Может ли прокуратура проверить судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Может ли прокуратура проверить судебных приставов?».

§ 4. Проведение проверок исполнения приставами законов судебными

Перед началом проверки обычно в соответствующем суде и территориальном органе Министерства юстиции РФ следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов. Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носит индивидуальный характер. В начале проверки тщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка поним; отчетно-статистические документы и т.д.; различные постановления и акты. Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет: налажен ли в службе учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежащих принудительному исполнению; соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли факторов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств; своевременно ли (не позднее следующего дня) направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.); все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество; принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения. Выше были перечислены лишь некоторые вопросы, выясняемые прокурором в ходе проверок.

Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами – это новое направление в деятельности прокуратуры, связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

  1. исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;
  2. исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;
  3. исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;
  4. оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;
  5. удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;
  6. постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Прокуратура проверила судебных приставов: более 1000 нарушений за полгода

Органы прокуратуры края уделили пристальное внимание вопросам соблюдения судебными приставами законодательства при исполнении документов, в том числе о взыскании задолженности по заработной плате, алиментов, исполнении требований неимущественного характера.

Проведенные проверки показали, что в деятельности судебных приставов допускаются факты бездействия при исполнении служебных обязанностей, что ведет к несоблюдению регламентированных законом сроков совершения исполнительных действий, нарушению прав взыскателей. В ряде случаев фактическое исполнение требований исполнительных документов осуществлено после прокурорского вмешательства, — отметили в Прокуратуре Красноярского края.

Так, по исполнительному производству о взыскании с ООО «Старатель» в пользу работников задолженности по заработной плате имущественное положение должника проверено не было, запросы в регистрирующие органы не направлены. Несмотря на осуществление предприятием финансово-хозяйственной деятельности, судебным приставом руководитель должника не вызывался, об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение судебного акта) не предупреждался. По данному факту прокурором Железнодорожного района г. Красноярска главному судебному приставу края внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В другом случае, длительное время в межрайонном отделе судебных приставов по г. Норильску и г. Талнаху находится исполнительное производство о взыскании с К. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Несвоевременное введение в отношении должника ограничения на выезд за пределы Российской Федерации позволило ему выехать за пределы г. Норильска. Розыск должника был объявлен лишь после проверки исполнительного производства прокурором.

Также проверками исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате, алиментов выявлялись нарушения судебными приставами требований ст. 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве» о пропорциональном распределении денежных средств.

Так, в рамках исполнительного производства о взыскании с ООО РСУ «Ситэк-К» задолженности по заработной плате в пользу 10 работников взысканная денежная сумма распределена судебным приставом только между 4 взыскателями.

Как считают в прокуратуре, подобные нарушения приводят к нарушению прав взыскателей на своевременное получение алиментов, задолженности по заработной плате.

Всего в первом полугодие 2011 года органами прокуратуры края в деятельности судебных приставов выявено более 1 000 нарушений закона. На незаконные постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, окончании исполнительного производства, возвращении исполнительного документа принесено свыше 400 протестов.

Прокурорами г. Красноярска, Канским межрайонным прокурором в суд направлено 111 заявлений о признании действий (бездействия) судебных приставов незаконными. К настоящему времени удовлетворено 49 заявлений.

В целях устранения выявленных нарушений закона, недопущения их впредь органами прокуратуры края главному судебному приставу края внесено более 100 представлений. Руководством управления ФССП по краю принимаются организационные меры, направленные на устранение нарушений, повышение эффективности исполнения требований исполнительных документов, фактическое восстановление прав взыскателей. По результатам рассмотрения представлений 51 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Может ли прокуратура проверить судебных приставов» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru