исполнительное производство и в этом случае оно длится гораздо дольше.

В любом случае исполнительное производство бросать на произвол судьбы не желательно, поскольку система судебных приставов-исполнителей работает очень медленно, приставы-исполнители сильно загружены, у них в работе находится крайне много дел. Поэтому если пристава не контролировать, то Ваше дело может никуда не двигаться. К тому же везде возможна человеческая ошибка – документы не туда положили, потеряли и поэтому работа по ним не ведется, а взыскатель сидит, ждет своих денег и не знает, что его дело застопорилось по той или иной причине.

Иногда бывает, что еще на этапе выдачи исполнительного листа ошибается суд – указывая не все реквизиты, например, а взыскатель не проверяя данный лист или не зная, что именно надо проверять, сразу подает его приставам как есть. В этом случае пристав возвращает исполнительный лист взыскателю, причем отправляет его по почте, что затянет процесс возбуждения исполнительного производства.

Поэтому важно на всех этапах исполнительного производства активно в нем участвовать, все контролировать, постоянно быть в курсе происходящего и сообщать приставу имеющуюся информацию о должнике, которая может помочь.

Также зачастую на стадии исполнительного производства, когда пристав начинает процедуру взыскания с должника, должник предлагает взыскателю компромисс, например, соглашаясь выплачивать долг частями в рассрочку или сразу, но со скидкой (т.е. в меньшем размере с частичным прощением долга). Если взыскатель соглашается с должником на компромиссный вариант, то важно правильно это оформить, т.к. один неправильно составленный документ может лишить взыскателя в дальнейшем возможности воздействия на должника. А тот результат, на который взыскатель рассчитывал, не будет достигнут.

Например, должник предлагает подписать мировое соглашение с учетом того, что он выплатит только основной долг, а пени платить не будет и просит отозвать исполнительный лист, так как приставы его уже «замучили». Но тут не все так просто, потому что подписание мирового соглашения и отзыв исполнительного листа — это совершенно разные процедуры, имеющие совершенно разные правовые последствия. Так, например, мировое соглашение должен утвердить суд, и только после этого пристав прекращает исполнительное производство на основании ст.43 ФЗ «Об исполнительном производстве». После этого исполнительный лист остается у пристава и не может быть повторно предъявлен к исполнению. А есть другая процедура – это возврат взыскателю исполнительного листа (отзыв исполнительного листа) по его заявлению. Именно об этом часто просят должники. Но в этом случае исполнительное производство оканчивается (а не прекращается), исполнительный лист пристав возвращает взыскателю и при этом закон предусматривает возможность повторного обращения взыскателя к приставам для возбуждения нового исполнительного производства.

Таким образом, контроль за исполнительным производством – это не только постоянный контроль за тем, чтобы исполнительное производство продвигалось, но и участие в оформлении мировых договоренностей сторон, поскольку важно четко знать все нюансы исполнительного производства.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Что такое контроль у приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru