В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Проверки исполнения законов судебными приставами прокуроры могут проводить?».
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами по существу являются общенадзорными, поэтому для выявления, пресечения и устранения нарушений закона прокурор может использовать весь арсенал средств, предусмотренных Законом о прокуратуре в части надзора за исполнением закона, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Полномочия прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов и определяются правами и обязанностями судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Прокурор уполномочен проводить проверки исполнения законов судебными приставами. Генеральный прокурор Российской Федерации предписывает прокурорам в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов: законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»).
Прокурор вправе провести проверку лично либо поручить ее вышестоящим подразделениям Службы судебных приставов.
В ходе проверки прокурор вправе изучить следующие документы, ведущиеся в Службе: это журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции, журнал учета исполнительных производств и исполнительные производства, журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений, журнал регистрации жалоб и заявлений, различные постановления и акты.
Прокурор вправе истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к его содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность деятельности судебного пристава. Однако изучать неоконченные исполнительные производства прокурор должен в подразделениях Службы судебных приставов по месту их нахождения, не изымать и не истребовать их в прокуратуру.
Из этих документов, а также объяснений судебных приставов прокурор выясняет, в частности:
- • соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;
- • соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (трое суток); направления копии постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (два месяца); рассмотрения и разрешения обращения физических и юридических лиц;
- • наличие фактов бездействия судебных приставов, когда закон предъявляет требования осуществления активных действий, в частности, не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства; принятия мер в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ и т.д.) и розыска скрывшихся должников и их имущества; регистрации обращений (жалоб, заявлений) физических и юридических лиц.
Прокурор проверяет соблюдение законодательства при организации территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров; при осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверяет соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.
Прокурор уполномочен проверять соблюдение требований закона о недопустимости ущемления прав и законных интересов граждан и организаций в деятельности судебных приставов, к примеру, законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов. Так, рассматривая жалобы на действия (или бездействие) и решения судебного пристава, прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений по существу жалобы.
При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверяются все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, направляются в их адрес. При этом прокурор контролирует результаты рассмотрения жалоб. Однако прокурор не может направить в Службу судебных приставов жалобу на процессуальные действия и решения судебного пристава (например, жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела). Такие жалобы подлежат рассмотрению в порядке ст. 124 УПК (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»).
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.
Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.
В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.
В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.
Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше статьей КоАП РФ.
Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление о возбуждени исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и ряд других регламентированных законом актов.
Реагирование на незаконные постановления посредством принесения прокурорами протестов в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона, что ими в настоящее время и делается. Эта мера реагирования, хотя и не оговаривается в Законе об исполнительном производстве, вполне правомерна в силу ст. 23 Закона о прокуратуре, наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт. При этом прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу. Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 251 Закона о прокуратуре объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно процессуального законодательства уголовное дело.
Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
В соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» надзор рекомендуется возложить на:
— структурные подразделения прокуратур по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы — осуществление надзора в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнение законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;
— структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокурора в гражданском судопроизводстве и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы, — осуществление проверки соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства;
— структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе — рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле в части проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий;
— следственные подразделения прокуратур и следователей — разрешение заявлений и сообщений о совершенных или подготовляемых судебными приставами преступлений при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений.
Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях — департаменте судебных приставов Минюста России, службах судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, Управления военных судов Минюста России, в районных, межрайонных и им соответствующих подразделениях судебных приставов прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя из состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможности незамедлительно должны проводиться проверки в связи со сведениями о нарушении законов судебными приставами.
Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов (предприятий, учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы, территориальные органы юстиции, банковские учреждения.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
Читайте также:
- II этап: Организация исследования.
- II. Организация и виды финансового контроля
- III. Индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
- XII. Организация и оплата труда на морском транспорте
- Алгоритм работы начальника финансового органа по организации финансового хозяйства.
