В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Чем занимаются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов?».
53. Структура и состав службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов. Их права и обязанности
Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны. Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с организацией судебного процесса, обеспечением условий для соблюдения его установленного законом порядка. То и другое обусловливает необходимость проведения определенных действий, а иногда и противодействия лицам, препятствующим нормальному отправлению правосудия.
С учетом сложившегося положения в 1997 г. в России приняты федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Согласно Федеральному закону «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов: – обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;– выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
– исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
55. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Цели и направления прокурорской деятельности
В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность.
Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.
Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Следует заметить, что сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением Указов Президента РФ.
Закон о прокуратуре выделяет в надзоре четыре направления:
– надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
Нотариат: функции, организация, контроль и надзор за его деятельностью.
Нотариатом называется система государственных органов, должностных лиц и граждан, которым законом предоставлено право осуществления различных нотариальных действий в целях обеспечения защиты права и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Основная задача нотариата – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
Нотариальные действия предусмотрены законом и заключаются:
в удостоверении сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);
выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе;
свидетельстве верности копии документа, подписи и перевода;
удостоверении различного рода фактов;
принятии мер к охране наследственного имущества и др.
Нотариальные действия осуществляются в определенном законом порядке, по строго регламентированным правилам, несоблюдение которых приводит к признанию нотариального акта недействительным.
Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, в особенности с осуществлением правосудия по гражданским делам. Удостоверяя бесспорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но, в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.
В настоящее время нотариальными органами являются государственные нотариальные конторы и конторы нотариусов, занимающихся частной практикой. Реестр нотариальных контор ведет Минюст РФ.
Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Федеральный закон от 21.07.1997 (ред. от 03.07.2016) «О судебных приставах». Существуют с 01.01.99.
— обеспечивать в суде безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
— обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
— поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;
— выполнять распоряжения председателя суда, по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
— осуществлять охрану здания, помещений суда (осуществлять круглосуточную охрану при необходимости)
— осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;
— осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда
— обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц ФССП
— при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
— на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина обеспечивать препровождение иностранных в указанные специальные учреждения/до пункта пропуска через Государственную границу;
— взаимодействовать с сотрудниками ОВД, осуществляющих конвоирование и охрану лиц, содержащихся под стражей
— проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям, связанных с применением физической силы, огнестрельного оружия;
— оказывать ОВД содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда входить в жилые помещения
проверять документы, удостоверяющие личность и осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях судов
не допускать в здание суда, лиц, имеющих при себе оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам ОВД
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие( при этом обязан предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, достаточно времени для выполнения своих требований)
Взаимодействие судей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка в деятельности судов Чувашии Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Корнеева О.В.,
Текст научной работы на тему «Взаимодействие судей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка в деятельности судов Чувашии»
5. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
Вывод. В период реформы уголовного законодательства осуществлено дальнейшее совершенствование системы квалифицирующих признаков умышленного убийства. Закрепленные в ч. 2 ст. 105 УК РФ 1996 г. квалифицирующие признаки с точки зрения редакционной их формулировки являются более совершенными. Это создает предпосылки для правильной квалификации действий преступника, индивидуализации ответственности, назначению справедливого наказания, а, следовательно, и к эффективной уголовно-правовой охране права человека на жизнь.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУДЕЙ И СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ЧУВАШИИ
В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, утвержденным Приказом МЮ РФ от 18 августа 2000 г., одной из основных задач данного Управления является обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения актов судебных и других органов. В целях выполнения этих задач в соответствии с федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» 5 января 1998 г. образована служба судебных приставов, возглавляемая заместителем начальника Управления — Главным судебным приставом по ЧР.
