Права судебных приставов по оупдс расширены чем

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Права судебных приставов по оупдс расширены чем?».

Полномочия судебных приставов существенно расширены

Добрый день, дамы и господа. В этой заметке хотел бы проанализировать для вас Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Поправки направлены на совершенствование исполнительного производства.
Расширены полномочия судебных приставов-исполнителей. Они вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, их наделили широкими возможностями по розыску должников, их имущества, ответчиков и детей. Приставы могут запрашивать сведения из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации, обрабатывать необходимые персональные данные, осуществлять опрос, отождествление личности, наводить справки, обследовать помещения, проверять документы и др.
Предусмотрена возможность выносить постановление судебного пристава-исполнителя в электронной форме.
Взыскателю дано право указывать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также прилагать документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные данные.
Совершенствуется порядок розыска должника, его имущества, а также розыска ребенка (исполнительный розыск). В частности, в перечень требований, при исполнении которых пристав объявляет розыск должника или его имущества, включены возмещение ущерба, причиненного преступлением, и взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за преступление.
Уточняется порядок обращения взыскания на имущество должника. Так, запрещен его арест, если сумма взыскания не превышает 3 тыс. руб. Однако это ограничение не касается денежных средств и заложенного имущества.
Усовершенствован порядок оценки имущества должника.
Кроме того, поправки предоставляют должнику право ходатайствовать о самостоятельной реализации вещей стоимостью не более 30 тыс. руб. Продать их надо в течение 10 дней и перечислить вырученные деньги на депозит службы судебных приставов. В противном случае имущество передадут взыскателю или реализуют принудительно.
Расширен перечень оснований для прекращения приставом исполнительного производства. Он дополнен исключением организации-взыскателя (должника) из ЕГРЮЛ.
Регламентирован порядок ведения исполнительного производства группой приставов. Такая форма взаимодействия наиболее целесообразна по крупным, сложным и сводным исполнительным производствам.
Кроме того, расширены полномочия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Новые полномочия судебных приставов

22 июля 2009 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года, вызвав немало возмущения среди граждан. Возмущение спровоцировали сообщения средств массовой информации о том, что судебные приставы с настоящего времени наделяются весьма широкими властными полномочиями, в том числе – обыскивать, задерживать граждан и даже проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. На первый взгляд, поправки действительно вводят серьезные ограничения конституционных прав, и беспокойство правозащитников по этому поводу вполне обоснованно. Тем не менее, для того, чтобы объективно оценить, действительно ли нововведения чреваты произволом приставов, достаточно трезво проанализировать смысл вносимых изменений

Первое, что необходимо уяснить относительно поправок — то, что увеличены полномочия не всех приставов. В Федеральной службе существуют своего рода силовые подразделения — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и лишь их полномочия увеличены вводимыми изменениями. Действительно, данные сотрудники теперь получили право входить на территории или помещения, но только в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться лицо, уклоняющееся от явки в суд по вызову. Только таких лиц приставы вправе задерживать и подвергать приводу, а не любого человека, мирно проходящего по улице, как это представляется в средствах массовой информации. Безусловно, важно, чтобы в законодательстве отсутствовал механизм нарушения прав граждан силовыми структурами, однако не стоит забывать и о правах тех, кто не может добиться правосудия из-за нежелания других явиться и выполнить свою обязанность по даче существенных для дела показаний.

Закон определил, что при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи). Как мы видим, закон не устанавливает общего правила о том, что пристав вправе входить в жилые помещения, а предусматривает данное полномочие как исключение. При этом каждый случай применения этого исключительного полномочия должен быть оговорен в постановлении суда, а вовсе не зависеть от собственного волеизъявления пристава.

Следующая мнимая «угроза» правам человека — наделение приставов правом проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях ФССП, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя, службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя. Итак, пристав не будет останавливать вас на улице и просить предъявить документы. В то же время, вряд ли вашим правам будет нанесен большой урон допущением проверки удостоверения вашей личности в суде или в ФССП. Здесь речь идет скорее не о нарушении ваших прав, а о содействии реализации вашего права на безопасность. Личный досмотр вас и ваших вещей приставы вправе осуществить лишь в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в случае, если вы находитесь в зданиях, помещениях судов или ФССП, и только при наличии оснований полагать, что вы имеете при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

15 июня 2005 года подсудимый Андрей Лапин в федеральном суде Приморского района г. Санкт-Петербурга пронес в зал судебного заседания гранату и взорвал ее в момент оглашения приговора — тогда погиб сотрудник конвойной службы и были ранены остальные участники процесса. Этот случай — отличный повод задуматься о том, что, поправки были разработаны и приняты вовсе не с тем, чтобы отобрать побольше прав у граждан в пользу «силовиков», а продиктованы совсем иными соображениями.

