В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что может быть организации за невыполнения требований судебного пристава?».
Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
1. За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление.
2. Постановление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
3. При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Последствия невыполнения законных требований судебного пристава
Правомерность ареста детских пособий, и иных социальных выплат судебными приставами
МВД обновлен регламент, которым руководствуются сотрудники ДПС
Последствия невыполнения законных требований судебного пристава
Какая существует ответственность ?
Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя предусмотрена Законом «Об исполнительном производстве» и другими нормативными актами. Судебный пристав-исполнитель имеет право налагать на лицо, виновное в нарушении законодательства об исполнительном производстве, штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.
В связи с тем, что пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, лицо, пытающееся повлиять на ход исполнительного производства, может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления против государственной власти и интересов госслужбы (глава 30 УК РФ), а также за преступления против правосудия (глава 31 УК РФ).
При неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, либо неисполнения в течение суток документа, подлежащего немедленному исполнению, на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора (ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Возможные штрафы для граждан
Приставы наделяются правом привлечения участников исполнительного производства к административной ответственности по ряду статьей КоАП РФ. Чаще всего на должника накладывается штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей за невыполнение законных требований судебного пристава, представление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ). Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей (ст. 17.15 КоАП РФ).
Не являющиеся должниками лица также привлекаются к ответственности за невыполнение законных требований пристава, отказ от получения конфискованного имущества, представление недостоверных сведений о своем имущественном положении, утрату или несвоевременное отправление исполнительного документа, неисполнение требований исполнительного документа (штраф устанавливается в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, ч.3 ст.17.14 КоАП РФ). Привлекать к ответственности в установленном законом порядке имеют право руководители территориальных и структурных подразделений ФССП, а также их заместители.
Чем штраф отличается от сбора?
В отличие от административного штрафа, сбор взимается приставом, который ведет исполнительное производство, при наличии оснований ст. 112 Закона. Постановление о его взыскании утверждается старшим судебным приставом. Также различается порядок взыскания: если требования по исполнительному документу не были удовлетворены в срок, установленный для добровольного исполнения документа, пристав взыскивает сбор с установлением нового срока исполнения, а уже при неисполнении в этот срок без уважительных причин организует принудительное исполнение или составляет протокол об административном правонарушении, в частности по ст. 17.15 КоАП РФ, и на этом основании выносится Постановление о привлечении к административной ответственности (ст. 105 Закона).
Статья 87. Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
1. Помимо ответственности, предусмотренной за невыполнение требований, содержащихся в исполнительных документах (ст. 85, 86 Закона) граждане и должностные лица могут быть подвергнуты штрафу за неисполнение любого законного требования судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа и любое нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. С незначительными изменениями в статье воспроизведены и перечисленные в ст. 344, 381, 388, 390 ГПК конкретные правонарушения, влекущие наложение штрафа.
Виды правонарушений, за которые наступает ответственность: невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя; нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве; утрата исполнительного документа; представление неверных сведений о доходах и об имущественном положении должника; несообщение должником об увольнении с работы; о новом месте работы или месте жительства; уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий.
2. В законе предусмотрены две санкции за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве: штраф либо принудительный привод. При этом принудительный привод применяется только при уклонении без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий. В остальных случаях налагается штраф.
Указанные меры ответственности применяются судебными приставами-исполнителями самостоятельно с санкции старших судебных приставов. Для их применения нет необходимости в использовании специальной процедуры слушания дела.
Штраф может быть наложен постановлением судебного пристава-исполнителя, утвержденным старшим судебным приставом, не только на должника, но и на любого гражданина, в том числе и должностное лицо, в обязанности которого входило выполнение требования судебного пристава-исполнителя или законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в связи с исполнением исполнительного документа, по поводу которого было возбуждено исполнительное производство.
Сумма штрафа определяется судебным приставом-исполнителем в пределах до 100 минимальных размеров оплаты труда. Как и в других случаях наложения штрафа (ст. 85 Закона), сумма штрафа должна зависеть от тяжести последствий невыполнения требования судебного пристава-исполнителя или нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и материального положения должника.
3. В п. 1 комментируемой статьи решен еще один важный вопрос, затруднявший действия по исполнению, — вопрос о последствиях неявки граждан и должностных лиц к судебному исполнителю.
В соответствии со ст. 88 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебным приставом-исполнителем выносятся только по возбужденному исполнительному производству и лишь само возбуждение исполнительного производства происходит по поступившему к нему исполнительному документу (ст. 9). В связи с этим указанные санкции судебный пристав-исполнитель может применять только после возбуждения исполнительного производства.
4. Пунктом 3 данной статьи так же, как и п. 3 ст. 85 Закона, предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении гражданина или должностного лица к уголовной ответственности, если в их действиях по невыполнению его законных требований или нарушению законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве содержатся признаки состава преступления.
Подобная обязанность возникает у судебного пристава-исполнителя, если в действиях виновных лиц содержатся признаки административного правонарушения.
В УК РФ есть несколько статей, под действие которых подпадают лица, указанные в ст. 87. Это ст. 177, предусматривающая уголовную ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта; ст. 315, устанавливающая ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов, а равно воспрепятствование их исполнению лицами, которые обязаны в пределах предоставленных им полномочий исполнять предписания судебного акта. Кроме того, в УК РФ имеется ст. 157, предусматривающая ответственность за злостное, систематическое и продолжительное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание детей, и совершеннолетних трудоспособных детей — на содержание нетрудоспособных родителей.
Субъектами ответственности по ст. 87 могут быть граждане и должностные лица. Редакция статьи сформулирована таким образом, что дает основания привлечь к ответственности практически любое лицо, которое имеет те или иные обязанности в сфере исполнительного производства.
На практике это положение не совсем ясно в отношении должностных лиц. Во-первых, только ли должностные лица, не исполняющие законных требований судебного пристава-исполнителя, могут быть субъектом ответственности? А просто служащий (работник) организации-должника, не наделенный какими-либо административно-властными полномочиями? Во-вторых, какое конкретно должностное лицо организации должно нести ответственность? Представляется, что речь может идти только о руководителе организации (юридического лица), которое не выполнило законных требований и нарушило законодательство об исполнительном производстве, или должностном лице, обязанном по своему служебному положению непосредственно совершать действия по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (например, бухгалтер, работник кадровой службы и т.д.).
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Что может быть организации за невыполнения требований судебного пристава» в комментариях.