В каких случаях гражданин не может быть судебным приставом

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «В каких случаях гражданин не может быть судебным приставом?».

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. 1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».
3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Комментарий к статье 3
1. В комментируемой статье разъяснением, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, подчеркнута его значимость и значимость выполняемых им функций.
В соответствии с перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. N 462, должность старшего судебного пристава отнесена к ведущей должности, а должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава — исполнителя — к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти (приложение N 9).
Таким образом, к кандидатам на должность судебного пристава как государственного служащего федерального органа государственной власти, наряду со специальными требованиями, указанными в пп. 1 и 3 этой статьи, предъявляются и общие требования, установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ.
Эти требования сводятся к следующему:
Кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, владеющий государственным (т.е. русским) языком.
Он не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (т.е. судебный пристав — старший судебный пристав в одном подразделении судебных приставов; старший судебный пристав — главный судебный пристав одного и того же субъекта Российской Федерации; главный судебный пристав субъекта Российской Федерации — главный судебный пристав России);
наличия гражданства иностранного государства за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
отказа от представления в органы налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющемся объектом налогообложения (ст. 12, 21 названного выше Закона).
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января 1996 г. N 123 установлено, что для занятия ведущей государственной должности (старший судебный пристав) требуется стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет, а для занятия старшей государственной должности (судебный пристав) — стаж работы по специальности не менее трех лет.
Представляется, что в отношении старших судебных приставов и судебных приставов в стаж работы по специальности может входить служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, работа в правоохранительных и правоприменительных органах, а также в юрисконсульских службах учреждений и организаций.
2. Учитывая специфичность должностных обязанностей судебного пристава (ст. 15 — 18 Закона) законодатель ввел специальные условия для занятия этой должности.
Как явствует из пп. 1 и 3 статьи судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации не моложе 20 лет, не имеющий судимости, со средним (общим или специальным) образованием, а старший судебный пристав — с высшим юридическим образованием, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. (В части образования судебных приставов следует подчеркнуть желательность замещения их должностей лицами, имеющими высшее юридическое образование. Такая мера диктуется сложностью выполняемых ими задач, необходимостью знания и умения применять законодательство по многим отраслям права. Именно в расчете на такое положение должность судебного пристава отнесена к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», требующей наличия высшего образования.)
Названные критерии должны быть подтверждены:
возраст — паспортными данными,
образование — соответствующим документом (аттестатом, дипломом и т.п.),
состояние здоровья — медицинским заключением об отсутствии противопоказаний к владению оружием (это требование установлено Федеральным законом «Об оружии», в соответствии с которым перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации),
отсутствие судимости — соответствующей справкой органов внутренних дел, которая может быть получена по запросу службы судебных приставов .
———————————
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации «О мерах по обеспечению органов юстиции субъектов Российской Федерации сведениями о судимости на лиц, назначаемых на должности судебных приставов» от 24.07.98 N 473/84.
Что же касается деловых и личных качеств претендента на должность судебного пристава, то определение этих двух критериев выявит и уточнит практика применения этой нормы Закона.
Во всяком случае кандидат не должен совершать административные правонарушения, он должен выполнять общепринятые правила поведения, добросовестно относиться к своим должностным обязанностям по прежнему месту службы или работы.
Выяснению деловых и личных качеств претендента безусловно будет способствовать проведение конкурса на замещение вакантной должности судебного пристава (при отсутствии резерва на эту должность), предусмотренного Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 604, и испытательный срок при приеме на работу, продолжительностью от трех до шести месяцев, установленный ст. 23 упомянутого Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
3. Значимость должности судебного пристава и выполняемых им функций подчеркнута также введением присяги судебного пристава, которая должна приноситься им после окончания испытательного срока в торжественной обстановке, очевидно, перед подразделением судебных приставов.

К вопросу о защите прав гражданина-должника в исполнительном производстве.

доцент кафедры юриспруденции НОУ ВПО «КАПА», адвокат, кандидат юридических наук

Исполнительное право не предполагает равенства сторон в процессе исполнительного производства, и принцип защиты гражданских прав должника распро­страняется только на неимущественные отношения, связанные с уважением чести и достоинства. Что же касается имущественных прав, то их охрана ограни­чивается минимальными пределами, необходимыми для существования должника-гражданина и членов его семьи. Таким образом, если взыскатель наделен приоритетом защиты своих имущественных прав по отношению к должнику, то последний, в силу самого предназначения исполнительного производства, в них ограничен до минимума, необходимого для выживания.

Данное положение законодательства об исполни­тельном производстве поддержал и Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 июля 2007 г. № 10-П, объясняя свою правовую позицию тем, что федеральный законодатель в рамках своей конституционной дискреции, применяя правовой механизм принудительного взыскания, в том числе и ограничивающий права должника, должен в первую очередь заботиться об обязательности действия прин­ципа исполняемости судебных решений.

Все это бесспорно и в идеале отвечает назначению исполнительного производства, однако в реальной жизни встречаются ситуации, когда недобросовестные взыскатели, злоупотребляя превенцией своих прав, причиняют серьезный имущественный вред должнику, оказавшемуся с точки зрения права абсолютно не­защищенным. Практика показывает, что для многих граждан-должников возбуждение в отношении них исполнительного производства является неожиданным событием, причем об этом факте они узнают не сразу, а по прошествии длительного периода времени. До­вольно часто такое происходит, когда граждане не про­живают по адресу регистрации, а фактическое место их жительства взыскателем умышленно или без умысла не сообщается, причем ни суду, выносящему постанов­ление в отношении гражданина-должника, который на момент судопроизводства является ответчиком по гражданскому делу, ни службе судебных приставов при подаче заявления. При этом как в суд, так и в службу судебных приставов поступает уведомление о вруче­нии повестки указанному данными органами лицу. На самом деле повестки получает истец, в дальнейшем взыскатель, фактически проживающий по адресу реги­страции должника.