- Анализ параллельной работы генератора с аккумуляторной батареей
- Анализ работы идеального магнитного усилителя с последовательным включением рабочих обмоток и нагрузки
- Анализ работы системы
- Анализ работы системы.
- Анализ ритмичности работы предприятия
- Арматурные работы
- Безубыточность работы предприятия, точка безубыточности
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Полномочия прокуроров включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов:
1. Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов.
2. В случае поступления в прокуратуру жалобы на действие (бездействие) судебного пристава- исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса.
3. Вправе затребовать в прокуратуру для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которые имеются у заявителя, другие материалы.
Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление об окончании исполнительного производства.
Постановления, выносимые приставами, могут быть обжалованы в суд в 10 — дневный срок.
Средства прокурорского реагирования:
1. в качестве эффективного средства реагирования прокурора на нарушение законов можно рассматривать предостережение о недопустимости нарушения закона;
2. в случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное подразделение судебных приставов;
3. может поставить вопрос о применение к судебным приставам мер дисциплинарного воздействия.
В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно- наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений, прокурор может возбудить уголовное дело
Новый абзац в п.2 ст.1 введен ФЗ от10.02.1999г.. в соответствии с которым выделен новое направление прокурорского надзора надзор за исполнением законов судебными приставами.
Прокурор при осуществлении данного вида надзора должен:
1. изучить законодательства, регулирующие деятельность службы судебных приставов;
2. проанализировать соответствующие статистические данные;
3. обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.
Проверки прокурор проводит комплексно. В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществление своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В процессе проверки прокурор выясняет:
1)были ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решений, соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более 5 дней);
2).Правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;
3)выполняются ли судебными приставами — исполнителями требования по розыску должника, его имущества;
4)соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;
5)имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;
6)соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации.
В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы).
Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях, когда неисполнение решений может нанести ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника, усматриваются признаки преступления, при взыскании по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид»
-Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Кроме того, прокурор проверяет соблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершение исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа.
1. обосновано ли возвращены исполнительные документы;
2. своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места жительства, работы должника;
3. каким образом выполняются требования по розыску должника, его имущества;
4. соблюдается ли порядок совершения исполнительного производства.
В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.
Для установления каких- либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава- исполнителя для дачи необходимых разъяснений.
Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, требовать и изучить следующие материалы:
1. журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
2. журнал учета исполненных производств;
3. собственно исполнительные производства;
4. журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;
5. журнал учета штрафов, налагаемых приставом — исполнителем судебных решений;
6. книгу учета депозитных сумм;
7. журнал регистраций жалоб и заявлений;
8. отчетная статистика документов.
Таким образом, прокурор выполняет:
1. наложен ли в службах учет исполнительных документов;
2. соблюден ли 3-х дневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другому органу;
3. все ли предусмотренные законом меры к розыску скрывшихся должников и их имущества;
4. соблюдаются ли 2 месячный срок совершения исполнительных действий;
5. соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности, не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;
6. на законном ли основании приостанавливается исполнительное производство и откладываются исполнительные действия;
7. регистрируются ли поступившие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются, соответствует ли закону принимаемые по ним решения.
Проверки могут также проводится в связи с поступлением сведений опревышении полномочий судебными приставами при обеспечении установленного порядка деятельности судов.
При применении судебными приставами оружия, повлекшие гибель и ранение людей, необходимо проводить прокурору проверки на предмет установление законности применение оружия.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Григорьев – М., 2009. – 512 с.
2. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2011. – 459 с.
3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник [Текст] /Под ред. А.Н. Савенкова. – М., 2010. – 418 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамова, А.И. Современные тенденции развития законодательного процесса [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.
2. Грузкова, Г. С. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан [Текст] / Г.С. Глузкова // Законность. – 2008. — №5. – С.31-34
3. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти РФ [Текст] /Н.Н. Карпов. Монография. – М., 2007. – 127 с.
4. Кашепов, В.П. Концепция развития уголовного законодательства [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 833 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Проверки исполнения законов судебными приставами прокуроры могут проводить» в комментариях.