Исполнительный лист не может быть предъявлен к исполнению судебными приставами

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Исполнительный лист не может быть предъявлен к исполнению судебными приставами?».

Вопрос 2. Порядок предъявления исполнительных документов к исполнению и последствия его несоблюдения

Возбуждение исполнительного производства представляет собой принятие судебным приставом-исполнителем к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, выдавшего этот документ, либо взыскателя.

Исполнительное производство возбуждается при положительном решении судебным приставом-исполнителем вопроса о принятии исполнительного документа к исполнению. От правильности действий судебного пристава-исполнителя на данной стадии исполнительного производства зависит, будет ли фактически реализовано признанное судебным или иным актом право взыскателя на защиту.

Предъявление исполнительного документа к исполнению представляет собой одностороннее волеизъявление взыскателя, направленное на возникновение исполнительного производства в службу судебных приставов-исполнителей, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Законом установлен определенный порядок предъявления исполнительных документов к исполнению, при несоблюдении которого у судебного пристава-исполнителя не возникает корреспондирующей с правом взыскателя на принудительное исполнение обязанности возбудить исполнительное производство.

Во-первых, предъявляемый к исполнению документ должен являться исполнительным, то есть входить в перечень исполнительных документов, установленный статьей 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», либо его исполнение в порядке исполнительного производства должно быть предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, исполнительный документ обязательно должен соответствовать требованиям статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В-третьих, исполнительный документ должен быть направлен в службу судебных приставов-исполнителей самим взыскателем (его представителем) вместе с заявлением взыскателя или его представителя, если иное не предусмотрено законом. Например, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя при исполнении постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При принятии заявления и исполнительного документа от представителя судебный пристав-исполнитель проверяет наличие в доверенности специального полномочия на предъявление исполнительного листа или иного документа ко взысканию.

В-четвертых, к условиям правомерного предъявления исполнительного документа к исполнению относится соблюдение установленных статьей 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроков на предъявление к исполнению. Документы, по которым истек срок исполнительной давности, к исполнению не принимаются (статья 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), если только этот срок не восстановлен судом в порядке статьи 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в возбуждении исполнительного производства в таких случаях отказывается.

Выделяют и другие условия правомерного предъявления исполнительного документа к исполнению, нарушение которых должно вести к отказу в возбуждении исполнительного производства.

К таким нарушениям, в частности, относят:

предъявление исполнительного документа без заявления взыскателя либо когда заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

предъявление исполнительного документа без соблюдения правил территориальной подсудности, установленной между подразделениями судебных приставов-исполнителей, то есть не по предусмотренному законом месту совершения исполнительных действий;

документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено либо окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

КС ограничил повторное предъявление исполнительных листов

По моему мнению, правовая позиция Суда, признавшего данные законоположения не соответствующими Конституции РФ, окажет огромное влияние на практику принудительного исполнения судебных актов.

Содержание оспариваемых законоположений и фактические обстоятельства
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает трехлетний срок принудительного исполнения судебного акта. На протяжении этого периода взыскатель может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов, что прерывает течение срока. Если исполнительное производство оканчивается без исполнения требований исполнительного документа, он возвращается взыскателю, а срок принудительного исполнения начинает течь заново.

Одним из оснований окончания исполнительного производства является заявление взыскателя, которое он не обязан как-то мотивировать. Таким образом, действующее регулирование позволяет взыскателю неограниченное количество раз отзывать исполнительный лист и повторно предъявлять его, тем самым продлевая исполнительное производство до бесконечности.

Именно эта проблема была поставлена перед Конституционным Судом РФ заявителем по делу – должником по обеспеченному залогом обязательству, кредитор которого неоднократно начинал исполнительное производство по продаже заложенного актива, но потом отзывал исполнительный лист.

Позиция Конституционного Суда
Суд разобрал экономические мотивы, по которым взыскатель может недобросовестно использовать предоставленное ему право отзыва и повторного предъявления исполнительного документа (в том числе неблагоприятная ценовая конъюнктура в отношении предмета залога), и счел несправедливым возложение этих рисков на должника, который, не имея возможности самостоятельно реализовать предмет залога, будет продолжать нести бремя содержания заложенного имущества.

В постановлении отмечено, что предоставление взыскателю подобных прав означает, что должник может бесконечно долгое время находиться в состоянии неопределенности относительно своего правового положения. По мнению Суда, это чрезмерно смещает баланс интересов сторон в пользу кредитора и противоречит принципам правовой справедливости и правовой определенности. По изложенным мотивам Конституционный Суд РФ признал оспариваемое регулирование неконституционным.

Последствия для практики
Конституционный Суд РФ предписал федеральному законодателю внести изменения в Закон об исполнительном производстве. Однако позиция Суда начнет оказывать влияние на практику уже сейчас, поскольку в резолютивной части постановления имеется указание о порядке применения оспоренных норм до выполнения законодателем поручения Суда. Согласно этому указанию при повторном предъявлении ранее отозванного взыскателем исполнительного листа из трехлетнего срока принудительного исполнения следует вычитать периоды, в течение которых данный документ ранее находился на исполнении.

Таким образом, с 10 марта 2016 г. регулирование исполнительного производства коренным образом изменено, подчеркивает юрист. Исполнительные листы, в общей сложности находившиеся в службе судебных приставов более трех лет и отозванные взыскателями, более не могут быть предъявлены к исполнению.

