В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что такое административная практика службе судебных приставах?».
Административно-правовая организация службы судебных приставов РФ
Административно-правовая организация службы судебных приставов Российской Федерации
Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Минюста России.
Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти за последние десять лет в России произведена существенная реорганизация органов исполнительной власти. Образована Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России), которой переданы функции Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
ФССП России относится к исполнительной власти. На службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов в связи с чем, служба судебных приставов наделена дополнительными функциями: розыск должников и их имущества, дознание и административная практика.
Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах» (ред. от 25.11.2009), и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 27.09.2009).
Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
Актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации №314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Степень научной разработанности темы и круг источников. В качестве теоретической базы исследования использованы работы российских и зарубежных правоведов, в том числе и многих современных ученых. В основу выпускной квалификационной работы положено действующее законодательство Российской Федерации, достижения таких наук, как теория государства и права, конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное и международное частное право.
При подготовке выпускной квалификационной работы автор опирался на труды таких отечественных ученых, как: Лунев А.Е., Якубов С.А., Васильев М.А., Треушников И.Б., Гуреев В.А., Степанюк, В.В. Морозова, В.М., Ярков В.В. и других.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации административно-правовых функций службы судебных приставов.
Предметом исследования являются нормы отечественного и зарубежного законодательства, регулирующие организационно-правовые основы службы судебных приставов в Российской Федерации, а также практика их применения.
Цель исследования состоит в анализе содержания административно-правовой организации службы судебных приставов, роли и места Федеральной службы судебных приставов в системе органов исполнительной власти.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
· проанализировать теоретические и правовые основы института судебных приставов в Российской Федерации;
· раскрыть основные принципы и функции управления деятельностью службы судебных приставов;
· исследовать систему и структуру органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации;
· определить организационно-правовые приоритеты деятельности службы судебных приставов;
· исследовать правовой статус судебных приставов;
· выявить проблемы в службе судебных приставов и выработать практические рекомендации по их разрешению.
Методологическую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, органов юстиции и органов принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также монографии, научные труды, диссертационные исследования, публикации отечественных государствоведов и правоведов по проблемам деятельности в сфере административного, гражданского, исполнительного производства, арбитражного права и процесса.
В процессе исследования были использованы методологические принципы и средства, применяемые в юриспруденции, а также средства различных гуманитарных наук и дисциплин – экономики, политологии, социологии, юридической психологии. В решении обозначенной научной задачи применен социально-правовой анализ и методологические принципы юридической науки как области позитивного научного знания. В этой связи в выпускной квалификационной работе используются такие принципы, как сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный, историко-логический и других подходов.
Научная значимость состоит в том, что в ней комплексно исследованы основные теоретические и правовые основы института судебных приставов в Российской Федерации; исследован административно-правовой статус судебных приставов, а также влияние уровня исполнения различных юрисдикционных актов на экономическую ситуацию в стране, обеспечение гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
65. Служба судебных приставов
Служба судебных приставов (ССП), предназначенная для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ.
Организация ССП, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями.
ССП включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения.
ССП организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством.
Высшее звено ССП – Федеральная служба судебных приставов (ФССП) под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности ССП. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений.
Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями.
Основные задачи ФССП:
– обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
– организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»;
– управление территориальными органами. Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ – территориальные органы ФССП (всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187.
Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном ССП.
ФССП России
Главная
Центральный федеральный округ
Курская область
По поручению руководителя Управления – главного судебного пристава Курской области А.В. Нечипуренко 25 октября 2010 года в актовом зале УФССП России по Курской области состоялось оперативное совещание с судебными приставами по ОУПДС, имеющими низкие показатели деятельности по административной практике за 9 месяцев 2010 года.
Открыл совещание руководитель Управления — главный судебный пристав Курской области А.В. Нечипуренко, который обратил внимание присутствующих на необходимость исполнения судебными приставами по ОУПДС приказа ФССП России от 28.12.2009 № 543 «Об утверждении Расширенного перечня показателей деятельности на 2010 год для территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» в части, касающейся средней служебной нагрузки по выявлению административных правонарушений.
Так, за 9 месяцев 2010 года приставами по ОУПДС зарегистрировано 486 материалов об административных правонарушениях.
Наибольшее количество правонарушений зарегистрировано по ст. 17.3 КоАП РФ – 219 правонарушений, ст. 17.8 КоАП РФ — 92 правонарушения. Отмечается рост административных правонарушений по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ — 92 правонарушения.
Кроме того, на оперативном совещании были заслушаны судебные приставы по ОУПДС, имеющие низкие показатели деятельности по административной практике и рассмотрены причины их невыполнения.
По итогам совещания приняты решения о принятии мер судебными приставами по ОУПДС к выполнению по итогам 2010 года прогнозного показателя по линии административной юрисдикции и выявлению административных материалов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
За выполнение прогнозного показателя по линии административной юрисдикции поощрены следующие судебные приставы по ОУПДС:
\- Спеваков В.В. (9 административных материалов), Потемкин Р.Л. (9 административных материалов) — ОСП по Курчатовскому району ;
\- Афанасьев М.М. (9 административных материалов) — ОСП по Льговскому району,
\- Трубников И.Л. (13 административных материалов) — ОСП по Советскому району.
Версия для печати Сообщить о неточности или изменение в первоисточнике Новость была получена автоматически с источника в 2010:10:24 23:00 (МСК)
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что такое административная практика службе судебных приставах» в комментариях.