Чем регулируется деятельность судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Чем регулируется деятельность судебных приставов?».

1.3 Правовое регулирование деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации

Правовое регулирование деятельности судебных приставов (ст.2 Закона «О судебных приставах», п.3 Положения о ФССП) осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства России, международными договорами РФ, актами Минюста России и самим Положением.

В период СССР исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным правом, поскольку в теории оно рассматривалось как завершающая стадия гражданского судопроизводства, — стадия исполнения судебных постановлений. Нормы, регулирующие исполнительное производство и деятельность судебных исполнителей, были размещены в разделе пятом в Приложение к ГПК РСФСР. Судебные исполнители прикреплялись к судам, осуществляли свою деятельность под контролем судей и были им подчинены. Их деятельность регулировалась и рядом инструкций Минюста СССР.

Деятельность судебных исполнителей РФ на основании этих документов продолжалась вплоть до 1997 г., когда были приняты федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», что означало начало реформы системы принудительного исполнения в России. Однако принятые законы противоречили действующему ГПК РСФСР до принятия 1 февраля 2003 г. нового ГПК России, который устранил существовавшие противоречия, как в правилах исполнения, так и в наименовании органов исполнения и их подчиненности.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона об ИП, законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из названного Закона, Закона о СП и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Конституция России не содержит норм, регулирующих исполнительное производство, но ряд ее норм, в частности, ст.2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», означают обязанность со стороны государства соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве.

К нормативно-правовым актам, регулирующих вопросы исполнительного производства, относятся федеральные конституционные законы, посвященные формированию и деятельности органов исполнительной и судебной властей, в т.ч. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и ряд других.

К числу федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц относятся и основные нормативные акты, регулирующие процессуальные и материальные правоотношения, как ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ, Семейный Кодекс РФ и другие.

В ГПК имеется целый ряд статей, регулирующих различные вопросы: ст.203 ГПК – вопросы отсрочки или рассрочки исполнения решения, способа и порядка исполнения решения, ст.446 ГПК — перечень видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание и ряд других. АПК РФ также содержит статьи посвященные общим вопросам исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами: ст.ст. 319-323 АПК — порядок выдачи исполнительного листа, ст. ст.325-326 АПК — поворот исполнения судебного акта и другие.

ГК содержит нормы о представительстве, порядке выдачи доверенности (гл. 10), о порядке проведения торгов (ст. 447-449) и некоторые другие нормы. СК регулирует порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), порядок уплаты и взыскания алиментов (гл. 17).ТК закрепляет наиболее важные вопросы, связанные с порядком защиты трудовых прав и разрешением трудовых споров, в частности, способы защиты трудовых прав работников (ст. 352), компетенция комиссии по трудовым спорам (ст. 385), порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам (ст. 389) и другие.

Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать Закону об ИП (ч.2 ст.3).

Согласно ч.4 Закона об ИП определен приоритет международных договоров: Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятой в1958г.; Гаагской конвенции 1961г. и др. международных договоров.

Регулирование деятельности ФССП осуществляется:

— постановлениями Конституционного Суда РФ по спорным вопросам, которые были предметом разбирательства в Конституционном Суде: нормы об исполнительных документах, исполнительском сборе и др. вопросы;

— рядом подзаконных нормативных актов, например, постановление Правительства РФ от 07.07.1998 N 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества», постановление Правительства РФ от 27.05.1998 N 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» и т.д.;

— на основании обобщения судебной и иной правоприменительной практики в виде постановлений пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 15 «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»). 16

Учитывая сложное содержание системы норм исполнительного производства, представляется, что необходима систематизация законодательства об исполнительном производстве в целях повышения эффективности принудительного исполнения, как судебных решений, так и других юрисдикционных актов.

Исследователи в области исполнительного производства ведут дискуссии по вопросам создания Исполнительного кодекса России, улучшения организации и деятельности ФССП, совершенствованию законодательства в уголовной и административной сфере, применяемого в процессе исполнительного производства. Предлагается с целью устранения пробелов в исполнительном законодательстве свести воедино разрозненные положения федерального законодательства, регулирующие вопросы исполнительного производства, необходима кодификация исполнительного законодательства в форме Исполнительно-процессуального кодекса.

