Что нового в полномочиях судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что нового в полномочиях судебных приставов?».

Новые полномочия судебных приставов

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Вот и приняли закон о новых полномочиях для судебных приставов.

Закон принят в третьем чтении. А на моей памяти еще ни разу не было, чтобы дальше не проходил он в СФ РФ и не подписывался бы Президентом. Так что с 1 января 2016 года у судебных приставов будет еще один механизм для издевательства над гражданами.
Вот ссылочка на законопроект
В теории всё выглядит красиво: если не платит должник деньги и всячески изворачивается, то лишат его специального права (ну а говоря простым языком – водительского удостоверения). Речь может идти и не только про автомобильные «права», но я защищаю права автомобилистов и потому в первую очередь про них.

Как должно выглядеть это в теории? Судебный пристав получает исполнительные документы, что некий должник денег должен кому-то. Конечно же у нас всё для людей и потому попросят его сначала оплатить добровольно. Не заплатил? Тогда можно попробовать найти счета в банках и многие банки дают такую информацию и списывает деньги чуть ли не в режиме реального времени (насколько я знаю, Сбербанк прямо лидер в этом вопросе, не храните там свои деньги). Если и счетов нет, то тогда работа то ведь должна быть у гражданина и можно ему на работу отправить постановление и тогда бухгалтерия будет автоматически вычитать из зарплаты и переводить деньги. А если окажется безработным гражданин, то можно к нему домой пойти, арестовать имущество. А вдруг машина у него есть? Можно и её арестовать. На крайней случай можно и выезд из страны закрыть, дабы не сбежал должник, не оплатив долги. В теории это лишь на крайний случай. Я внизу этого текста выложу цитату из 64 статьи закона, которая сейчас действует и вы увидите, что полномочий много.
А теперь как же на практике? А на практике в лучшем случае отправят письмо о том, что есть долг и 5 дней на добровольную оплату (я встречал случаи, когда даже это забывали или отправляли письмо уже через пол года, как долг вообще был погашен). А дальше лень-матушка уже всё сделает! Зачем место работы искать? Зачем вообще что-то делать сложное? Если есть на Сбербанке деньги, то сняли, да и то не факт, что верно (так же достоверно известно про случай, когда сняли деньги со счета однофамильца, а не должника). А дальше арест на машину, если есть. И должник сам прибежит. Или когда продавать машину решит или когда его поймают на одном из выездных мероприятий. А то, что у должника место работы есть, а может и имущество какое не сильно нужное, это никого не волнует. Тут же РАБОТАТЬ надо, а приставы это делать не любят. Даже выезд из страны редко кому закрывают по той же лени.
Что будет после 1 января 2016 года? Да поголовно будут людей «прав лишать», чтобы те сами прибегали и танцевали вокруг пристава «ритуальные танцы»!
В законе то всё красиво: максимум день есть на то, чтобы постановление вынести о том, что нет больше ограничений на право управления. А на практике? На практике вы сначала оплатите, потом будете ждать ПРИЕМНЫЙ ДЕНЬ. у пристава и в этот день узнаете, что «денег на счету он еще не видит и приходите через неделю», потом через неделю (ну может и раньше, без вас) будет постановление о прекращении запрета и его направят в ГИБДД. Только забыли законодатели что-то учесть, что обычно раз в неделю лишь почта передаётся. А там пока в ГАИ еще запрет снимут, пока базы обновятся. Так что на практике и месяц можно числиться «не водителем».
А теперь рассмотрим теоретический пример. Просто фантазия «на тему». Некий гражданин не живёт по месту регистрации и почту там получить не может. Несколько раз он превысил скорость и потому ему домой направили бумаги о том, что денег он должен теперь в виде штрафов. Дома то он не живёт, так что не получил. ГИБДД передало приставам. Те лишили его права управлять машиной, поскольку опять же поленились место работы узнать или как-то иначе сделать. Да даже можем что-то более сложное придумать в нашем примере, где суд должен это ограничение вынести, но ведь по условиям нашей задачи он не живёт по «прописке» и суд легко пару раз его попробовав «известить» вынесет это решение. А дальше ….. узнает гражданин от какого-нибудь инспектора ГИБДД, что право его управлять автомобилем ограничено, а самого гражданина теперь ждет или лишение на год за игнорирование запрета, а то и до 50 часов работ принудительных.
Эх! Всё для граждан! И всё почему? А потому, что лень судебным приставам свою работу делать нормально! Если кто-то хочет поспорить, то пусть вспомнит кому из знакомых на работу исполнительный лист приходил за те же штрафы ГИБДД или что-то другое (не алименты, там как раз на работу самое простое).
А что сделают вечные должники? Неужто долги вернут? А зачем? Ведь есть и в этом законе дырки оговорки! Если основной законный способ существования связан с управлением машиной, то и приостановить не могут. У меня конечно нет долгов никаких, но подумываю на всякий случай что выгоднее – получить лицензию на легковое такси (заодно и по выделенным полосам для автобусов ездить можно будет) или в трудовой зачеркнуть «генеральный директор» и написать «водитель».
Как и обещал, цитирую действующую еще редакцию с полномочиями:
Статья 64. Исполнительные действия
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
(п. 16.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Госдума разрешила им задерживать неплательщиков алиментов

Депутаты Госдумы посчитали необходимым расширить полномочия приставов-исполнителей в отношении неплательщиков алиментов: сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП), согласно принятому в третьем чтении законопроекту, смогут задерживать таких должников. По мнению авторов законопроекта, данная мера поможет ускорить процесс производства по соответствующим административным делам, а также разгрузит сотрудников правоохранительных органов, к которым сейчас вынуждены обращаться приставы.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, который наделяет судебных приставов новыми полномочиями — задерживать неплательщиков и доставлять к месту составления протокола об административном правонарушении без участия сотрудников МВД. Законопроект вносит изменения в две статьи КоАП — 27.2 («Доставление») и 278.3 («Административное задержание»). Как отмечалось в пояснительной записке к документу, «нередко должники по исполнительным документам о взыскании задолженности по алиментам не являются по вызову судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении, но в настоящее время должностные лица ФССП России не имеют права применять в их отношении такие меры обеспечения производства, как доставление и административное задержание».

Авторы законопроекта отмечают, что по иным составам административных правонарушений судебные приставы наделены соответствующими полномочиями. Чтобы применить доставление и административное задержание, сотрудники ФССП обращаются за содействием к сотрудникам полиции, что «замедляет процесс производства по делу об административном правонарушении, создает дополнительную нагрузку для органов внутренних дел и усложняет процедуру привлечения к административной ответственности».

В настоящее время неуплата алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей карается административным арестом на срок до 15 суток или штрафом до 20 тыс. руб., а в случае повторного нарушения может быть возбуждено уголовное дело, максимальный срок наказания по которому может достигать года лишения свободы. Однако, как объяснял ранее один из авторов проекта, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, уголовная ответственность предусмотрена только для тех лиц, которые ранее уже были привлечены к административной: «Поэтому задержки в привлечении таких должников к административной ответственности затрудняют применение последующих уголовных мер воздействия».

Зачем приставом решили дать полномочия задерживать должников по алиментам

В марте главой ФССП был назначен Дмитрий Аристов, который назвал одной из приоритетных задач службы именно взыскание долгов по выплатам алиментов. По данным на 1 января, в ФССП находилось 875 тыс. исполнительных производств по неуплате алиментов, общая сумма взысканных алиментов за прошлый, 2016 год составила около 21 млрд руб. За первые пять месяцев 2017 года в Пограничной службе ФСБ России находилось 2,4 млн постановлений о временном ограничении на выезд должников, что более чем на 55% превышало показатель за аналогичный период 2016 года. Отметим, что 526,7 тыс. постановлений были именно о неплательщиках алиментов.

Господин Крашенинников также объяснял, что судебные приставы-исполнители наделяются полномочиями по задержанию и доставлению неплательщиков «при выявлении административного правонарушения по неуплате алиментов в течение двух и более месяцев»: «Такая мера будет касаться должников, которые не оплачивают содержание своих несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей или нетрудоспособных родителей».

В пояснительной записке также напоминается, что в июле 2016 года в КоАП была введена статья 5.35.1, предусматривающая административную ответственность за неуплату без уважительных причин на содержание детей или нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. По данным ФССП России, с момента вступления в силу поправок было возбуждено более 10 тыс. дел об административных правонарушениях, а «в результате применения мер административного воздействия» должники погасили задолженность по алиментам на сумму более 34 млн руб.

Почему должников по алиментам запишут в пропавшие без вести

Неплательщики алиментов, которых судебным приставам не удается разыскать в течение года, будут признаны судом «безвестно отсутствующими». Такая норма содержится в законопроекте, внесенном в Госдуму правительством РФ в октябре. Детям в таком случае положены пенсии по потере кормильца, должников же уволят с работы и снимут с регистрационного учета. В работе у приставов сейчас 50 тыс. производств к алиментщикам со сроком исполнения более года: по мнению отдельных экспертов, в случае признания их пропавшими казне придется дополнительно выплачивать до 3 млрд руб. в качестве пенсий ежегодно.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Что нового в полномочиях судебных приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru