В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Частный пристав что это такое?».
megr › Блог › Законопроект о частных судебных приставах внесут весной
Поправки подготовлены рабочей группой при Минюсте. Гражданам и компаниям будет предоставлен выбор — доверить взыскание ФССП или частным структурам
В России появятся частные судебные приставы-исполнители, которые будут действовать параллельно с государственными приставами. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию, после согласования во всех заинтересованных ведомствах. Он подготовлен рабочей группой при Минюсте под руководством бывшего замминистра Владимира Зубрина.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, введение института частных судебных приставов необходимо для повышения эффективности системы правосудия. Нынешнее исполнительное производство признается неэффективным. Так, по данным на 2012 год, доля оконченных фактическим исполнением производств в системе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) составляет менее половины (45,4%), а по суммам отношение взысканной задолженности к подлежащей взысканию составляет 18,5%. Остаток невзысканных сумм достигает 2 трлн рублей. При этом, как указано в документе, максимально эффективно исполняются документы, связанные со взысканием налоговых платежей и штрафов, а взыскание в интересах граждан и организаций осуществляется менее успешно.
— Причинами низкой эффективности исполнительного производства является большая нагрузка на ФССП в целом и на отдельных приставов-исполнителей в частности (на каждого из них приходится более 2 тыс. исполнительных производств), — считает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
В целях повышения эффективности правосудия законопроект предусматривает введение института частных судебных приставов-исполнителей параллельно с государственной системой исполнения судебных решений.
Взыскателям (гражданам и организациям) будет предоставляться право выбора варианта исполнения решения суда — через государственных или частных приставов. Объем полномочий у государственных и частных приставов будет одинаковым. Но вооружены частники не будут.
Согласно законопроекту, частным судебным приставом может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного судебного пристава-исполнителя в течение шести месяцев, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов. Частным судебным приставом-исполнителем не может выступать человек, признанный в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее уволенный «по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и органов юстиции». Должники по исполнительному производству и лишенные лицензии государственные приставы.
В законопроекте указано, что частный судебный пристав сможет «принять все исполнительные документы, за исключением исполнительных документов о взыскании с государства и в пользу государства».
Предложенная система исполнения судебных актов, по мнению разработчиков законопроекта, позволит не только повысить эффективность исполнения судебных актов (увеличит процент исполнения судебных актов) для частных взыскателей, но также позволит разгрузить ФССП, тем самым значительно снизятся расходы государства на содержание данного института. Также будет снижена нагрузка на судебную систему, так как большинство жалоб, поступающих в суды по поводу исполнительного производства, связано с бездействием судебных приставов-исполнителей.
Также наличие конкуренции между частными судебными приставами-исполнителями позволит ускорить модернизацию системы исполнения судебных решений, привлечь в нее дополнительные ресурсы и кадры. Возможность обращения к частным приставам-исполнителям снизит количество коррупционных преступлений в системе исполнительного производства, поскольку вместо подкупа будет возможность открытого и прозрачного дополнительного финансирования процесса розыска имущества и исполнения судебных актов, отмечается в пояснительной записке.
Частных судебных приставов объединят в систему палат по региональному принципу.
Юристы, опрошенные «Известиями», положительно восприняли новацию.
— Эффективность существующей системы принудительного исполнения крайне мала — об этом свидетельствуют низкие показатели исполнения решений судов и других органов, — утверждает юрист компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров. — Введение института частных судебных приставов может стать действенным механизмом повышения ее качества.
По словам партнера адвокатского бюро DS Law Натальи Рясиной, плюсы введения института частных приставов налицо: это и снижение загруженности федеральной службы, и повышение эффективности исполнения судебных актов, и, как следствие, повышение эффективности системы правосудия в общем.