При том, что в целом выводы Конституционного Суда РФ представляются обоснованными, возникает вопрос о целесообразности избранного им критерия для отсечения «бесконечных» исполнительных листов. Не вполне ясно, чем руководствовался Суд при его определении – постановление в данной части ничем не мотивировано. Между тем с учетом приведенного Судом убедительного политико-правового обоснования несправедливости возможности немотивированного отзыва исполнительного листа и повторного его предъявления, возможно, что более правильным было бы приравнять последствия отзыва исполнительного листа к последствиям отказа от иска, т.е. установить запрет повторного предъявления. Вероятно, подобное решение слишком радикально разошлось бы с действующим регулированием и потому требует изменений в законодательстве. Не исключено, что федеральный законодатель, исполняя поручение Суда, пойдет именно по этому пути.

Срок исковой давности по исполнительному листу

Срок давности предъявления исполнительного листа

Согласно общему правилу срок давности передачи исполнительного листа к исполнению составляет 3 года с момента обретения соответствующим судебным актом законной силы (п. 1 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Этот срок отводится именно для передачи исполнительных документов должнику или в службу судебных приставов-исполнителей. Период времени, предусмотренный для осуществления исполнительных действий по взысканию задолженности, в указанные 3 года не входит и исчисляется с другого момента.

Срок представления исполнительного листа к исполнению прерывается в связи с передачей указанного документа на исполнение или частичным выполнением его требований должником (п. 1 ст. 22 закона № 229-ФЗ). Это означает, что с указанного момента 3 года, предоставляемые законом для передачи исполнительного листа на исполнение, начинают исчисляться заново, а уже прошедшее до перерыва время из нового срока не вычитается (п. 2 указанной статьи).

В ситуации, когда исполнительный лист возвращается обратно взыскателю по причине невозможности исполнения содержащихся в нем требований, течение срока исковой давности по исполнительному листу возобновляется с момента возвращения. В случае, когда исполнительный лист был отозван, период времени, прошедший от момента его предъявления до дня отзыва, вычитается из общего 3 годичного срока.

Срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе

Бытует мнение, что срока давности для выполнения требований, включенных в исполнительный лист, не существует. На самом деле в законодательстве предусмотрены четкие временные рамки для проведения судебными приставами-исполнителями необходимых действий, направленных на взыскание задолженности. Однако на практике такие сроки могут либо элементарно не соблюдаться, либо соблюдаться, но весьма существенно растягиваться — с учетом того, что возможно возвращать исполнительный лист взыскателю и вновь представлять его к исполнению.

По общему правилу для осуществления включенных в исполнительный документ предписаний судебным приставом-исполнителем отводится 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства (п. 1 ст. 36 закона № 229-ФЗ). Этот срок не является пресекательным, поэтому сам исполнительный документ может находиться на исполнении до момента полного фактического погашения задолженности либо быть возвращен взыскателю судебным приставом-исполнителем вместе с актом о невозможности произвести взыскание (п. 2 ст. 46 закона № 229-ФЗ).

Постановление судебного пристава-исполнителя о завершении исполнительного производства может быть оспорено, в т. ч. в ситуации, если взыскатель посчитает его несоответствующим требованиям закона (см. определение ВС РФ от 12.11.2014 № 5-КГ14-74).

При этом взыскатель, которому был возвращен исполнительный документ, не лишается права вновь представить его к исполнению в установленный срок (п. 4 ст. 46 закона № 229-ФЗ).

Пропуск срока исковой давности по исполнительному листу

Сроки давности представления исполнительных документов к исполнению, оспаривания постановлений, действия (или бездействия) должностных лиц ФССП и иные сроки в исполнительном производстве могут быть восстановлены, если повлекшие их причины будут признаны судом уважительными (п. 1 ст. 112 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ, п. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ).

Правом на обращение в суд для восстановления срока подачи исполнительного листа к исполнению обладает только взыскатель. Для этого необходимо подать заявление в суд, принявший соответствующий судебный акт. Восстановление указанного срока возможно только для исполнительного листа и судебного приказа, по остальным исполнительным документам пропущенный срок восстановлению не подлежит (п. 2 ст. 23 закона № 229-ФЗ).

Уважительные причины для восстановления срока исковой давности

Примерами уважительных причин для восстановления сроков, предусмотренных исполнительным производством, можно считать в том числе:

  • несоблюдение сроков взыскателем по причине утраты исполнительного листа не по его вине (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2006 по делу № А56-16317/2000);
  • нахождение взыскателя — физического лица на длительном стационарном или амбулаторном лечении, не позволяющем ему свободно передвигаться;
  • нахождение взыскателя — физического лица в состоянии беспомощности;
  • юридическая неграмотность взыскателя — физического лица;
  • несоблюдение сроков взыскателем по причине ненадлежащего оформления исполнительного листа со стороны выдавшего его органа (постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.11.2003 по делу № Ф03-А73/03-1/2746) и т. д.

Судами не признаются уважительными следующие причины:

  • отсутствие в штате организации-взыскателя юриста, компетентного в вопросах исполнения судебных постановлений, нахождение руководителя организации в отпуске и иные внутриорганизационные проблемы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2013 № А45-21888/ 2010);
  • моральное воздействие на руководителя организации-взыскателя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2007 по делу № А56-2922/2000);
  • реорганизация юрлица-взыскателя и т. д.

Каждая ситуация изучается судом в индивидуальном порядке, и вопрос отнесения причин к уважительным передан на усмотрение суда.

Таким образом, срок давности исполнительного листа для предъявления к исполнению по общему правилу составляет 3 года. Данный срок начинается заново с момента возврата исполнительного документа взыскателю. Пропущенный срок предъявления исполнительного листа может быть восстановлен судом.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Исполнительный лист не может быть предъявлен к исполнению судебными приставами» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: zaem-prf@cp9.ru