В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто может осуществлять работу приставов?».
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, — это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.
Согласно ст. 5 Закона служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглашается заместителем министра — Главным судебным приставом РФ. В состав этого подразделения входят:
— департамент судебных приставов Минюста России;
— служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;
— служба судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
— структурные подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
В ст. 1 Закона сформулированы две взаимосвязанные задачи, входящие в компетенцию службы судебных приставов:
1) обеспечение порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Содержательная сторона этой деятельности названных органов раскрывается в ст. 11 Закона «О судебных приставах», которая перечисляет такие функции, как:
— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
— выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
— исполнение решения Суда или судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
— обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
— проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
— взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, задержание их в случае необходимости с последующей передачей органам милиции;
— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
Приведенный перечень является исчерпывающим и в силу этого расширительному толкованию не подлежит.
Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными приставами-исполнителями, в общем виде приведен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся:
а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
— принимаемых ими судебных актов;
— решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
— решений иностранных судов и арбитражей;
— решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
б) судебные приказы;
в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контролирующие функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
ж) постановления судебного пристава-исполнителя;
з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Основной задачей, стоящей перед судебными приставами-исполнителями, является своевременное и надлежащее выполнение функций, возложенных на них Законом «Об исполнительном производстве», в процессе принудительного исполнения названных выше исполнительных документов.
Прокурорам следует иметь в виду, что постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного Суда Воронежской области, Арбитражного Суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» от 30 июля 2001 г.» положения данных статей признаны не соответствующими Конституции РФ.
В числе иных законодательных актов, которые имеют прямое либо косвенное отношение к деятельности судебных приставов, следует отметить:
1) Трудовой кодекс РФ, гл. 60 «Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам»;
2) Кодекс РФ об административных правонарушениях, определяющий порядок принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещении имущественного ущерба;
3) Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);
4) Гражданский кодекс РФ, часть первая (ст. 350, 447-449, относящиеся к вопросам обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов);
5) Семейный кодекс РФ (ст. 99-100, регламентирующие институт заключения соглашения об уплате алиментов);
6) Федеральный закон «Об оружии», поскольку законодательством о судебных приставах предусмотрены наличие специальных средств и огнестрельного оружия у судебных приставов для обеспечения установленного порядка деятельности судов и возможность их применения;
7) Налоговый кодекс РФ, часть первая (ст. 47 — о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации).
В числе постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности службы судебных приставов, следует отметить такие, как:
1) «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации» от 6 января 1998 г. (в ред. от 4 апреля 1999 г.);
2) «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27 мая 1998 г.;
3) «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства» от 26 июня 1998 г. (в ред. от 2 июня 1999 г.);
4) «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» от 7 июля 1998 г.;
5) «Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги» от 12 августа 1998 г.;
6) «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 30 декабря 1998 г.;
7) «О реализации конфискованного и арестованного имущества» от 23 апреля 1999 г.;
8) «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 марта 2000 г.
Отдельные вопросы исполнительного производства нашли свое развитие в актах министерств и ведомств.
Действуют, например, совместный приказ Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».
Действуют также следующие приказы Министерства юстиции РФ:
1) «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 3 июля 1998 г. № 76;
2) «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание» от 27 октября 1998 г. № 153;
3) «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» от 12 ноября 1998 г. № 166 (в ред. от 27 июня 2001 г.);
4) «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» от 3 августа 1999 г. № 226.
Деятельность судебных приставов: сфера полномочий и обязанности
Сотрудники ФССП являются не просто должностными лицами, обеспечивающими порядок в суде. Деятельность судебных приставов заключается также в контроле над выполнением установленных решений и ряде других задач. Они обеспечивают взыскание разных типов задолженностей, могут применять принудительные меры. Для специалистов ФССП предусмотрена отличительная форма, они проходят профподготовку, обладают специальными удостоверениями и имеют право на ношение оружия.
Основные обязанности, возложенные на работников ССП
В зависимости от основного вида деятельности, различают приставов, которые обеспечивают порядок работы судов и исполнителей, ведущих дела по исполнительным актам. В область полномочий первой группы входит контроль за общественным порядком в зале заседания, сопровождение документации, обеспечение явки свидетелей и др.
Кроме того, судебный пристав по обеспечению порядка деятельности судов должен:
- систематически (не реже раза в год) проходить специальные проверки на профпригодность (военно-врачебная экспертиза и спецподготовка);
- следить за безопасностью всех находящихся в зале заседаний;
- обеспечить безопасную доставку документов по делу и вещдоков в здание суда;
- решить вопрос с охраной здания суда и прилегающей территории, если в этом есть необходимость (безопасность обеспечивается в круглосуточном режиме);
- взаимодействовать с сотрудниками воинских подразделений либо органов ВД, которые занимаются вопросами безопасности и конвоирования лиц под стражей;
- судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности суда должен обеспечивать общественный порядок во время разбирательства;
- своевременно выявлять правонарушения и попытки преступления во время исполнения служебных обязанностей и пресекать их;
- осуществлять процедуры по обеспечению безопасности исполнителей и других должностных лиц, занимающихся взысканием задолженностей и другими опасными делами;
Деятельность судебного пристава-исполнителя подразумевает следующие обязанности:
- контроль за своевременным выполнением исполнительных листов;
- розыск должников и скрываемого имущества;
- рассмотрение ходатайств, заявлений по вопросам исполнительного производства, реагирование на них.
Деятельность службы судебных приставов включает широкий круг задач, которые она выполняют в рамках законодательства и президентско-правительственных указов.
На что имеют право сотрудники ФССП
Несмотря на широкий список должностных обязанностей, сфера деятельности судебных приставов включает ряд полномочий. Среди них следующие права:
- запрашивать любую информацию о неплательщике у работодателя (место проживания, уровень заработной платы и др.), органов миграционного учета и внутренних дел, сотрудников ФСБ;
- получать максимально полную информацию о должнике в рамках исполнения решения суда;
- затребовать беспрепятственный доступ к имуществу должника для его описи либо ареста;
- наложить арест на имущество либо ценности, указанные в исполнительном листе.
В процессе работы служащие в праве использовать принудительные меры по взысканию задолженностей (штрафные санкции, наложение запретов на выезд за пределы РФ, представление о возбуждении уголовного дела и т.д.). В ходе особо опасных ситуаций (задержание скрывающегося должника, нападение на сотрудника ФССП и т. д.), правовая основа деятельности судебных приставов позволяет им применять физическую силу либо пользоваться служебным оружием. Именно по причине высоких рисков исполнители зачастую работают в сопровождении охраны.
Применение вышеупомянутых мер допускается лишь в том случае, если исполнитель предупредил противника о намерении использовать дополнительное воздействие. В противном случае, поступки специалиста ФССП могут быть обжалованы в суде как неправомерные. Деятельность Федеральной службы судебных приставов должна осуществляться исключительно в рамках законодательства. В случае если исполнителем был нарушен процесс стяжения задолженности (нарушены сроки либо изъятое имущество продается по заниженным ценам, пр.), функционирует горячая линия судебных приставов, куда можно подать жалобу на конкретного сотрудника.
Организация работы службы судебных приставов
1 Характеристика базы практики
1.1 Юридический адрес и численность обслуживаемого населения
Юридический адрес Отдела судебных приставов по Центральному округу:
Количество обслуживаемого населения – 370 тысяч человек.
1.2 Штатно-организационная структура
Всего в Отделе судебных приставов по Центральному округу работает 63 человека. Возглавляет отдел – начальник отдела (старший судебный пристав), которому подчинены: заместитель начальника, заместитель начальника (старший судебный пристав по дознанию), заместитель начальника (заместитель старшего судебного пристава по исполнительному производству, старший судебный пристав по установленному правопорядку деятельности судов, старший специалиста канцелярии, водители.
1.3 Организация приема граждан
Отдел судебных приставов по Центральному округу г. Краснодару имеет следующий график работы: с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов. Перерыв с 13 до 14 часов.
Время приема граждан судебными приставами-исполнителями:
Вторник – среда с 9 до 16 часов
Четверг с 16 часов до 20 часов
Суббота – воскресение выходной
График работы канцелярии – с понедельника по пятницу с 9 до 12 часов.
2 Организация работы отдела судебных приставов Центрального округа по г. Краснодару
2.1 Организация работы отдела
Структура территориального отдела судебных приставов при организации исполнительного производства, показана на рис. 2. Как видно из схемы, территориальный отдел судебных приставов состоит из начальника отдела, его заместителей (в небольших отделах отсутствуют), инспектора по ведению депозитного счета, делопроизводителя и непосредственно самих судебных приставов-исполнителей. Отдел не является абстрактным и независимым образованием, и как все другие объекты материального мира взаимодействует с окружающей средой. В частности, из окружающей среды в отдел поступают исполнительные документы, а также осуществляется контроль (ведомственный, судебный, прокурорский). Кроме того, спецификой отдела является, то, что судебные приставы-исполнители являются самостоятельными процессуальными фигурами, выносят властные правоприменительные акты от своего имени, и только они являются непосредственными исполнителями судебных актов и актов иных органов.
Начальник отдела – старший судебный пристав в соответствии со статьей 10 ФЗ «О судебных приставах» организует и контролирует деятельность отдела, и неуправомочен отменить правоприменительный акт судебного пристава-исполнителя. Такие правомочия имеются только у суда, либо у самого судебного пристава-исполнителя.
Законодатель преследовал цель сделать судебного пристава-исполнителя максимально процессуально независимым. Вот почему на схеме Отдела судебных приставов Центрального округа г. Краснодар судебный пристав-исполнитель также взаимодействует с окружающей средой, и это взаимодействие заключается в проведении исполнительных действий, возложении определенных правовых обязанностей на должника и.т.д. Можно резонно заметить, что в обычной организации менеджер низового звена также взаимодействует с окружающей средой, например с клиентами.
Рисунок 2 – Структурная схема Отдела судебных приставов Центрального округа г. Краснодар
Судебный пристав-исполнитель с окружающей средой состоит в публичных правоотношениях власть-подчинение и самостоятельно принимает решения, что и является уникальной спецификой структуры отдела судебных приставов.
Таким образом, с одной стороны сплошной поток целей и задач отдела проходит через начальника отдела, с другой стороны судебный пристав-исполнитель независимо и только на основании предоставленных ему законом прав исполняет требования исполнительных документов.
Как видно из схемы, генеральную (основную) ответственность за выполнение поставленных целей и задач перед отделом несет начальник отдела-старший судебный пристав.
Судебный пристав-исполнитель самостоятельно и лично несет ответственность за совершаемые им исполнительные действия.
Функции по выполнению поставленных задач начальник отдела может (и обязан) делегировать всем остальным сотрудникам отдела. Сам начальник отдела должен осуществлять общее руководство отделом, контролировать исполнение задач, определять тактические, оперативные и стратегические цели.
Кроме того, начальник отдела должен уметь заниматься аналитической работой, планировать будущую деятельность отдела.
2.2 Организация работы судебного пристава-исполнителя
Приемная канцелярии принимает у граждан заявления о возбуждении исполнительного производства. Приемная регистрирует поступившие документы и передает в канцелярию. Канцелярия регистрирует заявление и перенаправление судебному приставу по соответствующему участку, по территориальному расположению должника.
Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней рассматривает поступившее заявление и принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
7) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определяется в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кто может осуществлять работу приставов» в комментариях.