Однако юрист компании «Хренов и партнеры» Алексей Долгов отмечает, что законопроект является недоработанным и не ведет к достижению тех целей, которые обозначены в пояснительной записке. В частности, в документе говорится о снижении коррупциогенности в сфере исполнительного производства за счет возможности открытого и прозрачного дополнительного финансирования процесса розыска имущества и исполнения судебных актов. Между тем в законопроекте не установлен механизм такого финансирования, а оплату услуг частных приставов предлагается осуществлять посредством исполнительского сбора в порядке, определенном законодательством.
— В соответствии с законодательством исполнительский сбор равен 7% от суммы задолженности, взыскивается с должника только после взыскания долга и в ряде случаев взысканию не подлежит, а также может быть снижен судом, — поясняет Долгов. — Такой подход к финансированию частных приставов в корне неверен. Частный пристав должен иметь право по соглашению со взыскателем на получение вознаграждения от взыскателя за свою работу до фактического взыскания долга, независимо от взыскания долга, а также иметь право на премию в случае достижения положительного результата.
Но такое вознаграждение для частных приставов будет нерентабельным, считает юрист AstapovLawers Марина Агальцова.
Тогда станет вопрос, кто будет оплачивать «повышенный» исполнительный сбор? — продолжает собеседница «Известий». — Возложить полностью бремя оплаты повышенного исполнительского сбора на должника будет несоразмерно и неразумно. Поэтому, скорее всего, на государственном уровне будут введены фиксированные ставки для исполнительского сбора или для каждого исполнительского действия.
Уровень цен на услуги частного пристава должен установить рынок, считает Долгов.
— Наличие финансовой привлекательности профессии гарантирует независимость частных приставов, обеспечит наличие на соответствующих должностях квалифицированных специалистов, — указывает собеседник «Известий». — В противном случае коррупция будет процветать и в сфере частных приставов.
Батыров в свою очередь обращает внимание на потенциальную угрозу криминализации деятельности частных приставов-исполнителей в силу специфики и важности их статуса.
— В настоящее время споры по обжалованию действий приставов — весьма распространенное явление, а в случае введения процедуры частных приставов, наверное, неизбежны (особенно на начальном этапе) злоупотребления как в пользу кредиторов (выбивание долгов), так и в пользу должников — неправомерное изменение способа и порядка взыскания, — соглашается партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко.
ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ
начальник полицейской части.
Что такое ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ, ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ это, значение слова ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ, происхождение (этимология) ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ, синонимы к ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ, парадигма (формы слова) ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ в других словарях
«Honest disagreement is often a good sign of progress.»
Mahatma Gandhi
«Sweet mercy is nobility’s true badge.»
William Shakespeare
«It is better to know some of the questions than all of the answers.»
James Thurber
«This is the most joyful day that ever I saw in my pilgrimage on earth.»
Donald Cargill
Чайка направит частных приставов
Не исключено, что в ближайшее время будет проведен эксперимент. Сначала — под особым наблюдением, а дальше — как пойдет. Без преувеличения это предложение можно назвать революционным: впервые в истории России исполнять судебное решение будет не государственный чиновник, а независимый специалист.
Сейчас подобные функции считаются исключительно прерогативой государства. Парадокс в том, что хотя нередко критикуют исполнительную власть за низкую, как полагают многие, исполнительность судебных решений, но у проекта создания частных судебных приставов есть немало оппонентов. Зато среди сторонников идеи — министр юстиции Юрий Чайка.
Эта новация вчера обсуждалась на коллегии Министерства юстиции РФ.
— Ряд проблем Федеральной службы судебных приставов носит объективный характер, — сказал Юрий Чайка. — Например, несовершенство законодательства. Но главное, это как служба сама организовала свою работу? Остро стоит вопрос с коррупцией. Допускаются ошибки, в том числе и из-за низкой правовой квалификации. Поэтому я бы хотел услышать конкретные предложения по внедрению новых технологий, борьбе с коррупцией, о законодательных инициативах.