Судебные приставы подразделяются на две службы: приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) и приставы-исполнители. У каждой из этих служб — свои задачи и вместе с тем они в своей деятельности должны тесно взаимодействовать. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава по ОУПДС входят осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий. В этих случаях судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители могут и должны работать вместе. * 209
Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
Марийский юридический вестник
В то же время, если проанализировать содержание указанной статьи, то можно сделать вывод, что в деятельности судебных приставов по ОУПДС приоритетное значение имеет обеспечение безопасности в судах, а исполнение судебных решений как бы является вспомогательной задачей. И сделано это не случайно. Именно судейское сообщество инициировало принятие данного Закона. Его проект был внесен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом РФ. Поскольку в то время организационное обеспечение судов общей юрисдикции продолжало осуществлять Министерство юстиции РФ, то подчинение этому органу судебных приставов, поддерживающих порядок в судах, являлось вполне оправданным, хотя уже тогда особой радости у судей это не вызывало. К сожалению, опасения судей оправдались. Интересы судебной власти у Минюста России по значимости оказались вновь на втором месте.
Такое положение с судебными приставами по ОУПДС являлось предметом неоднократного рассмотрения на заседаниях Совета судей РФ и принятия ряда постановлений: «О передаче службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в систему судебного департамента при Верховном Суде РФ» (от 28 апреля 2000 г. № 31), «О ходе исполнения Федерального закона «О судебных приставах» (от 20 апреля 2001 г. № 54), «О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции» (от 16 ноября 2001 г. № 68), Кроме того, V Всероссийский съезд судей принял 29 ноября 2000 г. постановление «О судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов». Во всех вышеназванных нормативных актах отмечается, что судебные приставы по ОУПДС так и не начали функционировать в полном объеме, и подчеркивается необходимость срочной передачи их в законодательном порядке в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Однако до настоящего времени данный вопрос остается не решенным, что значительно усложняет нормальную работу судов.
В связи с участившимися в последнее время сигналами о неудовлетворительной работе судебных приставов по ОУПДС Управлением судебного департамента РФ по ЧР была проанализирована их работа в ряде районных и Новочебоксарском судах. Анализ показал, что во многих районных судах и судебных участках ЧР судебные приставы по ОУПДС в основном используются по назначению. Их расстановка, перемещение, организация учебного процесса производится с учетом интересов судей и по согласованию с председателями судов. Отмечена положительная работа по организации деятельности судебных приставов по ОУПДС в ряде районных судов. 210
5. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
Например, в Янтиковском районном суде судебные приставы по ОУПДС за 8 месяцев текущего года участвовали в 137 процессах. Они осуществили 9 приводов граждан на процесс по определению районного судьи. Работа судебными приставами выполнялась своевременно, качественно и добросовестно. В Козловском районном суде судебный пристав по ОУПДС в истекшем году участвовал в 87 судебных заседаниях, осуществил 48 приводов, обеспечивал надежную охрану и нормальный общественный порядок в суде, в тесном взаимодействии с конвойным подразделением отдела внутренних дел обеспечивая безопасность подсудимых.
В то же время, исходя из анализа представленных сведений, можно сделать вывод, что не все районные суды и мировые судьи республики довольны работой судебных приставов по ОУПДС. Из-за малой штатной численности они не в состоянии выполнять в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Например, в Канашском районном суде на 10 федеральных и 5 мировых судей только 2 судебных пристава по ОУПДС. На некоторых судебных участках вообще их нет.
Несомненно, отсутствие судебного пристава по ОУПДС вызывает серьезные опасения, тем более, что здания многих судебных участков находятся в отдаленных частях города. Были случаи, когда работникам аппарата судебных участков города Чебоксары самим приходилось выдворять из здания лиц, нарушающих установленный порядок.
Часто во время нахождения судебных приставов по ОУПДС в отпусках, никто их не замещает, что ведет к нарушению пропускного режима в здании суда, создает угрозу безопасности судей, работников аппарата суда и участников судебного процесса. Нередко дела рассматриваются одновременно в нескольких судах, что делает невозможным присутствие пристава по ОУПДС на многих заседаниях. В ряде районных судов республики они используются не по назначению, без учета интересов суда и без согласования с председателем суда.
Создание службы судебных приставов и закрепление их за судами способствовало значительному улучшению работы судов. В то же время в их деятельности еще имеются недостатки. Хочется надеяться, что законодательная власть в ходе проведения судебной реформы не оставит эту службу без внимания. 211
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Чем занимаются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов» в комментариях.
