В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто может быть судебным приставом закон?».
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ
«О судебных приставах»
С изменениями и дополнениями от:
7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г., 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 19 июля, 25 ноября 2009 г., 27 июля 2010 г., 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 апреля, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 5 мая, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г.
Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года
Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
21 июля 1997 года
Настоящий Федеральный закон регулирует полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.
Закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»
Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 августа 1997 г. N 149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30 ст. 3590
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие пункта 1 статьи 3 приостановлено до 1 января 2018 г. в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
О деятельности службы приставов согласно статьи 118 Федерального закона
ФЗ «О судебных приставах» это второй после Конституции закон, регламентирующий работу приставов-исполнителей. Данный нормативно-правовой акт дает понятие терминов, применяемых в работе федеральной службы судебных приставов, их задач, прав, обязанностей, требований к этим работникам. Об этом и будет разговор ниже.
Федеральный закон № 118 о задачах судебных приставов
Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997, № 118-ФЗ (в ред. ) — (далее — Закон) состоит из 6 глав и 25 статей, первая из которых (общие положения) говорит о задачах судебных приставов.
Закон говорит о таких задачах:
- Обеспечить установленный порядок в работе судов.
- Осуществить принудительное исполнение судебных решений, определений и иных актов должностных лиц и органов.
- Исполнять законодательство в части уголовном производства.
- Вести государственный реестр.
- Проводить госконтроль за работой организаций, чья деятельность направлена на возврат просроченной задолженности.
Как организована деятельность службы?
Деятельность всей службы организованна на всех уровнях страны. Ниже подробно описано, кто, где находится:
Все, что касается структуры службы, численности работников, а также Положение о Федеральной службе утверждаются Президентом.
Деятельность сводится к:
- обеспечению порядка в судах;
- осуществлению исполнительных производств для введения в действие всех судебных документов;
- принятию мер для исполнения таких документа;
- проведению оценки и учета арестованного (изъятого) имущества у должника;
- организации хранения и реализации и арестованного (изъятого) имущества;
- проведению розыска должника-организации, и его имущества;
- участию в делах о банкротстве и таких процедур
- а также к другим действиям для полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Читайте также: Должники судебных приставов — как истцу по фамилии узнать долг по алиментам, как написать заявление.
Возвращение исполнительного листа истцу приставом
На основании другого ФЗ, относящегося к деятельности приставов-исполнителей («Об исполнительном производстве»), он правомочен вернуть исполнительный лист истцу (заявителю) после возбуждения производства, и определенной работы по этому делу.
Возврат допустим:
- С заявления взыскателя.
- Невозможности исполнения должником совершать определенные действия по обязывающему документу.
- Невозможности разыскать должника и (или) его имущество, а также при невозможности найти денежные и иные ценности должника.
- При отсутствии у должника того имущества, в отношении которого возможно наложение взыскания.
- Препятствия со стороны взыскателя к работе пристава в отношении конкретного должника.
- Должник не является гражданином РФ, (гражданин иностранного государства, лицо без гражданства), при вступившем в законную силу решении суда о его выдворении.
Стоит сказать о том, что на основании статьи 46 судебных приставов вышеназванного акта, данный перечень является закрытым. Так же по этой статье на пристава возлагаются обязанности по оформлению документации надлежащим образом. Так, исполнитель должен составить акт, в котором указываются основания возврата исполнительного документа истцу. Акт утверждается старшим судебным приставом, в его отсутствие — заместителем. После утвержденного акта, составляется постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа истцу.
Что означает статья 46 часть 1 ФЗ № 229 для должника?
Если с заявителем (истцом) все понятно, то как эта статья сказывается на должнике? Пока идёт работа по исполнительному делу должник может сам прятаться, до возбуждения дела он может переоформить свое имущество на других лиц, обналичить все свои счета, или даже избавиться от части имущества. Однако, если дело касается банковских кредитов, то пока должник прячется, за этот период набегают штрафы и пени. Не забываем тот факт, что приставы-исполнители очень дотошные работники, они будут искать до последнего. В результате возвращения исполнительного документа, есть вероятность того, что банк будет инициировать процедуру банкротства. А при этой процедуре все сделки и реализации имуществ будут учтены, и с тех сумм будут взысканы проценты для погашения денежных обязательств.
Если должник — это нерадивый родитель, не платящий алиментные обязательства, то решение пристава-исполнителя о возврате исполнительного дела, фактически освобождает неплательщика от обязанности содержать своего ребенка (либо родителя), т.к. приставы не нашли материальных доходов. С неплательщика снимают все ограничения и прекращают контроль над имуществом и активами должника. Правда через полгода истец может инициировать новый судебный процесс и все начнется сначала.
Кстати, на практике встречаются случаи, когда исполнительное дело закрыли и с человека должны были снять все ограничения, но почему-то это сделать забыли. Или забыли снять арест со счетов, или забыли снять запрет на выезд за границу. В таких случаях нужно обратиться в органы ФССП по месту жительства и заявить о нарушенных правах.
Когда идти на прием к приставу, и в чем заключаются обязанности сотрудников службы приставов?
Куда обращаться при неправомерных действиях сотрудников ФССП, и как написать жалобу на пристава-исполнителя, подробнее.
Заключение
В Российской Федерации есть три основополагающих закона, на которые ориентируются рассматриваемые служители закона — это Конституция РФ, ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако, это не говорит, что другие нормативно-правовые акты служителям Фемиды не известны. Пристав должен оперировать и Уголовным, Семейным, Гражданским законодательством, ориентироваться в Банковском и Финансовом праве. Вообще, приставы должны оперировать многими законами, действующими на территории страны. Но Закон о «Судебных приставах» направлен на регулирование деятельности приставов-исполнителей, их обязанностях, полномочиях, соблюдениях требований и ответственности этих работников. Служба подчиняется Президенту и Министерству Юстиции РФ. Свою деятельность служба приставов России осуществляет через территориальные органы, которые в свою очередь занимаются своей деятельностью через районные, межрайонные и специализированные отделы, находящиеся в городах субъекта.
Видео по теме: как правильно закрыть исполнительное производство:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 июля 1997 года №118-ФЗ
О судебных приставах
(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 3 марта 2007 г. №29-ФЗ, 22.07.2008 г. №132-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 25.12.2008 г. №280-ФЗ, 19.07.2009 г. №194-ФЗ, 25.11.2009 г. №267-ФЗ, 27.07.2010 г. №213-ФЗ, 11.07.2011 г. №196-ФЗ, 03.12.2011 г. №389-ФЗ, 06.12.2011 г. №410-ФЗ, 05.04.2013 г. №49-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 01.01.2014 г. №388-ФЗ, 03.02.2014 г. №7-ФЗ, 12.03.2014 г. №29-ФЗ (вступ. в силу 06.08.2014 г.), 12.03.2014 г. №34-ФЗ, 05.05.2014 г. №126-ФЗ, 22.12.2014 г. №441-ФЗ, 08.03.2015 г. №57-ФЗ, 30.12.2015 г. №425-ФЗ, 03.07.2016 г. №227-ФЗ, 29.12.2017 г. №478-ФЗ)
Принят Государственной Думой Российской Федерации 4 июня 1997 года
Одобрен Советом Российской Федерации 3 июля 1997 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Задачи судебных приставов
На судебных приставов возлагаются задачи по:
обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);
осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);
исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов).
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.03.2014 г. №29-ФЗ)
Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов
Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Статья 2.1. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний
Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений судебных приставов, включая объединения ветеранов.
(В статью 2.1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 06.12.2011 г. №410-ФЗ, 08.03.2015 г. №57-ФЗ)
Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.
2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:
«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:
беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;
настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;
неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.
Служу России, служу Закону!»
Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.
Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.
3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кто может быть судебным приставом закон» в комментариях.