В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что означает ндс по судебным приставам?».
19 Апреля 2017 ВС РФ: НДС при реализации имущества должника может быть исчислен расчетным методом
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказала в иске о взыскании денежных средств в размере суммы НДС, поскольку если сумма налога не была выделена в договоре купли-продажи, то по умолчанию она включена в цену договора (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 6 апреля 2017 г. № 309-ЭС16-17994).
В рассмотренном деле ВС РФ отменил постановление кассационной инстанции, оставив в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций об отказе региональному Управлению ФССП взыскать свыше 1 млн руб. НДС с территориального органа Росимущества на том основании, что на стоимость реализованного имущества должника не был начислен НДС.
Как следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель на основании исполнительного листа возбудил исполнительное производство в отношении должника. По заказу Управления ФССП была осуществлена оценка рыночной стоимости нежилой недвижимости должника (комплекс недвижимого имущества, состоящий из пяти нежилых зданий, четырех сооружений и земельного участка) и составлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости. Так, наиболее вероятная величина рыночной стоимости комплекса объектов составила 28,5 млн руб. вместе с НДС.
В связи с тем, что имущество не было реализовано на первоначальных торгах ввиду отсутствия заявок, судебный пристав-исполнитель по правилам ч. 10 ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) снизил стоимость арестованного имущества на 15%, до 24,1 млн руб.
На повторных торгах имущество было продано по цене 25,4 млн руб. При этом в договоре купли-продажи не было указано, что цена имущества не включает НДС. Имущество передано покупателю, который перечислил его стоимость Управлению Росимущества. Вырученные средства за вычетом НДС Управление Росимущества перечислило на депозитный счет региональному отделу ФССП, а сумму НДС перечислило в федеральный бюджет, поскольку должник является плательщиком НДС, а Управление Росимущества как организатор торгов – налоговым агентом.
После чего Управление ФССП обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Управления Росимущества денежных средств в размере суммы НДС (около 1 млн руб). В обоснование было сказано, что при реализации товаров налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 Налогового кодекса). Так как должник является плательщиком НДС и в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче данного имущества на реализацию его стоимость определена без учета НДС, то при продаже имущества Управление Росимущества по правилам п. 4 ст. 173 НК РФ должно было увеличить стоимость продаваемого на торгах имущества на сумму НДС и перечислить на счет службы судебных приставов все вырученные от продажи денежные средства.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не согласились с такими доводами. Они посчитали, что стоимость реализованного имущества была определена в договоре купли-продажи без НДС, и Управление Росимущества, как организатор торгов и налоговый агент, исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества. При этом самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло бы значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено по цене, превышающей рыночную стоимость.
Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права (ст. 105.3, ст. 146, ст. 161, ст. 164, ст. 168 НК РФ), постановил взыскать с Управления Росимущества в пользу судебного пристава-исполнителя 1 млн руб. По мнению судей, Управление Росимущества было обязано дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму налога.
В итоге ВС РФ указал на то, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ (ч. 1 ст. 85 Закона № 229-ФЗ). При этом начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества (ч. 2 ст. 89 Закона № 229-ФЗ). В то же время отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). В данном законе не предусмотрены ни право, ни обязанность независимого оценщика определять НДС при определении рыночной стоимости объекта оценки.
Таким образом, у суда округа не было предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому обжалуемое постановление, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, следует отменить, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда – оставить в силе.
ИСЧИСЛЕНИЕ НДС ПРИ ПЕРЕДАЧЕ НЕРЕАЛИЗОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ВЗЫСКАТЕЛЮ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕМ
Датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи) для доставки покупателю. В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то в соответствии с п. 3 ст. 167 НК РФ такая передача права собственности в целях применения налога на добавленную стоимость приравнивается к его отгрузке.
Об этом Письмо Минфина России от 01.11.2012 N 03-07-11/473.
В соответствии с п. 4 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной п. 4.1 ст. 161 Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В связи с этим при реализации имущества во исполнение судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, уполномоченные лица, осуществляющие реализацию такого имущества, налоговыми агентами не являются и на них, соответственно, не возлагается обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость.
На основании п. 1 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ »Об исполнительном производстве» реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В частности, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, осуществляет данное агентство.
Согласно п. 4.1 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений и актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного Приказом ФССП N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированная организация) обязано передать, а судебный пристав- исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество).
Пунктом 11 вышеуказанной ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ установлено, что, если имущество должника не реализовано в течение одного месяца после снижения цены, предложение оставить это имущество за собой направляет взыскателю судебный пристав-исполнитель.
Учитывая изложенное, в случае передачи нереализованного имущества взыскателю судебным приставом-исполнителем налог на добавленную стоимость уплачивается в общеустановленном порядке.
Что касается момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, то в соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы (если иное не предусмотрено п. п. 3 , 7 — 11 , 13 — 15 данной статьи) является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При определении даты отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав следует руководствоваться следующим.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ »О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
На основании указанного п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи) для доставки покупателю.
В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то в соответствии с п. 3 ст. 167 Кодекса такая передача права собственности в целях применения налога на добавленную стоимость приравнивается к его отгрузке. При этом датой отгрузки такого товара признается дата передачи права собственности, указанная в документе, подтверждающем передачу права собственности.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Объявление
Служба судебных приставов и НДС
- Регистрация: 24.02.2004
- Сообщений: 378
Вот вроде не плохо излагают, хотя сам не занимался.
Вопрос: Служба судебных приставов по договору со специализированной организацией-комиссионером реализует имущество, изъятое у организации-должника.
Облагается ли указанная реализация налогом на добавленную стоимость у организации-должника? Если да, то в каком порядке следует составлять счета-фактуры?
Пользователи СС «КонсультантБухгалтер»
Ответ: В соответствии с п.1 ст.46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 10.01.2003) обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст.54 Федерального закона N 119-ФЗ).
Согласно пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации облагается налогом на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога и выставить покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п.п.1, 3 ст.168 НК РФ). На основании п.4 ст.168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Следовательно, реализация товаров в порядке исполнительного производства должна осуществляться по ценам, определенным судебным приставом-исполнителем или независимым оценщиком в порядке ст.52 Федерального закона N 119-ФЗ, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Как следует из разъяснений УМНС по г. Москве, данных в Письме от 22.11.1999 N 02-11/14971 «Об исполнительном производстве», сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях), приходных кассовых ордерах; в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах).
Правовое положение сторон договора комиссии регулируется гл.51 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст.990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом особенностью договора комиссии является наличие у комитента права собственности на вещи, переданные комиссионеру либо приобретенные комиссионером за счет комитента (п.1 ст.996 ГК РФ).
Таким образом, заключаемый службой судебных приставов договор со специализированной организацией на реализацию изъятого у должника имущества не является по сути договором комиссии, так как служба судебных приставов не собственник реализуемого имущества. В частности, складывающиеся между должником, службой судебных приставов и специализированной организацией правоотношения имеют все признаки посреднического договора, в котором, однако, комитентом является должник — собственник реализуемого имущества.
С учетом изложенного, на наш взгляд, и должен происходить документооборот, сопровождающий реализацию арестованного имущества. В частности, порядок составления и выставления счетов-фактур при исполнении посреднических договоров рекомендован МНС России в Письме от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
В п.п.2 и 3 данного Письма говорится, что при реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров (работ, услуг) комитента (в рассматриваемой ситуации — должника) счет-фактура выставляется посредником в 2-х экземплярах от своего имени. Номер указанному счету-фактуре присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. Один экземпляр передается покупателю, второй — подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж.
Комитент выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом счетов-фактур. В книге покупок посредника этот счет-фактура не регистрируется. Показатели счета-фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете-фактуре, выставляемом комитентом посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента.
Посредник выставляет комитенту отдельный счет-фактуру на сумму своего вознаграждения по договору комиссии. Этот счет-фактура регистрируется в установленном порядке у комиссионера в книге продаж, а у комитента — в книге покупок.
Как рекомендовало УМНС по г. Москве в Письме N 02-11/14971, до исполнения обязательств, связанных с возмещением расходов по совершению исполнительных действий (оплата исполнительского сбора, погашение штрафов, наложенных на должника и др.), судебный пристав-исполнитель, сам собственник (если сумма налога перечисляется на его счет) обязаны перечислить в первоочередном порядке сумму налога на добавленную стоимость в бюджет. Собственник товара обязан известить судебного пристава-исполнителя об обязательном перечислении суммы налога в соответствующие бюджеты, предоставив ему необходимую информацию.
Так как судебный исполнитель не выступает в налоговых отношениях между собственником и покупателем в качестве налогового агента, обязанность налогоплательщика по уплате суммы налога на добавленную стоимость считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога.
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что означает ндс по судебным приставам» в комментариях.