Многие средства массовой информации связывают внесение изменений в закон о судебных приставах с необходимостью повышения эффективности взысканий долгов в условиях финансового кризиса. Однако, как мы уже отметили, поправки коснулись лишь полномочий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а вовсе не приставов-исполнителей.

Массовое неисполнение исполнительных документов сегодня остается одной из важнейших проблем, и она куда более губительна для прав человека, чем необходимость предъявлять паспорт в здании суда. Сотрудники ФССП оправдывают такую ситуацию своей чрезмерной загруженностью. Действительно, Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения: и не только судебных актов, но и множества других документов, приравненных к исполнительным документам: постановления ФСС, ИФНС, ПФР и других органов. Суммы этих документов порой составляют от 8 до 30 руб. Нетрудно догадаться, что затраты на оформление исполнительного производства по ним значительно превосходят сами взыскиваемые суммы. Решение этой проблемы Правительство видит в расширении штатной численности службы, внедрении института помощников судебных приставов-исполнителей. Эти меры, конечно, способны дать положительный эффект, но вряд ли они коренным образом изменят ситуацию. Государственная система сегодня не способна «переварить» то количество дел, которое обрушивается на нее. Только внесение грамотных и детально разработанных изменений в законодательство с целью реформирования ФССП может повысить эффективность исполнения судебных актов в России. В частности, одним из путей может стать введение в России небюджетной организации исполнительного производства. Таким образом организована система принудительного исполнения во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерланадах, Италии, Латвии, Великобритании, Греции и ряде других стран. Суть системы в следующем: пристав получает полномочия от имени государства, назначается на должность Министерством юстиции, действует в рамках действующего законодательства, в то же время пристав независим и самостоятельно несет имущественную ответственность за результаты своей работы. Удобство данной системы для государства заключается в том, что оно никоим образом не финансирует деятельность судебных исполнителей, наоборот, возлагает на самих судебных исполнителей бремя расходов по самофинансированию и полной имущественной ответственности перед клиентами. Пристав получает вознаграждение за совершение исполнительных действий от клиентов по тарифам, установленным государством. Так, во Франции Министерство юстиции устанавливает тарификацию оплаты судебного исполнителя, которая носит регрессивный характер — чем выше взысканная сумма, тем меньше процент вознаграждения. За ошибки государственного пристава платит государство, а за ошибки небюджетного пристава платит он сам. Кроме того, государство получает доход от деятельности небюджетных приставов через уплачиваемые ими налоги. Поскольку оплата судебного исполнителя зависит от результатов его работы, то судебный исполнитель заинтересован в максимальной результативности своей деятельности. Самостоятельная организация конторы заставляет небюджетных приставов идти в ногу со временем, тратя средства на современную технику, программное обеспечение и т. п.

Несмотря на то, что идея частичной «приватизации» службы принудительного исполнения вызывает у многих недоверие, именно этот путь позволит решить самую главную проблему — низкую эффективность исполнения судебных актов. Многое уже приватизировано в сфере правоприменения, к примеру, третейское разбирательство и коммерческий арбитраж. В 1993 г. были изменены организационные основы работы нотариата, когда нотариусы из государственных служащих стали в основной массе небюджетными служащими, работающими под государственным контролем. Это привело к качественному изменению данной системы и решению вопросов доступности нотариуса для граждан и организаций.

Реформирование службы судебных приставов действительно является насущной необходимостью. Неисполнение или несвоевременное исполнение решений судов нивелирует всю российскую систему правосудия. При отсутствии у граждан веры в то, что решение суда в случае его вынесения будет исполнено, они пытаются найти альтернативные способы решения своих проблем, которые не всегда законны, а, порой, попросту преступны. В таких условиях, безусловно, радует повышенное внимание общественности к законодательным поправкам в этой области. Остается только пожелать, чтобы всякие нововведения осмысливались, а лишь затем оценивались и чтобы с таким же энтузиазмом разрабатывались и обсуждались поправки, направленные на глобальные реформы в сфере исполнения судебных актов, которые наконец-то позволят выйти на качественно новый уровень эффективности столь важной для общества структуры.

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Права судебных приставов по оупдс расширены чем» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru