В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Права судебных приставов исполнителей как государственных служащих?».
Стр. 1 | 5. Права и обязанности гражданского служащего | Глава 1. СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ | Раздел II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ |
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основными правами гражданского служащего являются права на:
— обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
— ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
— оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;
— получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
— доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
— доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
— ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
— защиту сведений о гражданском служащем;
— должностной рост на конкурсной основе;
— профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
— членство в профессиональном союзе;
— рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
— проведение по его заявлению служебной проверки;
— защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
— медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;
— государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
— государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Гражданский служащий также вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан:
— соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
2.1 Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего
судебный пристав исполнительный государственный
Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда». При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — ФССП России, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.
Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статусу является государственным служащим и для решения стоящих перед судебным приставом задач он должен руководствоваться нормативными правовыми актами только федерального уровня, особое место среди которых занимает Конституция РФ.
Принципиально важным для судебного пристава является конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита — обязанность государства. Более того, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Собственно говоря, приведенные положения должны лежать в основе деятельности всех органов государственной власти. Особое значение они имеют и для службы судебных приставов.
Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти Указ президента РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» Российская газета №3968 от 12.01.2006 г. (посл. изм. 17.02.2012)..
Гражданский служащий в соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской ФедерацииФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ// РГ №3539 от 31.07.2004 г.( с изм. 06.12.2011 №395-ФЗ).
Для замещения должности судебного пристава кандидат должен во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 20 лет, в третьих быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава и, наконец, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава. Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» по истечении трех лет со дня его официального опубликования, т.е. с 21 июля 2012 г., в ч. 1 статьи слова «двадцатилетнего возраста» будут заменены словами «возраста 21 года», после слов «старшего судебного пристава» будет дополнение словами «заместителя старшего судебного пристава»Федеральный закон N 194-ФЗ от 19.07.2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».
Кроме того Федеральным законом от 06.12.2011 года №410 ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены требования предъявляемые к лицу назначаемые на должность судебного пристава-исполнителя. В частности на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда вступившему в законную силу, имеет или имел судимость которая снята или погашен, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон , в следствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
Кроме того на должность будут назначаться лица имеющие только высшее юридическое или экономическое образование.Бюллетень Управления ФССП по Республике Башкортостан. О федеральных законах регулирующих, деятельность ФССП России. №1/2012. ГУП ИПК МВД по РБ. Уфа. 2012. С.36
Судебный пристав-исполнитель, выступая как государственный служащий, имеет следующие права:
Право на ознакомление с должностным регламентом и документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей.
Чёткое письменное закрепление функций государственного служащего исключает возложение на него заданий, выходящих за пределы его полномочий, позволяет в максимальной мере избежать субъективных неточностей в оценке качества его работы и в то же время выявить как отличившегося работника, так и виновника служебных упущений, если таковые будут иметь место.
Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Указанное право имеет важнейшее значение для судебного пристава-исполнителя, поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации — требовать предоставления различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров, и т.д. Это требование может быть направлено в адрес любых лиц — государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм.
Право на доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Данное право непосредственно связано с вышеназванным правом государственного служащего на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем всех основных его служебных функций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей; и охрана, в том числе вооружённая, не является препятствием для проникновения пристава в помещение (например, банка) или на территорию.
Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Конкурс на замещение вакантных государственных должностей является одной наиболее справедливых форм проявления принципа равного доступа граждан к государственной службе, закреплённого ч.4 ст.32 Конституции РФ.
Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержание с учётом результатов и стажа работы и уровня квалификации.
При наличии соответствующих условий государственный служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), увеличения денежного содержания, продвижении по службе и т.д. Такими условиями являются, например, общая выслуга лет, длительность работы по специальности, получение профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой, чем занимаемая, должности.
Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и не рабочих праздничных дней, а так же ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.
Личное дело государственного служащего является важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право знакомиться с ним даёт возможность контролировать объективность заносимых сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат своё отражение в личном деле. Государственный служащий может ознакомиться с материалами дела и снимать с них копии не только лично, но также через иное доверенное лицо (адвоката и т.п.). Вместе с тем, личное дело государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое ведомство (министерство).
Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном Федеральным законом.
Профессиональная подготовка — важнейший показатель квалификации государственного служащего и непременное условие надлежащего качества исполнения должностных функций. Анализируемое право закрепляет за государственным служащим возможность получить профессиональную подготовку в процессе прохождения службы (подготовиться к занятию более высокой должности, к участию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов и т.д.).
Право на пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы. Государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 (в ред. от 28.12.2010) // Российская газета. — № 247. — 20.12.2001.. По указанному Закону федеральные государственные служащие, в том числе гражданские служащие, имеют право на пенсию за выслугу летСтарцева Е.Н. Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих // Социальное и пенсионное право.№4 — 2009. — С. 12..
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей и гарантии их правовой и социальной защиты как государственных служащих
Читайте также:
- A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
- Bonorum posessio(преторский наследник) – владение наследственным имуществом. Для защиты своего права на наследство получал интердикт quorum bonorum
- Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 1 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 10 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 11 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 12 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 13 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 14 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 15 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 2 страница
- I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 3 страница
Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и гарантии их правовой и социальной защиты как государственных служащих.
Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов Минюста России, главного судебного пристава России, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
1. Становление и развитие российского исполнительного производства.
2. Исполнительное производство в странах СНГ
3. Основные мировые системы принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.
4. Гражданское исполнительное право: понятие, юридическая природа, принципы и система.
5. Принципы исполнительного производства.
6. Законодательство об исполнительном производстве: теоретические и практические проблемы.
7. Источники гражданского исполнительного права.
8. Органы принудительного исполнения решений судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
9. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в исполнительном производстве.
10. Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: правовые основы, финансовое и материально-техническое обеспечение ее деятельности.
11. Система и организация деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов: задачи и полномочия.
15. Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с органами судебной и исполнительной власти.
16. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями.
17. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица.
18. Процессуальные документы по учету, ведению, формированию и хранению материалов исполнительного производства.
19. Участники исполнительного производства.
20. Стороны в исполнительном производстве (взыскатель и должник): понятие, право- дееспособность, права и обязанности и правопреемство.
21. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних. Представительство в исполнительном производстве. Полномочия представителей сторон исполнительного производства.
22. Лица, содействующие процессу исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
23. Понятие, основания и порядок исполнения решений судебных актов, актов других органов и должностных лиц и исполнительные документы.
24. Понятие и виды исполнительных документов и предъявляемые к ним требования.
25. Обращения взыскания на имущество должника
26. Обращение взыскания на имущество должника-организации.
27. Особенности совершения исполнительных действий при несостоятельности (банкротстве) должника-организации.
28. Обращение взыскания на имущество должника-гражданина.
29. Оценка имущества должника в исполнительном производстве: теоретические и практические проблемы.
30. Реализация арестованного имущества: теоретические и практические проблемы.
56. Общие условия исполнения требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
57. Исполнение требования о выселении из жилого помещения.
58. Исполнение требования о вселении взыскателя в жилое помещение.
59. Исполнение требования об административном приостановлении деятельности должника.
31. Особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера.
32. Особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе.
33. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов.
34. Особенности исполнения исполнительных документов о защите чести достоинства и деловой репутации.
35. Исполнение решений судов по искам о признании.
36. Признание, порядок и способы исполнение решений судов и арбитражей иностранных государств в соответствии с правилами внутреннего законодательства и международными соглашениями.
37. Исполнительский сбор: понятие, правовая природа, основания и порядок взыскания.
38. Расходы по совершению исполнительных действий.
39. Ответственность за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
40. Штрафы и иные меры принуждения в исполнительном производстве.
41. Защита прав взыскателя и других лиц при совершении исполнительных действий.
42. Обжалование постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов: субъекты и объект, сроки и порядок.
43. Рассмотрение дел об исключении имущества из описи (освобождения от ареста).
44. Возмещение имущественного вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя участникам исполнительного производства.
45. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя участникам исполнительного производства.
Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 182 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Права судебных приставов исполнителей как государственных служащих» в комментариях.