Здесь следует напомнить, что согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» (далее — Закон об исполнительном произ­водстве), должник считается извещенным, если в его от­сутствие повестку вручают кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия.

Как правило, такими «приемами» пользуются разведенные супруги, когда один из них, как правило бывший муж, уходит жить в другую семью, оставаясь за­регистрированным по старому месту проживания.

В практике нередки случаи, когда бывшие мужья регулярно, не подтверждая документально, передава­ли деньги на содержание детей и при этом не знали, что бывшие жены уже несколько месяцев назад получили судебные приказы о взыскании алиментов и в исполни­тельном производстве их долг ежемесячно растет и «об­растает» процентами. Когда же они узнавали об этом и обращались к судебному приставу-исполнителю, то по­следний в силу закона должен был действовать, как мы уже говорили, с учетом примата прав взыскателя.

Например, один из таких должников узнал только через полгода об исполнительном производстве в от­ношении себя и о значительной задолженности, когда арестовали его автомобиль. На вопрос, заданный приставу, почему тот не позвонил ему ни разу, если его мобильный телефон известен, последний ответил, что он не обязан никому звонить, т.к. существуют другие способы уведомления должников. Настораживает то, что формально судебный пристав-исполнитель прав. В таком случае, какого-либо действенного механизма защиты гражданина-должника в таких ситуациях не су­ществует, т.к. обжалование в суде действий судебного пристава-исполнителя требует достаточных к этому оснований, которые необходимо доказать.

Исходя из этого возникает вопрос: так ли уж без­упречен постулат о том, что безусловность судебного решения означает, что исполнение судебного акта (без грубых нарушений прав лиц, в отношении которых он был вынесен) не может быть поставлено в зависимость от наступления какого-либо условия.

Возможно, что одним из главных условий исполне­ния (да и, собственно, принятия тоже) судебного акта, является доказанное надлежащее уведомление о нем должника.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 24 обязывает органы государственной власти, а также их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12 мая 2003 г. № 173-0, в силу не­посредственного действия данной конституционной нормы любая затрагивающая права гражданина информация должна быть ему доступна. Доступность информации о возбужденном в отношении него испол­нительном производстве всецело зависит от судебного пристава-исполнителя.

Федеральный законодатель согласно ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве наделил пристава-исполнителя множественностью способов извещения должника, к которым относятся: повестка с уведомлением о вручении; телефонограмма; телеграм­ма; электронная почта или иной вид связи; доставка ли­цом, которому поручается доставить уведомительный документ. Закон об исполнительном производстве не уточняет, каким именно способом пристав-исполнитель должен воспользоваться, поэтому достаточность про­цесса уведомления гражданина-должника всецело зависит от профессиональных, а иногда и личностных качеств пристава.

Такое положение говорит о довольно значитель­ном законодательном пробеле, влекущем за собой нарушение прав и законных интересов граждан, по разным причинам ставших должниками. Это с одной стороны. С другой, такая дискреция пристава-исполнителя дает неограниченные возможности взыскателю и иным заинтересованным в этом лицам злоупотреблять правом.

Представляется, что использование судебным приставом-исполнителем различных способов извеще­ния гражданина-должника должно быть обязательным, во всяком случае, он должен воспользоваться всеми инструментами уведомления, предоставленными ему законодателем, последовательно применяя их до тех пор, пока лично, а не опосредованно, не будет убеж­ден, что его оппонент извещен надлежащим образом. Во всяком случае, единообразный и формальный под­ход в этом вопросе не способствует решению задач, которые стоят перед исполнительным производством.

Вполне понятно, что в некоторых случаях для этого может понадобиться больше времени, чем то, которое установил законодатель и выработала исполнительная практика, однако у судебного пристава-исполнителя есть возможность воспользоваться своим правом от­ложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок до десяти дней (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве).

Этого времени приставу-исполнителю вполне доста­точно, чтобы достоверно убедиться в действительно надлежащем, фактическом, а не просто формаль­ном, доведении всей необходимой информации до гражданина-должника.

Подводя итог, можно констатировать, что дей­ствующие в настоящее время механизмы реализации прав участников исполнительного производства в полной мере не защищают гражданина-должника и это негативно сказывается на его имущественных правах. Представляется необходимым расширить права последнего на фактическое получение исчер­пывающей информации по исполнительному произ­водству. Соответственно, для реализации данного положения следует ужесточить требования к судеб­ному приставу-исполнителю в этой сфере.

По каким причинам может быть отказано в принятии на должность судебного пристава

По каким причинам может быть отказ на принятие на должность судебным приставом исполнителем.

Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного прстава: 1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. 2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава». 3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. 4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме этого, после подачи кандидатом на должность судебного пристава документов проводится их проверка соответствующими отделами собственной безопасности и соответствующими службыми. Проверка проходит на предмет достоверности сведений,указанных в поданных документах. Недостоверность сведений, указанных в представленных документах может быть основание для отказа в принятии на должность.

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «В каких случаях гражданин не может быть судебным приставом» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru