В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Приставы могут проводить дознание?».
Статья: Каждого судебного пристава Президент России наделил правом проводить дознание («Налоги» (газета), 2009, n 14)
«Налоги» (газета), 2009, N 14
КАЖДОГО СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ НАДЕЛИЛ ПРАВОМ
ПРОВОДИТЬ ДОЗНАНИЕ
Новая редакция ст. ст. 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая была на днях утверждена Президентом России Д.А. Медведевым, дает возможность каждому судебному приставу проводить дознание по уголовным делам, отнесенным к компетенции ФССП России.
Изменения в ст. ст. 40 и 151 УПК РФ направлены в первую очередь на упорядочение деятельности ФССП России как органа дознания. Это необходимо в том числе и в связи с ростом уголовных дел, возбуждаемых ФССП России по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, направленных на защиту правосудия и интересов взыскателей. Так, в связи с внесением изменений в ст. 151 УПК РФ и наделением судебных приставов правом возбуждать уголовные дела по ст. ст. 157 и 177 УК РФ уже в 2008 г. количество возбужденных дел, подследственных ФССП России, возросло практически в 10 раз — до 37 238.
Согласно действующему УПК РФ в ФССП к органам дознания относятся только главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, его заместители и старшие судебные приставы. Новым же Законом к органам дознания отнесена вся Федеральная служба судебных приставов, а не ее отдельные должностные лица. Одним словом, Закон существенно расширяет перечень должностных лиц, уполномоченных проводить предварительное расследование в форме дознания.
Кроме того, новая редакция указанных статей позволит заместителям старших судебных приставов в случае необходимости давать поручения дознавателям о производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, неподследственных Федеральной службе судебных приставов. Ранее заместители старших судебных приставов (начальников отделов) не имели таких полномочий — функции начальника органа дознания полностью возлагались на начальника отдела.
Изменения, внесенные в ст. ст. 40 и 151 УПК РФ, создают правовую основу для более эффективного расследования уголовных дел, подследственных Федеральной службе судебных приставов, и позволит максимально оперативно судебным приставам осуществлять установленные УПК процессуальные действия и принимать процессуальные решения.
Справка. В настоящий момент к подследственности Федеральной службы судебных приставов относятся следующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации:
ст. 157 «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»;
ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»;
ст. 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»;
ст. 297 «Неуважение к суду»;
ст. 311 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса»;
ст. 312 «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации»;
ст. 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».
Подписано в печать
27.03.2009
Судебные приставы могут проводить расследования в отношении коллекторов
17 июля Госдума в третьем чтении приняла поправки в КоАП РФ (законопроект № 371567-7), согласно которым введена возможность проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд.
Как ранее сообщала «АГ», поправки были подготовлены в связи с тем, что в рамках реализации положений Закона о коллекторах в производстве ФССП России находятся уже тысячи жалоб на действия недобросовестных коллекторов.
Авторы поправок отмечали, что в настоящее время в ст. 14.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, – «серых коллекторов».
«Вместе с тем на практике вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также “серых коллекторовˮ, являются проблемными», – указали авторы законодательной инициативы. Основной проблемой при рассмотрении этого вопроса является сбор доказательств, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены, а в отношении ст. 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования.
Предполагается, что принятый закон облегчит урегулирование процесса проведения административного расследования, поскольку будет устранена проблема со сбором доказательств, необходимых для разрешения дела, и должностное лицо ФССП России получит полномочия получать необходимую информацию от операторов сотовой связи, чтобы подтвердить количество состоявшихся телефонных переговоров либо отправленных сообщений со стороны коллектора должнику.
Эксперты «АГ» положительно оценили законопроект еще на стадии разработки.
Советник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон пояснил, что необходимость предлагаемых изменений назрела в ходе исполнения новой для ФССП функции, заключающейся в контроле за деятельностью коллекторских агентств, которую они осуществляют с начала этого года. «Объективная сторона правонарушения по ст. 14.57 КоАП РФ может быть весьма объемной, и для установления всех обстоятельств дела требуется проведение административного расследования по ст. 28.7 Кодекса. То есть могут потребоваться проведение различного рода экспертиз (например, лингвистической, психологической и т.п.), сбор информации технического характера (запросы сотовым операторам о количестве телефонных соединений, СМС-отправлений и т.п.)», – объяснил эксперт, добавив, что на эти действия требуется значительное время, в связи с чем необходимо дать полномочия судебным приставам проводить административное расследование.
Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что до настоящего времени не дано четких разъяснений по многим аспектам применения Закона о коллекторах. Кроме того, он пояснил, что речь идет не столько о соблюдении баланса интересов должника и взыскателя, существенно изменившихся после начала действия Федерального закона № 230-ФЗ, сколько о необходимости наделения приставов полномочиями получения информации, необходимой для принятия решения о виновности коллектора и ее степени.
Стр. 1 | 1. Органы ФССП России как орган дознания | Глава 2. ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ | Раздел VIII. ДОЗНАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА |
В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Одним из органов дознания являются органы ФССП России.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями органов ФССП России производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. ст. 312 и 315 УК РФ.
Орган дознания возглавляет начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5).
Полномочия начальника органа дознания.
Полномочия начальника органа дознания ФССП России выполняют:
1) директор ФССП России — главный судебный пристав РФ или его заместитель — при производстве дознания Управлением организации дознания и административной практики ФССП России;
2) главный судебный пристав субъекта РФ или его заместитель, курирующий вопросы организации дознания, — при осуществлении дознания в территориальных органах ФССП России;
3) старший судебный пристав или его заместитель, курирующий вопросы организации дознания, — при осуществлении дознания в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.
Начальник органа дознания осуществляет общее руководство и процессуальный контроль при проведении проверок сообщений о преступлениях, в ходе производства дознания и при его окончании, а также организует регистрацию, учет и рассмотрение сообщений о преступлениях, расследование уголовных дел. Так, например, начальник органа дознания по мотивированному ходатайству дознавателя продлевает до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); выносит постановление о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов (ч. 1 ст. 158.1 УПК РФ); утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ) . Указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Следует иметь в виду, что обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Полномочия начальника органа дознания конкретизируются в Приказе ФССП России от 16 февраля 2010 г. N 66 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2010. N 4.
Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в УПК РФ введена новая процессуальная фигура — начальник подразделения дознания (ст. 40.1). Его появление в уголовном процессе было обусловлено необходимостью осуществления надлежащего контроля за законностью производства дознания.
СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833.
Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Приставы могут проводить дознание» в комментариях.