В свою очередь глава Федеральной службы судебных приставов сообщил, что в этом году уровень исполнения судебных решений вырос до шестидесяти процентов. Кроме того, за последние пять месяцев приставам удалось разыскать имущества на сумму свыше пяти миллиардов рублей, и это в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Николай Винниченко подтвердил, что его ведомство участвует в разработке эксперимента по созданию частных судебных приставов. Надо сразу оговориться, что даже если все пройдет удачно, федеральная служба судебных приставов останется на месте и никуда не исчезнет. Только, возможно, ее переименуют в службу государственных приставов, как полагают в минюсте, это более точное название. Ведь уже сегодня федеральная служба занимается исполнением не только судебных решений, но и постановлений государственных органов, например, таможни или налоговой инспекции.
В идеале, как предполагает министр юстиции, у гражданина будет выбор, куда обратиться: в государственную службу или частную. Конечно, словосочетание «частный судебный пристав» звучит непривычно для российского уха.
Против создания частных приставов высказывались например и некоторые судьи. Однако во многих странах частники-исполнители зарекомендовали себя с лучшей стороны.
А как будет у нас? По проекту частные приставы должны работать под контролем государства и строго по закону. Требования будут жесткие: специальная подготовка (отнюдь не физическая, а юридическая), кандидатам придется сдавать экзамены и получать лицензии. Но, оговоримся, пока все это лишь проекты.
А Федеральная служба судебных приставов, как сообщил вчера Николай Винниченко, создает единую информационную систему, которая соединит все подразделения. В ней будут единые базы данных. С их помощью, как надеются приставы, будет гораздо легче искать имущество должников и самих должников.
— На разыскную деятельность затрачиваются колоссальные бюджетные средства, — сказал Николай Винниченко. — Поэтому необходимо наряду с совершенствованием механизмов разыскной деятельности ввести в качестве альтернативной меры процедуру объявления ответчиком перед судом перечня всего принадлежащего ему имущества. За предоставление неверной информации необходимо ввести санкции.
Кстати, в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов работает круглосуточная «горячая линия», куда можно позвонить и пожаловаться на неисполнительность приставов, грубость или что-то еще. И меры, как уверяют руководители, обязательно будут приняты.
Как показывает практика, больше всего люди жалуются на то, что «зависают» решения судов о взыскании алиментов. Причин здесь много, как сказал Николай Винниченко, это и отсутствие во многих регионах работы, и выплаты зарплаты по «черным» ведомостям, и трудовые миграции. А сами алиментщики успешно бегают и от исполнительного листа, и от статьи. Потому что привлекать к ответственности должны милицейские следователи, а у них и другой работы хватает. Поэтому в минюсте разрабатывается законопроект, согласно которому статья Уголовного кодекса за уклонение от алиментов будет отнесена к подследственности дознавателей службы судебных приставов.
Другая проблема — море бумаг, в котором можно захлебнуться и опытному приставу. Поэтому его надо как-то разгрузить, чтобы руки доходили до самых важных дел.
Отдельно на коллегии зашла речь о наделении судебных приставов правом на оперативно-разыскную деятельность: в какой форме это можно сделать и надо ли? Однозначного мнения на этот счет нет. Один из законопроектов, подготовленных по этому поводу службой судебных приставов, вернулся с отрицательным отзывом. Как пояснил вчера Юрий Чайка, нельзя ставить вопрос о наделении правом оперативно-разыскной деятельности для розыска имущества в рамках исполнительного производства. Это, на взгляд специалистов, неправильно и незаконно. На коллегии один из выступавших — заместитель руководителя департамента минюста даже сказал, мол, хватит муссировать этот вопрос, он поднимается немотивированно, забудьте, лучше заняться другими проблемами. Но все же пока тема не закрыта. Обсуждаются варианты, когда приставы могут получить право на оперативную деятельность, кроме оперативно-технических мероприятий (прослушки), в рамках расследования уголовных дел. К какому мнению в итоге придут в минюсте и с чем согласятся в правительстве и федеральном собрании, сейчас не предскажешь.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Частный пристав что это такое» в комментариях.