Следует отметить, что в настоящее время между учеными-правоведами идет интенсивная дискуссия по поводу введения в России института частного судебного пристава, т.е. децентрализации системы исполнения в целях повышения эффективности исполнительного производства и снижения в этой части финансовой нагрузки государства, поскольку все основные траты обеспечения процесса исполнения в России несет государство.

Еще в 1917 г. судебные приставы попытались создать Всероссийский союз судебных приставов. На учредительном съезде судебный пристав Московского столичного мирового съезда Е.А. Соловьев выдвигал идею о модели организации профессии судебного пристава, «когда последний действует как свободный и независимый профессионал, самостоятельно организующий свою деятельность и несущий полную ответственность за результаты своей работы». Необходимо перейти от «личного подчинения агентов исполнительной власти в порядке иерархии к самостоятельному выполнению этими агентами закона», т.е. некой автономии организации приставов, в целях улучшения качества их работы и повышения ответственности. 17

Наиболее приспособленной к потребностям современного общества и государства признается частноправовая модель принудительного исполнения, участие в исполнительном процессе частных приставов, исполняющих юрисдикционные акты по договору.

Возможность «приватизации» исполнительного производства была высказана В. В. Ярковым, полагающим, что «приватизация» правоприменительной деятельности является одним из наиболее перспективных направления развития системы гражданской юрисдикции. 18

Следует определиться с оптимальной моделью исполнения , так как модель исполнения зависит не только от формы организации профессии судебного пристава. Недостатками функционирования частных систем исполнения являются более сложный механизм сбора данных о результатах работы частных исполнителей, снижение возможности объективной оценки эффективности частной системы исполнения; возрастание расходов сторон исполнительного производства и неохотное сотрудничество со стороны публичных органов власти, осуществляющих правоохранительные функции с частными исполнителями и ряд других.

Предлагается предусмотреть равные права и обязанности для частных и государственных приставов: государственный пристав будет взыскивать в пользу государства, а частный — в пользу иных лиц. Из компетенции частного пристава исключается взысканий, выданных в интересах бюджетов всех уровней или в пользу получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или муниципального образования.

Большинство членов межведомственной рабочей группы по подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ пришли к выводу о преждевременности нормативной реализации идеи об организации частных судебных приставов, не исключая такой концепции для России в будущем. В настоящее время законодатель идет по пути увеличения полномочий ФССП России и появление в ближайшее время частного института не предполагается, с чем нельзя не согласиться.

Подводя итоги первой главы квалификационной работы, следует отметить, что одной из актуальных проблем современного исполнительного производства является отсутствие систематизации законодательства, посвященного этой отрасли. Законодательство об исполнительном производстве включает в себя значительное количество, как законов, так и подзаконных актов, число которых только увеличивается. В связи с этим, сотрудники ФССП в своей деятельности вынуждены обращаться к большому количеству источников, зачастую содержащих противоречивые правила, что вызывает определенные трудности в правоприменительной практике.

Деятельность служб судебных приставов в РФ

1. Нормативно-правовая база регулирования деятельности служб судебных приставов в РФ.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность службы судебных приставов в РФ, являются:
• ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах»;
• ФЗ от 21.07.1997г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
• Указ Президента РФ от 13.10.2004г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
• Приказ Минюста РФ от 09.04.2007г. №69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов»;
• Приказ ФССП РФ от 03.08.2006г. №96 «Об утверждении служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов» и др.
2. Федеральная служба судебных приставов РФ.
В настоящий момент в составе Министерства Юстиции России действует Федеральная служба судебных приставов, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
3) управление территориальными органами ФССП России (далее – территориальные органы).
ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации. В территориальный орган ФССП России входят:
аппарат управления территориального органа ФССП России;
структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами.
Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель – главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, который также имеет заместителей.
На территории Волгоградской области действует Управление Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области, которое находится в г. Волгограде.
3. Права судебных приставов – исполнителей при обеспечении принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам.
ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах», ст. 12
Судебный пристав – исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Законы и приказы, регулирующие деятельность судебных приставов

Деятельность любых сотрудников, относящихся к государственным служащим, регламентируется специальными законами. Это касается и специалистов ФССП, которые работают в соответствии с законом о судебных приставах. Подробнее об этом и других нормативно-правовых актах, касающихся деятельности ФССП, читайте далее в статье.

Федеральный закон

Закон «О судебных приставах» № 118 был принят 04.07.1997 года. Как и многие другие законодательные акты, он постоянно подвергается изменениям и дополнениям.

На некоторые статьи ФЗ о приставах следует обратить особое внимание. Например, ст. 10 закона посвящена полномочиям старшего пристава. Так как он возглавляет определенное отделение службы приставов, за ним закрепляется множество важных обязанностей. Вот некоторые из них:

  • организация работы подразделения;
  • обеспечение мер исполнения подчиненными судебных актов;
  • контроль над нижестоящими исполнителями;
  • подготовка охраны здания при необходимости;
  • организация розыска должника и его имущества и др.

Также стоит обратить внимание на содержание ряда статей, посвященных обязанностям работников службы, трудящихся в разных направлениях. Статья 11 ФЗ 118 о судебных приставах посвящена функциям сотрудников ФССП, занимающихся обеспечением установленного порядка деятельности судов.

В ст. 12 ФЗ о судебных приставах говорится об обязанностях тех сотрудников, которые непосредственно работают с должниками и взыскателями, возбуждают производства на основании поданных исполнительных документов.

Поскольку деятельность сотрудников является проявлением государственной власти, в силу ст. 14 ФЗ о судебных приставах, его требования являются обязательными для исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ.

Работники ФССП, ответственные за обеспечение установленного порядка деятельности судов, вправе использовать только те методы, которые указаны в законе о судебных приставах. Это:

  • применение физической силы (ст. 16);
  • использование спецсредств (ст. 17);
  • применение огнестрельного оружия (ст. 18).

Помимо названного ФЗ деятельность приставов регламентируется несколькими приказами.

Такой нормативный акт как 164 приказ ФССП по ОУПДС посвящен порядку осуществления принудительного привода граждан исполнителями, работающими в судах. Если дело касается разбирательства по правилам гражданского судопроизводства, в случае неявки одной из заинтересованных сторон (истца или ответчика) на заседания, рассмотрение дела откладывается, либо суд выносит заочное решение.

Но во время рассмотрения уголовных дел обязательно присутствие обвиняемого или особого свидетеля, обладающего важными показаниями. Именно в этих случаях приставы исполняют обязанность принудительного привода гражданина в зал заседания, предоставленную решением суда или прокурора.

Этот приказ, принятый 11.12.2015 г., утверждает Инструкцию о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в ФССП.

В отношении ФССП России приказ 586 определяет:

  • порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и спецсредств;
  • организацию приобретения, передачи, учета, перевозки и транспортирования, утилизации и уничтожения огнестрельного и холодного оружия и патронов к нему;
  • процесс обеспечения оружием и патронами должностных лиц ФССП России, уполномоченных на его ношение в силу закона.

Те приставы, которые работают в зданиях суда, руководствуются также 596 приказом ФССП по ОУПДС о порядке организации деятельности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В частности, этим документов устанавливаются следующие обязанности:

  • обеспечение безопасности судей и других участников процесса в зданиях, помещениях судов, а также при выполнении отдельных процессуальных действий за их пределами;
  • обеспечение безопасности доставки уголовного дела, вещдоков;
  • поддержание общественного порядка в зданиях, помещениях судов;
  • выполнение распоряжений председателя суда, касающихся обеспечения порядка;
  • осуществление охраны и т.п.

Этот приказ посвящен специальной подготовке сотрудников ФССП. В частности, 620 приказ ФССП России определяет, в каком порядке осуществляется организация спецподготовки, особенности физподготовки как одной из ее составляющих. В документе представлены различные нормативы по упражнениям, которые должен уметь выполнять судебный пристав для дальнейшего использования в своей профессиональной деятельности (в том числе, с использованием оружия).

Рассмотренный нами закон о приставах и об исполнительном производстве обязателен для всех сотрудников без исключения, поскольку за исполнением существующих в нем положений осуществляется прокурорский надзор.

Незаконные действия сотрудников ФССП караются привлечением к соответствующему виду ответственности. Например, ущерб, причиненный гражданам и организациям, подлежит возмещению в соответствии с нормами гражданского законодательства. В то же время влекут за собой привлечение к административной ответственности, а преступления – к уголовной.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Чем регулируется деятельность судебных приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru